Литургия Преждеосвященных Даров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как мы уже упо­ми­на­ли, Бо­жес­т­вен­ная Ли­тур­гия не слу­жит­ся по буд­ним дням Ве­ли­ко­го Пос­та, но что­бы ве­ру­ющие мог­ли быть под­дер­жа­ны в сво­ем под­виж­ни­чес­ком уси­лии при­ня­ти­ем Свя­то­го При­час­тия, со­вер­ша­ет­ся Ли­тур­гия Преж­де­ос­вя­щен­ных Да­ров. Служ­ба эта - весь­ма древ­няя: мы на­хо­дим упо­ми­на­ние о ней в ка­но­нах VII ве­ка, а соз­да­ние ее от­но­сит­ся к еще бо­лее ран­не­му вре­ме­ни.

 

Во все дни пос­та св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, кро­ме суб­бо­ты и не­де­ли (т. е. вос­к­ре­сенья) и св. дня Бла­го­ве­ще­ния, св. Ли­тур­гия да бы­ва­ет не иная, как Преж­де­ос­вя­щен­ных Да­ров. (Пя­то-Шес­той Со­бор, ка­нон 52, 692 г.)

 

Автором ее по тра­ди­ции счи­та­ет­ся па­па Рим­с­кий св. Гри­го­рий Дво­ес­лов (VI в.), од­на­ко та служ­ба, ко­то­рую мы со­вер­ша­ем се­год­ня в цер­к­ви, в боль­шой сте­пе­ни есть вдох­но­вен­ное ли­тур­ги­чес­кое тво­ре­ние хрис­ти­ан­с­кой Ви­зан­тии.

Литургия Преж­де­ос­вя­щен­ных Да­ров сос­то­ит из тор­жес­т­вен­ной ве­ли­ко­пос­т­ной Ве­чер­ни, к ко­то­рой до­бав­ле­ны пе­ре­не­се­ние Свя­тых Да­ров в ал­тарь и при­ча­ще­ние, но са­мо ос­вя­ще­ние Да­ров в ней от­сут­с­т­ву­ет. Они ос­вя­ща­ют­ся на Ли­тур­гии в пре­ды­ду­щее вос­к­ре­сенье, от­ку­да и про­ис­хо­дит ее наз­ва­ние. Служ­ба со­вер­ша­ет­ся ве­че­ром по сре­дам и пят­ни­цам, или толь­ко в один из этих дней, ко­то­рый це­ли­ком дол­жен быть пос­вя­щен ду­хов­ной под­го­тов­ке и по­ще­нию.

Порядок со­вер­ше­ния этой служ­бы та­кой. На Ве­чер­не, во вре­мя пе­ния псал­мов, Преж­де­ос­вя­щен­ные Да­ры пе­ре­но­сят­ся с прес­то­ла, где они хра­ни­лись с вос­к­рес­ной Ли­тур­гии, на жер­т­вен­ник. Пос­ле пес­но­пе­ний чи­та­ют­ся Кни­ги Бы­тия и Притч, меж­ду ко­то­ры­ми свя­щен­ник бла­гос­лов­ля­ет ко­ле­ноп­рек­ло­нен­ный на­род заж­жен­ной све­чой и сло­ва­ми: «Свет Хрис­тов прос­ве­ща­ет всех», обоз­на­ча­ющи­ми, что вся пре­муд­рость, дан­ная Цер­к­ви в Пи­са­ни­ях и Та­ин­с­т­вах, ис­хо­дит от Хрис­та. Пер­во­на­чаль­но это бла­гос­ло­ве­ние бы­ло нап­рав­ле­но на ог­ла­шен­ных, го­то­вя­щих­ся к кре­ще­нию на Пас­ху и при­сут­с­т­ву­ющих на служ­бе толь­ко до при­час­тия вер­ных.

После чте­ния тор­жес­т­вен­но по­ет­ся ве­чер­ний 140-й пса­лом, с каж­де­ни­ем. За­тем, пос­ле про­си­тель­ных ек­те­ний и от­пус­та ог­ла­шен­ных, Преж­де­ос­вя­щен­ные ев­ха­рис­ти­чес­кие Да­ры в тор­жес­т­вен­ной без­мол­в­ной про­цес­сии пе­ре­но­сят­ся на прес­тол. Вход­ное пес­но­пе­ние при­зы­ва­ет вер­ных:

 

Ныне си­лы не­бес­ные с на­ми не­ви­ди­мо слу­жат: се бо вхо­дит Царь сла­вы, се жер­т­ва тай­ная со­вер­шен­на до­ри­но­сит­ся (т. е. тор­жес­т­вен­но при­но­сит­ся). Ве­рою и лю­бо­вию прис­ту­пим, да при­час­т­ни­цы жиз­ни веч­ныя бу­дем. Ал­ли­луй­я. Ал­ли­луй­я. Ал­ли­луй­я.

 

После ек­теньи и мо­литв по­ет­ся «Отче наш», ве­ру­ющие под­хо­дят к При­час­тию под пе­ние сти­ха из 33-го псал­ма: «Вку­си­те и ви­ди­те яко благ Гос­подь. Ал­ли­луй­я». За­тем сле­ду­ют пос­леп­ри­час­т­ные сти­хи и мы рас­хо­дим­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, введ­ше­му «нас в пре­чес­т­ные дни сия ко очи­ще­нию ду­шам и те­лом, к воз­дер­жа­нию от страс­тей­, к на­деж­де вос­к­ре­се­ния», что­бы Он дал нам «под­ви­гом доб­рым под­ви­за­ти­ся, те­че­ние пос­та со­вер­шит… и не­осуж­ден­но дос­тиг­ну­та пок­ло­ни­ти­ся и свя­то­му вос­к­ре­се­нию» Хрис­то­ву.

 

ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ВОСКРЕСЕНЬЯ

 

Каждое из вос­к­ре­се­ний Ве­ли­ко­го Пос­та пос­вя­ще­но оп­ре­де­лен­ной те­ме. Пер­вое на­зы­ва­ет­ся Не­де­лей Тор­жес­т­ва Пра­вос­ла­вия. Этот праз­д­ник име­ет ис­то­ри­чес­кое про­ис­хож­де­ние: он пос­вя­щен вос­по­ми­на­нию воз­в­ра­ще­ния икон в цер­к­ви пос­ле по­бе­ды над ико­но­бор­чес­кой ересью в 843 г. Ду­хов­ные те­мы это­го дня: по­бе­да пра­вой веры - «Сия есть по­бе­да, по­бе­див­шая мир, ве­ра на­ша» (1 Ин. 5.4), и прос­лав­ле­ние икон свя­тых как сви­де­тель­с­т­ва обо­же­ния че­ло­ве­ка.

Второе вос­к­ре­сенье пос­вя­ще­но па­мя­ти Св. Гри­го­рия Па­ла­мы († 1359), ко­то­рый за­щи­щал уче­ние Цер­к­ви о том, что че­ло­век мо­жет дос­тиг­нуть свя­тос­ти бла­го­датью Гос­под­ней и че­рез пост и мо­лит­ву уже в этой жиз­ни быть пре­об­ра­жен­ным нет­вар­ным све­том Сла­вы Божь­ей.

Третье воскресенье - Крес­то­пок­лон­ное. Крест вы­но­сит­ся на се­ре­ди­ну хра­ма не толь­ко как на­по­ми­на­ние нам об ис­куп­ле­нии Хрис­то­вом, и не толь­ко как цель, на ко­то­рую дол­ж­ны быть нап­рав­ле­ны на­ши уси­лия, но так­же и для по­чи­та­ния его как пу­ти спа­се­ния. «Кто не бе­рет сво­его крес­та и сле­ду­ет за Мною, тот не­дос­то­ин Ме­ня» (Мф. 10.38), ибо в Крес­те Рас­пя­то­го Хрис­та на­хо­дит­ся и «си­ла Бо­жия и пре­муд­рость Бо­жия»для спа­са­ющих­ся (1 Кор. 1.24).

Четвертое вос­к­ре­сенье пос­вя­ще­но Св. Ио­ан­ну Лес­т­вич­ни­ку, ав­то­ру кни­ги «Лес­т­ви­ца» (т. е. «Лес­т­ни­ца»). Игу­мен мо­нас­ты­ря св. Ека­те­ри­ны в Си­нае (VI в.), он сви­де­тель­с­т­ву­ет о том ог­ром­ном уси­лии, ко­то­рое не­об­хо­ди­мо сде­лать, что­бы вой­ти в Цар­с­т­во Бо­жие (см. Мф. 10.12). Ду­хов­ная борь­ба в хрис­ти­ан­с­кой жиз­ни со­вер­шен­но ре­аль­на, она «не про­тив пло­ти и кро­ви, но про­тив… ми­роп­ра­ви­те­лей тьмы ве­ка се­го, про­тив ду­хов зло­бы под­не­бес­ных…» (Еф. 6.12). Св. Ио­анн вдох­нов­ля­ет нас на эту борь­бу, ибо толь­ко «пре­тер­пев­ший до кон­ца спа­сет­ся» (Мф. 24.13).

Пятое вос­к­ре­сенье вспо­ми­на­ет Св. Ма­рию Еги­пет­с­кую, рас­ка­яв­шу­юся блуд­ни­цу. Ис­то­рия о ней учит нас, что ни­ка­кой грех и ни­ка­кое без­за­ко­ние не мо­гут быть неп­ре­одо­ли­мой прег­ра­дой на пу­ти че­ло­ве­ка к Бо­гу. Хрис­тос при­шел «приз­вать греш­ни­ков к по­ка­янию»и спас­ти их от гре­хов (Лк. 5.32), и Он с ра­дос­тью при­ни­ма­ет всех, кто при­хо­дит к Не­му, да­же и в «один­над­ца­тый час», ес­ли толь­ко наш при­ход соп­ро­вож­да­ет­ся глу­бо­ким и ис­к­рен­ним по­ка­яни­ем.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 194.