Как мы уже упоминали, Божественная Литургия не служится по будним дням Великого Поста, но чтобы верующие могли быть поддержаны в своем подвижническом усилии принятием Святого Причастия, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Служба эта - весьма древняя: мы находим упоминание о ней в канонах VII века, а создание ее относится к еще более раннему времени.
Во все дни поста св. Четыредесятницы, кроме субботы и недели (т. е. воскресенья) и св. дня Благовещения, св. Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров. (Пято-Шестой Собор, канон 52, 692 г.)
Автором ее по традиции считается папа Римский св. Григорий Двоеслов (VI в.), однако та служба, которую мы совершаем сегодня в церкви, в большой степени есть вдохновенное литургическое творение христианской Византии.
Литургия Преждеосвященных Даров состоит из торжественной великопостной Вечерни, к которой добавлены перенесение Святых Даров в алтарь и причащение, но само освящение Даров в ней отсутствует. Они освящаются на Литургии в предыдущее воскресенье, откуда и происходит ее название. Служба совершается вечером по средам и пятницам, или только в один из этих дней, который целиком должен быть посвящен духовной подготовке и пощению.
Порядок совершения этой службы такой. На Вечерне, во время пения псалмов, Преждеосвященные Дары переносятся с престола, где они хранились с воскресной Литургии, на жертвенник. После песнопений читаются Книги Бытия и Притч, между которыми священник благословляет коленопреклоненный народ зажженной свечой и словами: «Свет Христов просвещает всех», обозначающими, что вся премудрость, данная Церкви в Писаниях и Таинствах, исходит от Христа. Первоначально это благословение было направлено на оглашенных, готовящихся к крещению на Пасху и присутствующих на службе только до причастия верных.
После чтения торжественно поется вечерний 140-й псалом, с каждением. Затем, после просительных ектений и отпуста оглашенных, Преждеосвященные евхаристические Дары в торжественной безмолвной процессии переносятся на престол. Входное песнопение призывает верных:
Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится (т. е. торжественно приносится). Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуйя. Аллилуйя. Аллилуйя.
После ектеньи и молитв поется «Отче наш», верующие подходят к Причастию под пение стиха из 33-го псалма: «Вкусите и видите яко благ Господь. Аллилуйя». Затем следуют послепричастные стихи и мы расходимся с молитвой к Богу, введшему «нас в пречестные дни сия ко очищению душам и телом, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения», чтобы Он дал нам «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершит… и неосужденно достигнута поклонитися и святому воскресению» Христову.
ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ
Каждое из воскресений Великого Поста посвящено определенной теме. Первое называется Неделей Торжества Православия. Этот праздник имеет историческое происхождение: он посвящен воспоминанию возвращения икон в церкви после победы над иконоборческой ересью в 843 г. Духовные темы этого дня: победа правой веры - «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5.4), и прославление икон святых как свидетельства обожения человека.
Второе воскресенье посвящено памяти Св. Григория Паламы († 1359), который защищал учение Церкви о том, что человек может достигнуть святости благодатью Господней и через пост и молитву уже в этой жизни быть преображенным нетварным светом Славы Божьей.
Третье воскресенье - Крестопоклонное. Крест выносится на середину храма не только как напоминание нам об искуплении Христовом, и не только как цель, на которую должны быть направлены наши усилия, но также и для почитания его как пути спасения. «Кто не берет своего креста и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10.38), ибо в Кресте Распятого Христа находится и «сила Божия и премудрость Божия»для спасающихся (1 Кор. 1.24).
Четвертое воскресенье посвящено Св. Иоанну Лествичнику, автору книги «Лествица» (т. е. «Лестница»). Игумен монастыря св. Екатерины в Синае (VI в.), он свидетельствует о том огромном усилии, которое необходимо сделать, чтобы войти в Царство Божие (см. Мф. 10.12). Духовная борьба в христианской жизни совершенно реальна, она «не против плоти и крови, но против… мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных…» (Еф. 6.12). Св. Иоанн вдохновляет нас на эту борьбу, ибо только «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24.13).
Пятое воскресенье вспоминает Св. Марию Египетскую, раскаявшуюся блудницу. История о ней учит нас, что никакой грех и никакое беззаконие не могут быть непреодолимой преградой на пути человека к Богу. Христос пришел «призвать грешников к покаянию»и спасти их от грехов (Лк. 5.32), и Он с радостью принимает всех, кто приходит к Нему, даже и в «одиннадцатый час», если только наш приход сопровождается глубоким и искренним покаянием.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.