УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Праздник Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы от­ме­ча­ет­ся 15/28 ав­гус­та и ему пред­шес­т­ву­ет двух­не­дель­ный пост. В этот день мы вспо­ми­на­ем кон­чи­ну (успе­ние), вос­к­ре­се­ние и прос­лав­ле­ние Ма­те­ри Божь­ей­, Ее «вос­хи­ще­ние» Бо­гом в не­бес­ное Цар­с­т­во в пол­но­те Ее ду­хов­но­го и фи­зи­чес­ко­го бы­тия. Пре­да­ние го­во­рит нам, что Она умер­ла не доб­ро­воль­но, как Ее Сын, но «по ес­тес­т­ву» Сво­ей смер­т­ной че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды, не от­де­ли­мой от на­ше­го пад­ше­го ми­ра.

Церковь учит, что Прес­вя­тая Де­ва Ма­рия не име­ла лич­ных гре­хов. Од­на­ко, и Еван­ге­лие праз­д­ни­ка, и тек­с­ты бо­гос­лу­же­ний­, и са­ма ико­на Успения - про­воз­г­ла­ша­ют, что Бо­го­ро­ди­це, как и во­об­ще всем лю­дям, бы­ло не­об­хо­ди­мо спа­се­ние Хрис­то­во от ис­пы­та­ний­, стра­да­ний и смер­ти это­го ми­ра. И, уме­рев, она бы­ла вос­к­ре­ше­на Сво­им Сы­ном как Ма­терь Жиз­ни, что­бы уже сей­час при­нять учас­тие в веч­ной жиз­ни Цар­с­т­ва Божь­его.

 

В рож­дес­т­ве дев­с­т­во сох­ра­ни­ла еси, во ус­пе­нии ми­ра не ос­та­ви­ла еси, Бо­го­ро­ди­це, прес­та­ви­ла­ся еси к жи­во­ту, Ма­ти су­щи Жи­во­та, и мо­лит­ва­ми Тво­ими из­бав­ляв­ши от смер­ти ду­шы на­ша. (Тро­парь)

В мо­лит­вах не­усы­па­ющую Бо­го­ро­ди­цу, и в пред­с­та­тель­с­т­вах неп­ре­лож­ное упо­ва­ние, гроб и умер­щ­в­ле­ние не удер­жас­та: яко­же бо Жи­во­та Ма­терь, к Жи­во­ту прес­та­ви во ут­ро­бу Все­ли­вый­ся прис­но­дев­с­т­вен­ную. (Кон­дак)

 

Стихиры Ве­чер­ни пов­то­ря­ют глав­ную те­му, что Ма­терь Жиз­ни «пе­реш­ла в не­бес­ную ра­дость, в Бо­жес­т­вен­ное тор­жес­т­во и в нес­кон­ча­емую сла­дость» Цар­с­т­ва Ее Сы­на. Вет­хо­за­вет­ные чте­ния, как и еван­гель­с­кие чте­ния Все­нощ­ной и Литургии, - та­кие же, что и чте­ния дру­гих Бо­го­ро­дич­ных праз­д­ни­ков. На Все­нощ­ной мы сно­ва слы­шим Ее сло­ва: «Ве­ли­чит ду­ша Моя Гос­по­да, и воз­ра­до­ва­ся дух Мой о Бо­зе Спа­се Мо­ем». На Ли­тур­гии мы слы­шим от­ры­вок из Пос­ла­ния к Фи­лип­пий­цам, где апос­тол Па­вел го­во­рит о са­мо-исто­ща­нии Хрис­та, снис­хо­дя­ще­го в че­ло­ве­чес­кое раб­с­т­во и по­зор­ную смерть, что­бы быть «мно­го воз­не­сен­ным» Бо­гом От­цом (Фил. 2.5-11). И мы сно­ва слы­шим в Еван­ге­лии, что бла­гос­ло­вен­ность Ма­те­ри Божь­ей при­над­ле­жит всем «слы­ша­щим сло­во Бо­жие и соб­лю­да­ющим его» (Лк. 11.27-28)

Следует еще раз под­чер­к­нуть, что во всех Бо­го­ро­дич­ных праз­д­ни­ках Цер­к­ви пра­вос­лав­ные хрис­ти­ане ра­дос­т­но от­ме­ча­ют то, что про­ис­хо­дит в их соб­с­т­вен­ной жиз­ни во Хрис­те и Свя­том Ду­хе. Пе­ре­жи­тое Де­вой Ма­ри­ей пе­ре­жи­ва­ет­ся все­ми, кто под­ра­жа­ет Ее свя­той жиз­ни в сми­ре­нии, пос­лу­ша­нии и люб­ви. Все лю­ди, сле­ду­ющие Ее при­ме­ру, бу­дут «бла­гос­ло­вен­ны» вмес­те с Ней, что­бы стать «чес­т­ней­ши­ми хе­ру­вим и слав­ней­ши­ми без срав­не­ния се­ра­фим». Во всех них Свя­тым Ду­хом бу­дет рож­ден Хрис­тос и все они сде­ла­ют­ся хра­ма­ми Бо­га жи­во­го. И, на­ко­нец, все они, жи­ву­щие та­кой же жиз­нью, ка­кую про­жи­ла Божья Ма­терь, вку­сят веч­ной жиз­ни Цар­с­т­ва Не­бес­но­го. Имен­но по­это­му в пра­вос­лав­ном Пре­да­нии ико­на Бо­го­ро­ди­цы с Бо­жес­т­вен­ным Ча­дом во чре­ве на­зы­ва­ет­ся «обра­зом Цер­к­ви», ибо толь­ко те спа­са­ют­ся, в ком жи­вет Хрис­тос.

Во мно­гих цер­к­вях су­щес­т­ву­ет обы­чай ос­вя­ще­ния цве­тов в день Ус­пенья Божь­ей Ма­те­ри.

 

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

 

Воздвижение чес­т­но­го и жи­вот­во­ря­ще­го Крес­та Гос­под­ня (14/27 сен­тяб­ря) праз­д­ну­ет об­ре­те­ние Крес­та в IV ве­ке св. Еле­ной (ма­терью им­пе­ра­то­ра Кон­с­тан­ти­на) и его пос­ле­ду­ющее «избав­ле­ние из пер­си­ян­с­ко­го пле­не­ния» им­пе­ра­то­ром Ирак­ли­ем в VII ве­ке, пос­ле че­го он и был воз­д­виг­нут в цер­к­ви Вос­к­ре­се­ния в Иеру­са­ли­ме. На­чи­ная с это­го вре­ме­ни «все­лен­с­кое воз­д­ви­же­ние Крес­та» праз­д­ну­ет­ся во всех цер­к­вях хрис­ти­ан­с­ко­го ми­ра.

День этот сде­лал­ся да­же чем-то вро­де го­су­дар­с­т­вен­но­го праз­д­ни­ка в Ви­зан­тии, а Крест стал эм­б­ле­мой им­пе­рии и по­ме­щал­ся на сте­нах го­су­дар­с­т­вен­ных зда­ний и офи­ци­аль­ной одеж­де. В день праз­д­ни­ка он пуб­лич­но воз­д­ви­гал­ся епис­ко­па­ми и свя­щен­ни­ка­ми. Они бла­гос­лов­ля­ли Крес­том че­ты­ре сто­ро­ны све­та, а лю­ди в это вре­мя пе­ли «Гос­по­ди по­ми­луй­». Об­ряд этот по-преж­не­му со­вер­ша­ет­ся в цер­к­вях пос­ле тор­жес­т­вен­но­го вы­не­се­ния и воз­д­ви­же­ния Крес­та в кон­це праз­д­нич­ной Все­нощ­ной­, сра­зу же за сла­вос­ло­ви­ем Ут­ре­ни.

Тропарь праздника, - ко­то­рый­, на­до ска­зать, был на­ци­ональ­ным гим­ном Ви­зан­тий­ской и Рос­сий­ской Им­пе­рий и пел­ся на всех тор­жес­т­вен­ных церемониях, - пер­во­на­чаль­но был об­ра­щен с мо­лит­вой к Бо­гу о спа­се­нии лю­дей­, да­ро­ва­нии по­бе­ды в вой­не и сох­ра­не­нии Крес­том са­мо­го го­су­дар­с­т­ва. В на­ши дни, как тро­па­рю, так и дру­гим пес­но­пе­ни­ям праз­д­ни­ка бы­ло при­да­но ду­хов­ное зна­че­ние: «соп­ро­тив­ные» по­ни­ма­ют­ся как ду­хов­но без­за­кон­ные и греш­ные, пос­ле­до­ва­те­ли дьяво­ла, а сло­ва «пра­вос­лав­ные хрис­ти­ане» за­ме­ня­ют име­на быв­ших мо­нар­хов.

 

Спаси, Гос­по­ди, лю­ди Твоя, и бла­гос­ло­ви дос­то­яние Твое, по­бе­ды пра­вос­лав­ным хрис­ти­анам на соп­ро­тив­ныя да­руя, и Твое сох­ра­няя Крес­том Тво­им жи­тель­с­т­во. (Тро­парь)

Вознесыйся на Крест во­лею (т. е. доб­ро­воль­но воз­нес­ший Се­бя на Крест), те­зо­име­ни­то­му (т. е. но­ся­ще­му Твое имя) Тво­ему но­во­му жи­тель­с­т­ву щед­ро­ты Твоя да­руй­, Хрис­те Бо­же: воз­ве­се­ли си­лою Тво­ею пра­вос­лав­ныя хрис­ти­аны, по­бе­ды доя им на со­пос­та­ты, по­со­бие (т. е. в по­мощь) иму­щим Твое ору­жие ми­ра, не­по­бе­ди­мую по­бе­ду. (Кон­дак)

 

Хотя праз­д­ник Крес­то­воз­д­ви­же­ния и воз­ник как «по­ли­ти­чес­кий­», он име­ет чрез­вы­чай­ное зна­че­ние в Цер­к­ви в на­ши дни. Он ос­та­ет­ся для нас днем пос­та и мо­лит­вы, днем, ког­да мы вспо­ми­на­ем, что Крест - это един­с­т­вен­ный сим­вол, дос­той­ный на­шей бе­зо­го­во­роч­ной вер­нос­ти, и что на­ше спа­се­ние за­ви­сит не от ка­ких-ли­бо зем­ных по­бед, но от един­с­т­вен­но-истин­ной и неп­ре­хо­дя­щей по­бе­ды Хрис­то­ва Рас­пя­тия и на­ше­го со­рас­пя­тия с Ним. И ког­да мы воз­но­сим Крест и скло­ня­ем­ся пе­ред ним в по­чи­та­нии и прос­лав­ле­нии, то про­воз­г­ла­ша­ем, что при­над­ле­жим Цар­с­т­ву «не от ми­ра се­го» и что на­ше под­лин­ное и веч­ное «граж­дан­с­т­во» при­над­ле­жит, вмес­те со свя­ты­ми, «Гра­ду Бо­жию».

Первое вет­хо­за­вет­ное чте­ние праз­д­ни­ка го­во­рит нам о «дре­ве», прев­ра­ща­ющем «горь­кие» во­ды в «сладкие», - сим­вол «Крес­т­но­го Дре­ва» (Исх. 15.22; 16.1). Вто­рое чте­ние на­по­ми­на­ет, что Гос­подь на­ка­зы­ва­ет и ис­п­рав­ля­ет тех, ко­го лю­бит, и что Бо­жес­т­вен­ная пре­муд­рость есть «дре­во жиз­ни для тех, ко­то­рые при­об­ре­та­ют ее, и бла­жен­ны те, ко­то­рые сох­ра­ня­ют ее» (Притч. 3.11-18). Эти сло­ва так­же ука­зы­ва­ют на Крест, ко­то­рый­, как гла­сит апос­толь­с­кое чте­ние это­го дня, для приз­ван­ных яв­ля­ет­ся Божь­ей си­лой и Божь­ей пре­муд­рос­тью (1 Кор. 1.18-25). Третье вет­хо­за­вет­ное чте­ние, от­ры­вок из про­ро­чес­т­ва Исай­и, го­во­рит нам о «гра­де Бо­жи­ем», в ко­то­ром иудеи и языч­ни­ки бу­дут оби­тать вмес­те и «при­па­дут к но­гам» Божь­им и уз­на­ют, «что Я, Господь, - Спа­си­тель твой и Ис­ку­пи­тель твой, Силь­ный Иаков­лев» (Ис. 60.11-16).

 

Кресту Тво­ему пок­ло­ня­ем­ся, Вла­ды­ко, и Свя­тое Вос­к­ре­се­ние Твое сла­вим. (Тро­парь пок­ло­не­ния Крес­ту)

 

Это глав­ное пес­но­пе­ние Крес­то­воз­д­ви­же­ния, для­ще­го­ся во­семь дней, мно­гок­рат­но пов­то­ря­ет­ся в бо­гос­лу­же­ни­ях. На Ли­тур­гии он за­ме­ня­ет «Трис­вя­тое». Ан­ти­фо­ны за­ме­ня­ют­ся со­от­вет­с­т­ву­ющи­ми стро­ка­ми из псал­мов, не­пос­ред­с­т­вен­но ука­зы­ва­ющи­ми на крес­т­ное рас­пя­тие Хрис­то­во (Пс. 22, 74, 99). На Ут­ре­ни, в еван­гель­с­ком чте­нии, Хрис­тос го­во­рит, что ког­да Он бу­дет воз­не­сен на Крес­те, Он прив­ле­чет всех к Се­бе (Ин. 12.28-36). На Ли­тур­гии же длин­ное еван­гель­с­кое чте­ние рас­ска­зы­ва­ет о страс­тях Гос­под­них из то­го же Еван­ге­лия.

Можно ска­зать, что на Крес­то­воз­д­ви­же­ние хрис­ти­ане как бы за­но­во пос­вя­ща­ют се­бя Гос­по­ду и обе­ща­ют свою со­вер­шен­ную вер­ность, пок­ло­ня­ясь Его рас­пя­тию и жи­вот­вор­но­му Кресту, - та­ко­во се­год­няш­нее зна­че­ние в Цер­к­ви это­го дня пос­та и по­ка­яния.

 

ЧАСТЬ III

 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

 

Глава первая

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Церковь учит, что ду­хов­ная жизнь - это не толь­ко пе­ре­жи­ва­ния че­ло­ве­чес­ко­го ду­ха и ра­зу­ма, но вся на­ша пов­сед­нев­ная жизнь, в це­лос­т­нос­ти сво­его об­ще­ния с Бо­гом. Каж­дый пос­ту­пок хрис­ти­ани­на, каж­дая мысль его, каж­дое сло­во и каж­дое де­ло, каж­дое про­яв­ле­ние его личности - дол­ж­ны быть ду­хов­ны­ми, то есть вдох­нов­ля­емы­ми и ве­до­мы­ми Свя­тым Ду­хом, что­бы во­ля Бо­га От­ца мог­ла быть ис­пол­не­на так, как она бы­ла яв­ле­на в Его Сы­не. «Что де­ла­ете, все де­лай­те во сла­ву Бо­жию» (1 Кор. 10.31).

В вет­хо­за­вет­ном За­ко­не на­пи­са­но:

 

Я Гос­подь, Бог ваш: ос­вя­щай­тесь и будь­те свя­ты, ибо Я Гос­подь, Бог ваш, свят. (Лев. 11.44)

 

В Но­вом За­ве­те апос­тол Петр воз­в­ра­ща­ет­ся к этой ос­нов­ной Божь­ей за­по­ве­ди:

 

…по при­ме­ру приз­вав­ше­го вас Свя­то­го, и са­ми будь­те свя­ты во всех пос­туп­ках. Ибо на­пи­са­но: «будь­те свя­ты, по­то­му что Я свят». (1 Петр. 1.15-16)

 

Люди ста­но­вят­ся свя­ты­ми че­рез учас­тие в свя­тос­ти Са­мо­го Бо­га, в этом - смысл един­с­т­ва с Ним. Все «приз­ва­ны быть свя­ты­ми» (Рим. 1.7), де­ла­ясь «при­час­т­ни­ка­ми Бо­жес­т­вен­но­го ес­тес­т­ва» (2 Петр. 1.4). Имен­но это и имел в ви­ду Иисус Хрис­тос, ког­да в Сво­ей На­гор­ной про­по­ве­ди Он про­воз­г­ла­сил: «Итак будь­те со­вер­шен­ны, как со­вер­ше­нен Отец ваш не­бес­ный­» (Мф. 5.48).

Путь еди­не­ния с со­вер­шен­с­т­вом и свя­тос­тью Бо­га ле­жит «во Хрис­те». Ви­дя­щий и зна­ющий Иису­са Христа - ви­дит и зна­ет Бо­га От­ца (Ин. 8.19; 14.7-9). На­хо­дя­щий­ся в об­ще­нии с Сыном - пре­бы­ва­ет в не­раз­рыв­ном един­с­т­ве с От­цом (Ин. 17; Еф. 2; Рим. 8.). Все это воз­мож­но ис­пол­нить толь­ко при­сут­с­т­ви­ем и си­лой Свя­то­го Ду­ха в жиз­ни че­ло­ве­ка.

 

Если лю­би­те Ме­ня (го­во­рит Хрис­тос), соб­лю­ди­те Мои за­по­ве­ди. И я умо­лю От­ца, и даст вам дру­го­го Уте­ши­те­ля, да пре­бу­дет с ва­ми во­век, Ду­ха ис­ти­ны, Ко­то­ро­го мир не мо­жет при­нять, по­то­му что не ви­дит Его и не зна­ет Его; а вы зна­ете Его, ибо Он с ва­ми пре­бы­ва­ет и в вас бу­дет. (Ин. 14.15-17)

 

Как го­во­рил пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­с­кий­, сущ­ность хрис­ти­ан­с­кой ду­хов­ной жиз­ни и, бо­лее то­го, смысл жиз­ни как таковой - есть «стя­жа­ние Свя­то­го Ду­ха Бо­жия».

 

Благодать Ду­ха Свя­то­го, да­ру­емая при кре­ще­нии во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, нес­мот­ря на гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­чес­кие, нес­мот­ря на тьму вок­руг ду­ши на­шей­, все-та­ки све­тит­ся в сер­д­це ис­ко­ни быв­шем бо­жес­т­вен­ным све­том бес­цен­ных зас­луг Хрис­то­вых… А по­том, при об­ра­ще­нии греш­ни­ка на путь по­ка­яния, со­вер­шен­но из­г­ла­жи­ва­ет и сле­ды со­де­ян­ных прес­туп­ле­ний­, оде­вая быв­ше­го прес­туп­ни­ка сно­ва одеж­дой нет­ле­ния, сот­кан­ной из бла­го­да­ти Ду­ха Свя­то­го, о стя­жа­нии ко­то­рой­, как о це­ли жиз­ни хрис­ти­ан­с­кой­, я и го­во­рю… (Св. Се­ра­фим Са­ров­с­кий­, «Раз­го­вор с Мо­то­ви­ло­вым»)

 

Таким об­ра­зом, без Ду­ха Божь­его че­ло­век не мо­жет быть по-нас­то­яще­му «че­ло­веч­ным», быть са­мим со­бой. Пра­вос­лав­ны­ми ав­то­ра­ми час­то ци­ти­ру­ет­ся вы­ра­же­ние св. Ири­нея Ли­он­с­ко­го (III в.): «че­ло­век есть те­ло, ду­ша и Свя­той Дух». Это зна­чит, что для дос­ти­же­ния об­ра­за и по­до­бия Бо­жия, по ко­то­ро­му че­ло­век был сот­во­рен, то есть для упо­доб­ле­ния Христу - со­вер­шен­но­му, нет­вар­но­му об­ра­зу Бо­жию, че­ло­век дол­жен быть хра­мом Ду­ха Божь­его. Ес­ли же он не яв­ля­ет­ся им, тог­да он де­ла­ет­ся хра­мом лу­ка­во­го ду­ха зла. Треть­его быть не мо­жет. Че­ло­век на­хо­дит­ся ли­бо в бес­ко­неч­ном про­цес­се жиз­ни и воз­рас­та­ния, в един­с­т­ве с Бо­гом влас­тью Свя­то­го Ду­ха, либо - в бес­ко­неч­ном про­цес­се рас­па­да и смер­ти, влас­тью раз­ру­ши­тель­ной си­лы дьяво­ла воз­в­ра­ща­ясь в прах и не­бы­тие, из ко­то­рых он был выз­ван. Имен­но так пра­вос­лав­ное Пре­да­ние по­ни­ма­ет «два пу­ти» За­ко­на Мо­исе­ева:

 

Во сви­де­те­ли пред ва­ми при­зы­ваю се­год­ня не­бо и зем­лю: жизнь и смерть пред­ло­жил я те­бе, бла­гос­ло­ве­ние и прок­ля­тие. Из­бе­ри жизнь, да­бы жил ты и по­том­с­т­во твое, лю­бил Гос­по­да, Бо­га тво­его, слу­шал глас Его и при­леп­лял­ся к Не­му; ибо в этом жизнь твоя и дол­го­та дней тво­их. (Втор. 30.19-20)

 

То же са­мое го­во­рит и апос­тол Па­вел о «двух за­ко­нах», дей­ст­ву­ющих в жиз­ни че­ло­ве­ка:

 

Ибо по внут­рен­не­му че­ло­ве­ку на­хо­жу удо­воль­с­т­вие в за­ко­не Бо­жи­ем; но в чле­нах мо­их ви­жу иной за­кон, про­ти­во­бор­с­т­ву­ющий за­ко­ну ума мо­его и де­ла­ющий ме­ня плен­ни­ком за­ко­на гре­хов­но­го, на­хо­дя­ще­го­ся в чле­нах мо­их… По­то­му что за­кон ду­ха жиз­ни во Хрис­те Иису­се ос­во­бо­дил ме­ня от за­ко­на гре­ха и смер­ти… Ибо жи­ву­щие по пло­ти о плот­с­ком по­мыш­ля­ют, а жи­ву­щие по духу - о ду­хов­ном. По­мыш­ле­ния плот­с­кие суть смерть, а по­мыш­ле­ния духовные - жизнь и мир. (Рим. 7.22; 8.6)

 

Каждый сто­ит пе­ред эти­ми дву­мя пу­тя­ми че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния: или выб­рать жизнь - «жизнь в из­быт­ке», «жизнь веч­ную», дан­ную Бо­гом в тво­ре­нии и спа­се­нии че­рез Иису­са Хрис­та, или - выб­рать смерть. Весь дра­ма­тизм на­ше­го че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния зак­лю­ча­ет­ся в этом вы­бо­ре, да­же ес­ли он бес­соз­на­те­лен.

Говорить неп­рав­ду и быть неправедным - зна­чит гре­шить. На­до за­ме­тить, что, опи­сы­вая грех, Свя­щен­ное Пи­са­ние упот­реб­ля­ет сло­ва, в кон­тек­с­те ко­то­рых всег­да име­ет­ся в ви­ду пер­во­на­чаль­ное сос­то­яние пра­вед­нос­ти и доб­ра. Нап­ри­мер, сло­во «па­де­ние» ука­зы­ва­ет на дви­же­ние вниз, уво­дя­щее от пер­во­на­чаль­но­го вы­со­ко­го сос­то­яния. Сло­во «сквер­на» да­ет по­нять о заг­ряз­не­нии из­на­чаль­но быв­шей чис­то­ты. А сло­во «прег­ре­ше­ние» оз­на­ча­ет на­ру­ше­ние то­го, что сна­ча­ла бы­ло ис­тин­ным. Сло­ва «раз­рыв» и «отчуж­де­ние» ука­зы­ва­ют на су­щес­т­во­вав­шее един­с­т­во. И, на­ко­нец, сло­во «откло­не­ние» по­ка­зы­ва­ет на уход с пра­виль­но­го пу­ти.

Нет та­ко­го сло­ва, обоз­на­ча­юще­го грех, ко­то­рое в са­мом сво­ем зву­ча­нии не от­к­ры­ва­ло бы нам, что грех - это не­ес­тес­т­вен­ное сос­то­яние для че­ло­ве­ка, что вся­кое зло дей­ст­ву­ет лишь в ка­чес­т­ве «па­ра­зи­та» на том, что из­на­чаль­но бы­ло доб­рым. По­это­му и в пра­вос­лав­ном Пре­да­нии грех ни в ко­ем слу­чае не счи­та­ет­ся ес­тес­т­вен­ной час­тью бы­тия. Быть че­ло­ве­ком и од­нов­ре­мен­но быть грешником - есть про­ти­во­ре­чие. И, на­обо­рот, быть ис­тин­ным человеком - зна­чит быть пра­вед­ным, чис­тым, вер­ным и доб­рым. В этом смыс­ле мож­но ска­зать, что ду­хов­ная жизнь и сос­то­ит в том, что­бы не гре­шить. А не грешить - быть по­доб­ным Бо­гу и Его Сы­ну Иису­су Хрис­ту.

 

Всякий, де­ла­ющий грех, де­ла­ет и без­за­ко­ние; и грех есть без­за­ко­ние. И вы зна­ете, что Он явил­ся для то­го, что­бы взять гре­хи на­ши, и что в Нем нет гре­ха. Вся­кий­, пре­бы­ва­ющий в Нем, не сог­ре­ша­ет; вся­кий сог­ре­ша­ющий не ви­дел Его и не поз­нал Его. Де­ти! да не оболь­ща­ет вас ник­то. Кто де­ла­ет прав­ду, тот пра­ве­ден, по­доб­но как Он пра­ве­ден. Кто де­ла­ет грех, тот от ди­аво­ла, по­то­му что сна­ча­ла ди­авол сог­ре­шил. Для се­го-то и явил­ся Сын Бо­жий­, что­бы раз­ру­шить де­ла ди­аво­ла. (1 Ин. 3.5-8)

 

Апостолы и свя­тые, на ос­но­ва­нии соб­с­т­вен­но­го опы­та, зна­ли си­лу дьяво­ла, нап­рав­лен­ную про­тив че­ло­ве­ка, что­бы его раз­ру­шить. Но не ме­нее хо­ро­шо они зна­ли и бес­си­лие дьяво­ла, ве­ду­щее к его соб­с­т­вен­но­му ко­неч­но­му раз­ру­ше­нию, ес­ли он сра­жа­ет­ся про­тив че­ло­ве­ка, пол­но­го Свя­тым Ду­хом Божь­им. Пра­вос­лав­ное уче­ние и здесь ут­вер­ж­да­ет, что сред­не­го пу­ти меж­ду Бо­гом и Са­та­ной не су­щес­т­ву­ет. В ко­неч­ном сче­те, в каж­дый дан­ный мо­мент, мы на­хо­дим­ся или с Бо­гом, или с дьяво­лом, слу­жа ли­бо од­но­му, ли­бо дру­го­му.

Окончательная по­бе­да при­над­ле­жит Бо­гу и тем, кто с Ним, а Са­та­на и его пол­чи­ща бу­дут в кон­це унич­то­же­ны. Но по­ка че­ло­век не приз­на­ет, и глав­ное, не по­чув­с­т­ву­ет всей ре­аль­нос­ти этой кос­ми­чес­кой ду­хов­ной борь­бы (Бо­га и Са­та­ны, доб­рых и злых ан­ге­лов), он не мо­жет по нас­то­яще­му на­зы­вать­ся хрис­ти­ани­ном, по­то­му что цель его ду­хов­ной жизни - это по­бе­да над об­ман­чи­вы­ми и лжи­вы­ми соб­лаз­на­ми ис­ку­ше­ний дьяво­ла.

 

Если го­во­рим, что не име­ем греха, - об­ма­ны­ва­ем са­мих се­бя, и ис­ти­ны нет в нас. Ес­ли ис­по­ве­ду­ем гре­хи на­ши, то Он, бу­ду­чи ве­рен и пра­ве­ден, прос­тит нам гре­хи на­ши и очис­тит нас от вся­кой неп­рав­ды. Ес­ли го­во­рим, что мы не сог­ре­ши­ли, то пред­с­тав­ля­ем Его лжи­вым, и сло­ва Его нет в нас. Де­ти мои! сие пи­шу вам, что­бы вы не сог­ре­ша­ли; а ес­ли бы кто сог­ре­шил, то мы име­ем хо­да­тая пред От­цем, Иису­са Хрис­та, пра­вед­ни­ка. Он есть уми­лос­тив­ле­ние за гре­хи на­ши, и не толь­ко за на­ши, но и за гре­хи все­го ми­ра… (1 Ин. 1.8; 2.2)

 

Здесь сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние, что, как в Свя­щен­ном Пи­са­нии, так и в ду­хов­ном Пре­да­нии Цер­к­ви, сло­во «мир» (т. е. все­лен­ная) упот­реб­ля­ет­ся в двух раз­лич­ных зна­че­ни­ях. В од­ном слу­чае «мир» есть вы­ра­же­ние все­го тво­ре­ния Божь­его, ре­зуль­тат Его бла­гой во­ли и объ­ект Его люб­ви.

 

Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что от­дал Сы­на Сво­его Еди­но­род­но­го, да­бы вся­кий­, ве­ру­ющий в Не­го, не по­гиб, но имел жизнь веч­ную. Ибо не пос­лал Бог Сы­на Сво­его в мир, что­бы су­дить мир, но что­бы мир спа­сен был чрез Не­го. (Ин. 3.16-17)

 

Но, как мы уже ска­за­ли, кро­ме это­го по­ло­жи­тель­но­го ви­де­ния «ми­ра», су­щес­т­ву­ет так­же и от­ри­ца­тель­ное, ког­да сло­во «мир» оз­на­ча­ет не объ­ект Божь­ей люб­ви, но - тво­ре­ние, вос­став­шее про­тив сво­его Твор­ца. Так, по сло­вам Хрис­та:

 

Если мир вас не­на­ви­дит, знай­те, что Ме­ня преж­де вас воз­не­на­ви­дел. Ес­ли бы вы бы­ли от ми­ра, то мир лю­бил бы свое; а как вы не от ми­ра, но Я из­б­рал вас от ми­ра, по­то­му не­на­ви­дит вас мир. (Ин. 15.18-19)

 

И апос­тол Ио­анн, в сво­ем пер­вом Пос­ла­нии, про­дол­жая го­во­рить о враж­де меж­ду Хрис­том и «ми­ром», да­ет хрис­ти­анам сле­ду­ющую за­по­ведь:

 

Не лю­би­те ми­ра, ни то­го, что в ми­ре: кто лю­бит мир, в том нет люб­ви От­чей. Ибо все, что в ми­ре: по­хоть пло­ти, по­хоть очей и гор­дость жи­тей­ская, не есть от От­ца, но от ми­ра се­го. И мир про­хо­дит, и по­хоть его, а ис­пол­ня­ющий во­лю Бо­жию пре­бы­ва­ет во­век. (1 Ин. 2,15-17)

 

Такое же раз­д­во­ение су­щес­т­ву­ет и в упот­реб­ле­нии сло­ва «плоть». С од­ной сто­ро­ны, «плоть» оз­на­ча­ет пол­но­ту че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния, са­мо­го че­ло­ве­ка. По­это­му о воп­ло­ще­нии Хрис­то­вом на­пи­са­но: «И Сло­во ста­ло плотью…», или, что в день Пя­ти­де­сят­ни­цы Бог из­лил Свой Свя­той Дух «на всю плоть» (Де­ян. 2.17; Ио­ил. 2.28). С дру­гой сто­ро­ны, сло­во «плоть» ис­поль­зу­ет­ся и как эпи­тет без­бож­но­го и без­ду­хов­но­го су­щес­т­во­ва­ния:

 

Ибо жи­ву­щие по пло­ти о плот­с­ком по­мыш­ля­ют, а жи­ву­щие по духу - о ду­хов­ном. По­мыш­ле­ния плот­с­кие суть смерть, а по­мыш­ле­ния духовные - жизнь и мир: по­то­му что плот­с­кие по­мыш­ле­ния суть враж­да про­тив Бо­га; ибо за­ко­ну Бо­жию не по­ко­ря­ют­ся, да и не мо­гут. По­се­му жи­ву­щие по пло­ти Бо­гу уго­дить не мо­гут. (Рим. 8.5-8)

 

Следует под­чер­к­нуть, что, го­во­ря о «пло­ти», апос­тол Па­вел тут не име­ет вви­ду че­ло­ве­чес­кое те­ло, он нед­вус­мыс­лен­но да­ет это по­нять:

 

Разве не зна­ете, что те­ла ва­ши суть чле­ны Хрис­то­вы?.. Не зна­ете ли, что те­ла ва­ши суть храм Свя­то­го Ду­ха, Ко­то­ро­го име­ете вы от Бо­га, и вы не свои? Ибо вы куп­ле­ны до­ро­гою це­ною. По­се­му прос­лав­ляй­те Бо­га и в те­лах ва­ших и в ду­шах ва­ших, ко­то­рые суть Божьи. (1 Кор. 6.13-20)

 

Эта наб­лю­да­емая двой­ст­вен­ность в зна­че­ни­ях слов «мир» и «плоть» разъ­яс­не­на ду­хов­ны­ми учи­те­ля­ми Цер­к­ви и чет­ко раз­г­ра­ни­че­на в ее та­ин­с­т­вах. Тво­ре­ние Божье - доб­ро. Фи­зи­чес­кое су­щес­т­во­ва­ние са­мо по себе - не зло. Плот­с­кое те­ло че­ло­ве­ка не яв­ля­ет­ся дур­ным. Злы лишь гре­хов­ные страс­ти и вле­че­ния, ибо они ис­поль­зу­ют твар­ный мир и плот­с­кое те­ло че­ло­ве­ка как са­мо­цель, как объ­ек­ты идо­ло­пок­лон­ни­чес­т­ва и без­бож­ных вож­де­ле­ний­, что, по сло­вам бл. Ав­гус­ти­на, вы­ра­жа­ет «пок­ло­не­ние тва­ри, а не Твор­цу».

 

Душа по при­ро­де бес­страс­т­на. Страс­ти суть неч­то придаточное, - и в них ви­нов­на са­ма ду­ша… ес­тес­т­во ду­ши свет­ло и чис­то, по при­чи­не при­ня­тия им в се­бя бо­жес­т­вен­но­го све­та… Про­ти­во­ес­тес­т­вен­ное же ее сос­то­яние бы­ва­ет в лю­дях страс­т­ных, страс­тям ра­бо­та­ющих.

Слыша, что дол­ж­но уда­лить­ся от ми­ра, очис­тить­ся от все­го, что есть в ми­ре, над­ле­жит те­бе сна­ча­ла по­нять и уз­нать… что зна­чит са­мое на­име­но­ва­ние «мир»… Мир есть имя со­би­ра­тель­ное, об­ни­ма­ющее со­бою то, что на­зы­ва­ет­ся страс­тя­ми. Ког­да в со­во­куп­нос­ти хо­тим на­име­но­вать страс­ти, на­зы­ва­ем их ми­ром… Мир есть плот­с­кое жи­тие и муд­ро­ва­ние пло­ти. (Св. Иса­ак Си­рин, IV в., «Ду­хов­ные нас­тав­ле­ния»)

 

Новая жизнь ми­ра, сот­во­рен­но­го, ис­куп­лен­но­го и дан­но­го че­ло­ве­ку Бо­гом че­рез Хрис­та и си­лой Свя­то­го Духа, - есть Цер­ковь. В ней и сос­ре­до­то­чи­ва­ет­ся то, что Бог из­на­чаль­но же­лал для че­ло­ве­ка.

Но не сле­ду­ет ду­мать, что она яв­ля­ет­ся ка­ким-то спе­ци­аль­ным «ре­ли­ги­оз­ным су­щес­т­во­ва­ни­ем», от­лич­ным от то­го бы­тия, ко­то­рое мы по­лу­чи­ли от Бо­га, сот­во­рив­ше­го нас. Двух жизней - «естес­т­вен­ной­» и «религиозной» - не су­щес­т­ву­ет, есть толь­ко одна - ис­тин­ная, под­лин­ная, нас­то­ящая жизнь, жизнь с Бо­гом, жизнь Цер­к­ви, все дру­гое же яв­ля­ет­ся смер­тью.

Следовательно, лю­ди, не соз­на­ющие сво­ей при­над­леж­нос­ти к Цер­к­ви Хрис­то­вой­, жи­вут ис­тин­но и под­лин­но лишь в той ме­ре, в ка­кой они сле­ду­ют Божь­ему за­ко­ну, «на­пи­сан­но­му в сер­д­цах их». А те лю­ди, ко­то­рые счи­та­ют се­бя чле­на­ми Цер­к­ви, яв­ля­ют­ся ими нас­толь­ко, нас­коль­ко они по-нас­то­яще­му раз­де­ля­ют ее жизнь. К со­жа­ле­нию, бы­ва­ет, что че­ло­век фор­маль­но счи­та­ет­ся чле­ном Цер­к­ви, но при этом про­дол­жа­ет жить по за­ко­ну пло­ти, за­ко­ну гре­ха и смер­ти.

Итак, под­во­дя итог все­му вы­ше ска­зан­но­му, мож­но сфор­му­ли­ро­вать, что един­с­т­вен­ным со­дер­жа­ни­ем ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся «стя­жа­ние Ду­ха Свя­то­го»в «иска­нии преж­де Цар­с­т­ва Бо­жия и пра­вед­нос­ти Его» (Мф. 6.33). Имен­но для это­го, и толь­ко для это­го, че­ло­век был сот­во­рен Бо­гом.

 

Я го­во­рю: пос­ту­пай­те по ду­ху, и вы не бу­де­те ис­пол­нять вож­де­ле­ний пло­ти, ибо плоть же­ла­ет про­тив­но­го ду­ху, а дух - про­тив­но­го пло­ти. Они друг дру­гу про­ти­вят­ся… Де­ла пло­ти из­вес­т­ны; они суть: пре­лю­бо­де­яние, блуд, не­чис­то­та, не­пот­реб­с­т­во, идо­лос­лу­же­ние, вол­шеб­с­т­во, враж­да, ссо­ры, за­висть, гнев, рас­п­ри, раз­ног­ла­сия, соб­лаз­ны, ере­си, не­на­висть, убий­ст­ва, пьян­с­т­во, бес­чин­с­т­во и то­му по­доб­ное. …пос­ту­па­ющие так Цар­с­т­вия Бо­жия не нас­ле­ду­ют. Плод же ду­ха: лю­бовь, ра­дость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, ми­ло­сер­дие, ве­ра, кро­тость, воз­дер­жа­ние. (Гал. 5.16-21)

 

Глава вторая

 

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

 

 

Заповеди Бла­жен­с­т­ва на­ибо­лее чет­ко и сжа­то из­ла­га­ют ос­но­вы ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка. На Ли­тур­гии они по­ют­ся в тот са­мый мо­мент, ког­да Еван­ге­лие тор­жес­т­вен­но вно­сит­ся в ал­тарь, что­бы про­воз­г­ла­сить ве­ру­ющим Сло­во Божье. И Еван­ге­лие, и Цер­ковь учат, что че­ло­век мо­жет вой­ти в та­ин­с­т­ва Хрис­та и Цар­с­т­ва Бо­жия толь­ко сле­дуя уче­нию Гос­по­да, вы­ра­жен­но­му в этих За­по­ве­дях:

 

И Он, от­вер­з­ши ус­та Свои, учил их, го­во­ря: бла­жен­ны ни­щие ду­хом; ибо их есть Цар­с­т­во Не­бес­ное. Бла­жен­ны пла­чу­щие; ибо они уте­шат­ся. Бла­жен­ны крот­кие; ибо они нас­ле­ду­ют зем­лю. Бла­жен­ны ал­чу­щие и жаж­ду­щие прав­ды; ибо они на­сы­тят­ся. Бла­жен­ны ми­лос­ти­вые; ибо они по­ми­ло­ва­ны бу­дут. Бла­жен­ны чис­тые сер­д­цем; ибо они Бо­га уз­рят. Бла­жен­ны ми­рот­вор­цы; ибо они бу­дут на­ре­че­ны сы­на­ми Бо­жи­ими. Бла­жен­ны из­г­нан­ные за прав­ду; ибо их есть Цар­с­т­во Не­бес­ное. Бла­жен­ны вы, ког­да бу­дут по­но­сить вас и гнать и вся­чес­ки неп­ра­вед­но злос­ло­вить за Ме­ня. Ра­дуй­тесь и ве­се­ли­тесь; ибо ве­ли­ка ва­ша наг­ра­да на не­бе­сах. (Мф. 5.2-12)

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 162.