«Вчера я распинался со Христом, ныне прославляюся с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера спогребался, ныне совоскресаю. Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему… Принесем самих себя - стяжание самое драгоценное перед Богом и Ему наиболее свойственное, воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство, почтим Первообраз, уразумеем силу таинства и то, за кого Христос умер. Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам; соделаемся богами ради Него, ибо и Он стал человеком для нас. Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял зрак раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении. Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Тому, Который предал Себя за нас в цену искупления… Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы с Ним ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли… Немногие капли крови воссоздают целый мир!» (Св. Григорий Богослов, «Пасхальные слова»).
…И ВОЗШЕДШАГО НА НЕБЕСА, И СЕДЯЩА ОДЕСНУЮ ОТЦА…
После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос являлся людям в течение сорока дней, по прошествии которых Он вознесся на небо и сел по правую сторону Бога Отца (Мк. 16.19). Мы помним, что «небеса» - на библейском языке означает нетварную, нематериальную, предвечную «область Бога», по выражению одного святого. То, что Иисус Христос был «вознесен десницею (правой рукой) Божией», как сказал апостол Петр в первой христианской проповеди (Деян. 2.33), значит, что человек был восстановлен в общении с Богом - намного большем и намного более совершенном, чем то общение, которое было ему дано в первоначальном творении (Еф. 1,2).
Человек был сотворен, чтобы стать «причастником Божественного естества» (1 Петр. 1.4). Именно это причастие Божеству, в богословии называемое «обожение», Христос и совершил для человечества своим вознесением. «Послание к Евреям» сравнивает его с богослужением в Иерусалимском Храме. Так же, как первосвященники Израиля входили в «святая святых», чтобы принести жертву Богу за себя и за всех людей, так и Христос - Единый, Вечный и Совершенный Первосвященник - приносит Себя как Вечную и Совершенную Жертву на Кресте, но не за Себя, а за всех грешных людей. Человек-Христос входит (раз и навсегда) в единое, вечное и совершенное «Святая Святых».
…Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия… (Евр. 4.14)
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принося в жертву Себя Самого… Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. (Евр. 7.26-27; 8. 1-2)
Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие. (Евр. 9.24)
Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. (Евр. 10.12-13; Пс. 109)
Богословское значение вознесения Христова это есть прославление человеческой природы и воссоединение человека с Богом, это - проникновение человека в неистощимые глубины Божества.
…И ПАКИ ГРЯДУЩАГО СО СЛАВОЮ, СУДИТИ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ…
Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1.11)
Эти слова ангелов были обращены к апостолам во время вознесения Господня. Он опять придет во славе «не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9.28).
…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1 Фес. 4.16-17, чтение Апостола на отпевании)
Пришествие Господа в конце веков будет Днем Суда, Днем Господним, предсказанным в Ветхом Завете и обещанным Самим Христом (Дан. 7; Мф. 24). Но точное время конца Он не открыл, чтобы люди к нему готовились всегда постоянным бдением и добрыми делами.
Присутствие Христа - Света и Истины - само уже является судом миру. В этом смысле все люди и весь мир уже судимы, или, точнее, уже живут в присутствии той реальности, которой они будут судимы. Поскольку Христос нам явлен, у нас нет никакого оправдания в неведении и грехе (Ин. 9.39-41).
Бог не хочет «смерти беззаконника» (Иез. 18.23), напротив, Он «хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» (1 Тим. 2.4). Он делает все, что в Его власти, дабы спасение и жизнь вечная были открыты и возможны для всех. Но Господь не может лишить Своих созданий свободы, которую Он Сам им дал и которую Он никогда не отнимет, поэтому Он позволяет тем людям, которые отказываются от общения с Ним, жить со «диаволом и ангелами его». Но даже в этом Бог - любвеобилен и справедлив.
Следовательно, учение о вечном аде не означает, что Бог мучает людей, наслаждаясь их наказанием и болью, или отделяет Себя от них, заставляя страдать без Своего присутствия (хотя, если люди ненавидят Бога, то они рады отделению, а не страдают от него), - напротив. Господь Бог любит их и позволяет существовать вечно всем - и святым и грешникам. Все воскреснут из мертвых для вечной жизни: «творившие добро - в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5.29). Тогда Бог будет - «все во всем» (1 Кор. 15.28), и для любящих Его - воскресение из мертвых и Его присутствие будут раем, а для ненавидящих Бога - воскресение из мертвых и Его присутствие будут адом. Таково учение Православной Церкви.
… Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение больше всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей… Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. (Св. Исаак Сирин).
Итак, последний суд человека и его вечная судьба зависят только от того, любит ли человек свет более тьмы, или тьму - более света, любит ли он этот Свет, Любовь и Жизнь, которые - суть Сам Бог.
И судить человека и мир будет не Бог «с облаков», но - Иисус Христос, Кто Сам есть истинный Человек, Кто Сам претерпел каждое искушение этого мира и победил их все, Кто Сам был голоден, жаждал, был странником, был наг, был в темнице, был мучим, - но Кто, однако, и есть спасение всех.
Он воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Слава же и честь и мир всякому, делающему доброе… Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, - потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. (Рим. 2.6-13)
… ЕГОЖЕ ЦАРСТВИЮ НЕ БУДЕТ КОНЦА…
Иисус Христос - царский Сын Давидов, о Котором ангел предрек при Его рождении:
Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк. 1.32-33)
Через Свои страдания Христос стал Царем Царства Божия, «Царем царей и Господом господствующих» (Откр. 19.16; Дан. 2.47), разделяя Царство с Богом Отцом. Христос пришел именно для того, чтобы принести это Царство людям. Слова Его первой проповеди были такими же, что и слова Его Предтечи, Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3.2; 4.17). И всегда, в проповедях и притчах, Он говорил о нем:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное… Кто сотворит и научит (заповедям этим, Ф. Х.), тот великим наречется в Царстве Небесном… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет и Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного… (Мф. 5.3, 10, 19; 6.33; 7.21)
«Горчичное зерно», «закваска», «многоценная жемчужина», «зарытое в поле сокровище», «свадебный пир», «дом Отца», «виноградник»… - все это образы Царства. И в ночь тайной вечери Христос открыто говорил апостолам:
Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах - судить двенадцать колен Израилевых. (Лк. 22.28-30, чтение Всенощной Великого Четверга).
Но Царство Его «не от мира сего» (Ин. 18.31). Христос сказал это Понтию Пилату, когда солдаты насмехались над Ним, не зная, что именно в унижении Он открывал Свое подлинное Божественное царское достоинство.
Царство Божье - это реальность Божьего присутствия среди людей. Оно дано Христом людям в Церкви, которая так и называется: Царство Божье на земле; в ней Христос уже признан, прославлен и Ему служат как единственному Царю и Богу, и Его Святой Дух тоже дан миру в Церкви в полной силе и благодати. Через таинства веры мы празднуем Царство и принимаем в нем участие. О нем свидетельствуют Писания, Соборы, каноны и жития святых. И оно сделается последней вселенской и космической реальностью для всего мироздания в конце веков, когда Иисус Христос придет во славе, наполняя все Собою через Святой Дух, чтобы Бог мог быть «все во всем» (1 Кор. 15.28).
…И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА, ЖИВОТВОРЯЩАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩАГО, ИЖЕ СО ОТЦЕМ И СЫНОМ СПОКЛАНЯЕМА И ССЛАВИМА, ГЛАГОЛАВШАГО ПРОРОКИ…
Святой Дух, так же как Бог Отец и Христос Сын, называется Господом. Он есть Дух Божий и Дух Христов. Он - вечен, нетварен и Божественен; постоянно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном в единстве Святой Троицы, Он вечно пребывает с Ними. Как никогда не было времени, когда не было Сына, также никогда не было времени, когда не было и Святого Духа. Он «исходит от Отца» в вечном, божественном, непрекращающемся «происхождении» (Ин. 15.26).
Православное учение говорит, что Бог Отец есть вечное начало и источник Духа, так же как и Сына, - но способы происхождения Сына и Духа от Отца различны, ибо Сын - «рождается», а Святой Дух - «исходит». Многие святые, вдохновленные Богом, пытались объяснить разницу между исхождением Духа и рождением (Сына. Однако для нас достаточно понять различие между Божественными Лицами и действиями Сына и Духа по отношению к Отцу, и следовательно, по отношению к миру.
Как мы уже говорили, люди постигают Господа лишь в той мере, в какой Он открывает Себя, но при этом сущность Его Триединого Бытия всегда остается (и навеки останется) закрытой для нашего понимания. Это не значит, что наши рассуждения о Боге не имеют смысла, просто они не могут полностью соответствовать той действительности, которую стремятся выразить.
[Нужно заметить, что римо-католическая и протестантские церкви по-другому формулируют эту часть Символа Веры, добавляя, что Святой Дух исходит от Отца «и Сына» («Филиокве»). Такое добавление неприемлемо для православных, ибо оно не согласно с Писанием и с православным видением Бога]. По существу Святой Дух един с Отцом и Сыном, и, следовательно, Он принимает участие в каждом Божьем действии в мире. Поэтому и в Книге Бытия о творении написано: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1.2). Это - тот же Дух, что и «дыхание жизни», данное всем живым существам, а более всего человеку, сотворенному по образу и подобию Божию (Быт. 1.30; 2.7). На иврите Дух так и называется - «дыхание» или «ветер» Ягве. Это Он - «податель жизни», поддерживающий и утверждающий вселенную в ее существовании (Пс. 104.29; Иов 33.4).
Святой Дух вдохновляет святых, гласящих слово Божье и исполняющих Его волю; Он помазует пророков, священников и царей Ветхого Завета; Он же «снизошел и почил» на Иисусе из Назарета, сделав Его Мессией Божьим и таковым явив миру. Поэтому в первом новозаветном богоявлении Христа - крещении Его Иоанном - Святой Дух открылся нисходящим и почивающим на Нем, «как голубь с неба» (Ин. 1.32). Нужно заметить, что и в описании нисхождения Святого Духа в День Пятидесятницы, и в других местах Писания, употребляются слова «как» и «подобно», чтобы избежать неправильного материалистического понимания событий, о которых сама Библия говорит на символическом языке.
Начав Свое служение, Иисус Христос сразу провозгласил, что мессианское пророчество Исайи «Дух Господа Бога на Мне» (Ис. 61.1; Лк. 4.18) - относится к Нему. И все дни Своей жизни Иисус Христос был «исполнен Духа Святого», проповедуя, уча, исцеляя, изгоняя демонов… Даже Его принесение Себя в жертву Богу на Кресте было совершено Духом Святым (Евр. 9.14), и тем же самым Духом Он и все люди воскрешены из мертвых (Иез. 1-6). И в День Пятидесятницы нисхождение Святого Духа на учеников Христовых - есть конец земной миссии Христа и начало христианской Церкви.
Христианская Церковь живет Святым Духом, и только Им человек и мир могут исполнить то, для чего они были созданы.
Святой Дух есть Дух Жизни.
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. (Рим. 8.11)
Святой Дух есть Дух Истины.
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. (Ин. 16.13)
Святой Дух есть Дух Божественного Сыновства.
Потому что вы, не приняли духа рабства… но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. (Рим. 8.14)
Святой Дух есть личное присутствие нового и вечного Завета между Богом и человеком, запечатление и утверждение Царства Божия, сила Божьего пребывания в людях.
Вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа… Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. (2 Кор. 3.3-4, 6)
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?.. (1 Кор. 3.16)
…Потому что через Него имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. (Еф. 2.18-22)
В Духе Святом человек способен делать то, что совершил Сам Христос, - исполнять «новую заповедь» любви друг к другу.
Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем Духом… сеющий в Дух от Духа пожнет жизнь вечную. (Гал. 5.22-25; 6.8)
… ВО ЕДИНУ СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ…
Христианская Церковь - это собрание избранных Богом людей, призванных хранить Его слово, исполнять Его волю и совершать Его дело в мире и в Царстве Небесном. В Писаниях Церковь называется «Телом Христовым», «Невестой Христовой», «живым храмом Божьим» и «столпом и утверждением Истины».
Единая Церковь
Церковь - одна (едина), потому что Бог - един и Христос и Дух Святой - едины. Единство Церкви приносится и устрояется не каким-либо человеческим авторитетом или юридической властью, но только Богом. Люди же - члены Его Церкви до той степени, до какой они пребывают в Его истине и любви.
Православные христиане верят, что полнота участия в Церкви Божьей есть только в исторической православной Церкви, что в других вероисповеданиях существуют препятствия к полному единению с Богом. Препятствия эти различны и их значение зависит от того, как глубоко их воспринимают люди и насколько придерживаются их. Таково, например, учение о роли Папы Римского в католической Церкви.
Единство христианской Церкви не нарушается временем или пространством - оно создается Благословенной Троицей и всеми живущими с Богом: святыми ангелами, усопшими праведниками и всеми, кто в данный момент живет на земле по заповедям Христовым и силою Святого Духа.
Святая Церковь
Святость Церкви исходит от Бога. Члены Церкви принимают участие в Божьей святости настолько, насколько они живут в общении с Ним. Но, конечно, грехи и ошибки часто отделяют людей от Божьего единства, поэтому земные члены и церковные организации не могут отождествляться с Церковью в ее святости.
Соборная Церковь
Слово «соборная» или «кафолическая» значит - полная, законченная, целая, не нуждающаяся в дополнении. Иногда кафоличность Церкви понимается как ее вселенскость в пространстве и времени. И хотя Церковь действительно вселенская: везде, для всех и во все времена, все же тут имеется в виду нечто другое. Термин «кафолическая» с самого начала (уже в первые десятилетия II-го века) был скорее определением качества, а не количества, то есть подразумевалась полнота природы Церкви. Ведь еще до того, как Церковь распространилась на весь мир, она уже называлась кафолической. Первоначальная апостольская Церковь в Иерусалиме, ранние городские церкви в Антиохии, Ефесе, Коринфе или Риме были кафолическими, как и каждая православная церковь сегодня, ибо в них присутствовало все основное, что составляет сущность подлинной Церкви Христовой. Бог полно и совершенно являет Себя через Христа и Святого Духа в каждой Церкви, в каждой местной общине христиан, верных апостольскому учению, иерархии и таинствам.
Апостольская Церковь
Иисус Христос и Святой Дух были посланы Отцом в мир, это не только множество раз повторялось в Писаниях, но и Сам Христос был прямо назван «Посланником (т. е. Апостолом) исповедания нашего» (Евр. 3.1). И как Бог послал Его, так и Христос избрал и послал Своих апостолов. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… Примите Духа Святого» (Ин. 20.21-22), - говорит воскресший Христос ученикам Своим. И апостолы шли в мир, делаясь «фундаментом» Христианской Церкви.
В этом смысле Церковь и называется Апостольской: во-первых, потому что она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных от Бога, и на апостолах, посланных Христом и исполненных Святого Духа; и во-вторых, потому что сама Церковь, в ее земных членах, послана Богом, чтобы свидетельствовать о Его Царстве, хранить Его слово и исполнять Его волю и дела в этом мире.
Православные христиане веруют в Церковь так же, как они веруют в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Мы верим, что среди падшего и грешного мира полное и совершенное общение с Богом было бы невозможно без Церкви - без божественной, мистической и духовной жизни, без таинств. Церковь есть Божий подарок миру. Это - дар спасения, знания и просвещения, прощения грехов и победы над тьмой и смертью. Это - дар общения с Богом через Христа и Святого Духа. И дар этот дается нам навсегда, без всяких условий со стороны Бога. Люди могут грешить и бороться против Церкви, верующие могут отпадать и отделять себя от нее, но сама Церковь - «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3.15) - навеки остается непобедимой и несокрушимой, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16.18).
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Еф. 5.25-27, 32)
… ИСПОВЕДАЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ…
В Христианскую Церковь вступают через крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28.19, чтение Евангелия во время Крещения). Славянское слово «крещение» несет в себе сугубо христианский смысл, хотя обряд «омовения» существовал уже во времена Ветхого Завета и даже в некоторых языческих религиях как символ смерти и нового рождения. Поэтому крещение было неотрывно от покаяния («покаяние» - по-гречески «метания», что значит «изменение образа мыслей», перемена жизни), поэтому и Иоанн Предтеча «крестил» в знак покаяния и новой жизни.
Смысл таинства крещения в Церкви - это умирание и новое рождение во Христе:
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. (Рим. 6.3-5, чтение Апостола во время Крещения)
Крещение является основным опытом христианина, первичным условием его христианской жизни. Все в Церкви вытекает из вод крещения, ибо все в Церкви происходит из воскресения Христова и живет Им. Поэтому сразу же за крещением следует таинство миропомазания - «печать дара Духа Святого». И завершение этих главных христианских таинств совершается в таинстве Святого Причастия в Божественной Литургии. Таким образом, исповедание «единого крещения во оставление грехов» есть исповедание всеобъемлющей новизны жизни, данной людям в Церкви.
… ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА
Православная Церковь верит не только в бессмертие души, но, следуя Писаниям, в добро человеческого тела и всего материального творения. Поэтому мы, в своей вере в воскресение и вечную жизнь, ждем спасения не в каком-то «ином», но в этом, нашем мире, любимом Богом, воскрешенном и прославленном, наполненном Его Собственным Божественным присутствием.
Как мы уже говорили, в конце веков Господь откроет Свое присутствие и наполнит Собою все мироздание. Для ненавидящих Его - это будет ад, для любящих Его - это будет рай.
Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая. (Ис. 35.1)
Ибо вот, я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. (Ис. 65.17-18)
Пророки и апостолы одинаково видели грядущее Воскресение.
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. А я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с нами; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр. 21.1-4)
Когда Царство Божье наполнит всю вселенную и все будет сотворено заново, наш мир опять сделается тем раем, для которого он был первоначально сотворен, - таково православное учение о конечной судьбе человека и вселенной.
Однако существует мнение, что наш мир будет совершенно уничтожен и что Бог сотворит все новое «из ничего», в акте второго творения. Придерживающиеся этого мнения ссылаются, например, на такой текст:
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (2 Петр. 3.10)
Но Священное Писание никогда не говорит о втором творении, более того, оно постоянно и последовательно свидетельствует, что Бог любит сотворенный Им мир и делает все, чтобы спасти его. Поэтому православное Предание никогда не понимало подобные тексты в смысле полного уничтожения творения Богом, но скорее как метафоры, говорящие о великой катастрофе, которую должен пережить весь мир, включая даже и праведников, дабы он мог быть очищен и спасен.
ЧАСТЬ II
БОГОСЛУЖЕНИЕ
Глава первая
ХРАМ
Храм
В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: с нами Бог.
«Всевышний не в рукотворенных храмах живет», - говорил св. Стефан, цитируя ветхозаветных пророков; «вы храм Бога живого» (2 Кор. 6.16), - учил апостол Павел.
Приступая к Нему (т. е. Христу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный… чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Петр. 2.4-5).
Во Христе и через Духа Святого Бог пребывает с человеком, обитает с ним. Вот этот смысл и передается посредством купола, венчающего храм - место собрания народа Божьего. Он создает впечатление, что в Церкви, как и в Царстве Божьем, все небесное и земное соединяется под главою Христом (Еф. 1.10) и что в Нем мы все исполнены полнотою Божьею (Еф. 3.19).
Внутреннее устройство храма тоже создает впечатление единства всего в Боге. Оно не является воспроизведением «верхней горницы» Тайной Вечери или обыкновенным местом собрания людей, - храм и его устройство вдохновлены образом Царства Божьего, данного в книге Откровения. Престол перед нами - как образ Самого Христа, Слова Божия в Евангелии и Агнца Божия в Евхаристическом жертвоприношении. Вокруг Него - ангелы и святые, служители Слова и Агнца, которые непрестанно славят Его, вдохновляемые Святым Духом. А те верные христиане, которые принадлежат к этому святому собранию - «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2.19) - присоединяются тут, на земле, к вечному богослужению Царства Божьего.
Престол
Мы уже сказали, что средоточием всего храма является Престол: он есть трапеза Царства Божия (см. Лк. 22.30); на нем мы приносим Богу Отцу «бескровную жертву» Христа; и с него нам дается Хлеб Жизни - Тело и Кровь Господней Пасхальной Вечери.
Обычно престол сделан из дерева или камня и покрыт красивой парчовой тканью, чтобы подчеркнуть его божественный и небесный характер. Он прост по форме (как правило, кубообразный) и стоит в центре алтаря, чтобы его можно было обойти со всех сторон.
На престоле всегда находятся Четвероевангелие и Антиминс - плат, на котором изображена икона положения Христа во гроб. Стоящая на нем подпись епископа служит разрешением местной общине собираться вместе как Церкви. «Антиминс» по-гречески значит «вместо-престольник»: так как главным пастырем Церкви является епископ, то вместо его престола, находящегося в кафедральном соборе, в приходских церквях имеется Антиминс. В нем бывает зашита и частица мощей какого-либо святого, напоминающая, что Церковь стоит на крови мучеников и жизнях святых. Обычай хранения мощей в Антиминсе происходит от древнехристианской традиции служить Евхаристию на гробницах христиан. Также, как правило, частица мощей находится и в самом престоле.
На престоле еще стоит дарохранительница, сделанная в виде маленькой церковки. В ней сохраняются запасные частицы причастия, сберегаемые для больных и умирающих. За престолом стоит семисвечник, ведущий свое происхождение от ветхозаветной традиции иудейского храма. Вообще, можно сказать, что Иерусалимский храм используется в православных богослужебных и церковно-строительных обычаях как прототип поклонения Богу «в духе и истине» Его Царства. И, наконец, на престоле также лежит и небольшой крест для благословения верующих.
Крестное знамение
Крест - это самый главный символ для христиан, не только как орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос, но и как постоянное напоминание, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу их жизни. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8.34).
Поэтому христиане и осеняют себя крестным знамением - крестятся. Православные делают это так: соединяют в щепотку большой, указательный и средний пальцы, а два других, согнув, прижимают к ладони (что символизирует Божье Триединство и две Природы - Божественную и Человеческую - во Христе) и крестятся ото лба - к груди и от правого плеча - к левому. Этот всеобъемлющий символ показывает, что крест является вдохновением, силой и действительным содержанием нашей жизни, и что наши ум и сердце отданы любви к Богу и к человеку.
Жертвенник
Жертвенник - стол, на котором хлеб и вино приготовляются для Литургии, находится слева от престола. На нем стоят: потир - чаша для вина, и дискос - небольшое круглое блюдо на высокой ножке, для хлеба. Сосуды эти обычно металлические и украшены иконами.
На жертвеннике также лежат: особый нож, называемый копием, для разрезания евхаристического хлеба; лжица (ложка) для Святого Причастия; особые покровцы для потира и дискоса и крестообразная металлическая звездица, которая поддерживает покровец над дискосом. Еще там есть губки и платы (платки) для вытирания потира.
Жертвенник обычно украшается так же, как и престол, а над ним помещается икона Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду: «Да минует Меня чаша сия…».
Иконы
Икона является высочайшим художественным достижением Православия. В ней соединяются вместе проповедь Евангелия, богословие и благодатное вдохновение в цвете и линии. Традиционная православная икона - это не «святая картинка», «фотографический» портрет святого или иллюстрация какого-нибудь события, на самом деле она выражает вечную и божественную действительность и глубинный смысл вещей. Мир иконы - человеческий, но в то же время «наполненный Богом»; земной, но - и небесный; физический, но - и духовный; «несущий свой крест», но - и исполненный благодати, мира и радости. В этом и заключается истинный реализм иконы, столь отличный от обыкновенного изображения.
Нам иконы духовно необходимы, ибо они свидетельствуют об отверстых дверях Царства Божия и о нашем собственном вхождении в него.
Иконостас в Церкви тоже символизирует наше единство с Богом. За Царскими Вратами иконостаса - между иконой Божьей Матери и иконой прославленного Христа - помещается престол, указывая на то, что все происходящее с нами в Церкви, исторически находится между этими двумя пришествиями Христа: пришествием Его - как Спасителя, рожденного от Девы Марии, и пришествием Его в конце веков - как Царя и Судии.
Иконы на Царских вратах свидетельствуют о благой вести Христовой, об Евангелии спасения, на них обычно изображены первые ее провозглашения: четыре Евангелиста и Благовещение.
Над вратами - помещается икона Тайной Вечери, главного таинства христианской веры и единства Церкви в мире. Это - видимое свидетельство того, что и мы являемся участниками «брачной вечери Агнца» (Откр. 19. 9), что и к нам обращены слова Христа: «да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22. 30).
На боковых дьяконских дверях иконостаса (они предназначены, главным образом, для служителей алтаря) обычно написаны иконы святых дьяконов или ангелов, служителей Господних. В первом («местном») ярусе иконостаса еще находится икона святого или праздника, которому посвящен данный храм, а также могут быть иконы других святых или праздников. В высоких иконостасах есть еще ярусы с иконами апостолов, двунадесятых (двенадцати) праздников, пророков, праотцев и иных святых. И все это увенчивается крестом Христовым.
За последние несколько столетий иконостасы в большинстве православных храмов все более и более усложнялись, пока, наконец, не превратились в сплошную стену, которая отделяет верующих от алтаря, вместо того, чтобы объединять их с ним. И только сравнительно недавно, в новых храмах на Западе, иконостас опять стал занимать подобающее ему место - небольшой «подставки» («стасис») для икон.
Кроме иконостаса, православные храмы часто украшаются иконами или фресками на стенах и потолке. Церковный канон предписывает изображать Христа-Вседержителя в куполе, а Божью Матерь Знаменье - над алтарем. Эта последняя икона называется «образом Церкви», ибо Божья Матерь сама является прототипом всего собрания верующих, в котором пребывает Христос. Еще в алтаре можно увидеть иконы святых - авторов литургий и церковных песнопений. Непосредственно за престолом, на Горнем месте, помещается икона, в центре которой - образ Христа, например: икона второго пришествия Христова (Спас в силах). Причащение Апостолов, Воскресение или Преображение.
Облачения
Для совершения литургических служб православное духовенство надевает особую одежду - облачения. Существует два основных облачения, первое из которых - крестильная рубашка (подризник). Священники и епископы носят ее во время литургии, потому что она есть «риза спасения» - белая одежда, символизирующая новое человечество Иисуса Христа и жизнь в Царстве Божием, в которую облачается и каждый христианин в день своего крещения (см. Откр. 7, 9)
Другое главное облачение духовенства епитрахиль - длинная широкая лента, надеваемая вокруг шеи, - есть знак пастырства. Первоначально ее делали из шерсти, символизируя «овец», то есть членов паствы Христовой, за которых пастырь несет ответственность. Епископы и священники надевают епитрахиль в моменты исполнения своих пастырских обязанностей.
Со временем облачения духовенства несколько усложнились. Дьяконы, священники и епископы стали носить особые поручи (манжеты), которые придерживают рукава ризы во время служб. Надевая их, священнослужители читают специально подобранные строки из псалмов, напоминающие, что руки их принадлежат Богу. Еще для удобства к облачению добавлен пояс, надевая который священнослужители произносят строки из псалмов о том, что Бог «опоясывает их силой» для исполнения служения. Пояс носится лишь священниками и епископами.
Каждой ступени духовенства присущи свои особые верхние облачения. Чтецы, иподьяконы и дьяконы носят стихарь - длинную одежду с широкими рукавами. Скорее всего она представляет собой изукрашенную крестильную рубаху. Иподьяконы и дьяконы носят еще широкую ленту, или шарф, называемую орарь. Возможно, он происходит от матерчатого свитка, на котором были написаны ектении и молитвы («ораре» - по-гречески означает «молиться»). Делая возгласы во время богослужения, дьякон поднимает руку с орарем, а иподьяконы опоясываются им, перекрещивая на спине.
Священники надевают белую крестильную рубаху, епитрахиль, поручи и пояс, и поверх всего этого -фелонь или ризу, облачение, напоминающее плащ. Вероятно, оно происходит от торжественных одежд раннехристианской эпохи, которые под влиянием Библии были постепенно отождествлены с иерейским призванием. Облачаясь в фелонь, священник произносит строки 131-го псалма:
Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Епископы первоначально тоже носили фелонь, поверх которой надевали омофор - знак своего сана, как главного пастыря Поместной Церкви. Однако в XV в., когда Византийская империя была завоевана турками, епископы на ее территории стали представлять для завоевателей и светскую власть, и поэтому восприняли имперские знаки отличия. Так они начали носить саккос (императорское облачение) и митру (императорская корона). Во время служб им клали под ноги орлецы (круглые коврики с изображением летящего орла) и они опирались на жезл, который указывал больше на их гражданскую власть, чем на их пастырское достоинство. Тогда же в обращении к ним стало использоваться слово «Владыко» (по-гречески - «деспотос»), тоже отражающее их земную, а не духовную власть. Духовенство стало отпускать и длинные волосы, что также тогда было присуще гражданской власти. А в XVII в., во время реформ патриарха Никона, все эти внешние формы были официально приняты русской Церковью.
Некоторые из нововведений приобрели со временем другой, духовный смысл. Например, митра сделалась символом христианской победы, ибо святые получают венцы (короны) и правят вместе со Христом (Откр. 4, 4). Изображаемый на коврике орел явился классическим библейским символом св. Евангелиста Иоанна и его Евангелия (Откр. 4, 7) и к тому же символом полета в небесный Иерусалим. Жезл стал символом Ааронова посоха (Исх. 4, 2), и т. д. Однако, надо помнить, что все эти знаки епископского достоинства принадлежат к более поздним и не самым основным традициям Церкви.
При архиерейском служении используются два особых подсвечника, которыми епископ благословляет верующих: один из них (с тремя свечами) называется трикирий, а другой (с двумя свечами) - дикирий. Они напоминают нам о главной тайне православной веры: что Бог существует в трех Лицах и что Иисус Христос, Спаситель, одновременно обладает двумя Природами, являясь совершенным Богом и совершенным Человеком.
Священническое облачение имеет еще и специальные дополнения: набедренник (прямоугольный кусок ткани) и палицу (кусок ткани в форме ромба). Первый дается священникам как знак отличия, а второй есть часть епископского облачения, но за особые заслуги дается и священникам. Их символическим значением является духовная сила: Слово Божье и меч веры. Их носят сбоку, подвешенными через правое и левое плечо.
В некоторых Православных Церквях придается особое значение и головным уборам. Например, камилавку (высокий цилиндрический головной убор) носят все греческие священники, но в других Православных Церквях ее выдают лишь особо отличившимся священникам в качестве награды. Она может быть черной или лиловой, монахи и епископы носят ее с черным покрывалом (наметкой). Скуфья (остроконечная шапочка из ткани) - тоже монашеская принадлежность, но скуфья лилового цвета используется в виде награды для белого (т. е. женатого) духовенства. В русской Церкви некоторые женатые священники получают и особую честь ношения митры во время служб, в других же Православных Церквях ее носят только епископы и, иногда, главы больших монастырей (архимандриты). Правда, в последнее время, особенно на Западе, православное духовенство все реже и реже употребляет литургические головные уборы.
И, наконец, епископы и священники носят наперсный (нагрудный) крест. По русской традиции такой крест носят все священники, а в других Церквях он дается лишь заслуженным протоиереям (старшим священникам). Епископы, кроме креста, носят еще на груди Панагию (по-гречески: «Всесвятая») - небольшой украшенный образ Божьей Матери.
В результате долгого исторического развития облачения духовенства сделались многочисленными и чрезмерно усложненными. В наши дни в Церкви появилось движение к их упрощению, возврата к ранне-христианским обычаям. Но вместе с тем Церковь совершенно уверена в необходимости литургических облачений для полноценного церковного богослужения, они - знак преображения нашего мира в грядущее Царство Божье, где Слава Христова будет явлена во всем.
Глава вторая
ТАИНСТВА
В Православной Церкви обычно называют семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство и елеосвящение. Обычай считать количество таинств не является древней традицией, он был заимствован из католической церкви. Традиция говорит, что все существующее в Церкви и принадлежащее ей - суть благодатно и таинственно. Наши молитвы, благословения, добрые дела, мысли, поступки - все участвует в «жизни бесконечной». А все греховное и мертвое освящается и оживает силою Бога Отца, во Христе и Святом Духе. Так, через Господа, все становится таинством, частицей Таинства Царства Божия, переживаемой уже сейчас в этом мире.
Жизнь начинается с рождения. Таинство крещения и есть рождение в вечную жизнь Божью. Но одного акта рождения недостаточно, должна быть еще и жизненная сила, дающая движение и рост. Таинство миропомазания есть дарование нам такой силы - «пресвятого, благого и животворящего Духа».
Жизнь должна быть поддерживаема. Мы делаем это при помощи пищи и питья, и живем телесно. Питание есть причастие человека всему Божьему творению, но оно не дает ему вечной жизни. Такое причастие человека тварному миру становится причастием смерти. И только «тайная вечеря Сына Божия», Тело и Кровь Христовы, таинство святой Евхаристии - питает человека для жизни вечной.
Все рождающиеся в этом мире - смертны, и даже самая совершенная человеческая любовь обречена на кончину. В таинстве же христианского брака Сам Господь благословляет нас на вечную дружбу и любовь, чтобы плоды нашей любви - зачатие детей и существование семей - были бы не «в смерть», но «в жизнь вечную».
До конечного установления Царства Божьего жизнь остается подверженной нападениям зла: греха, болезни, страдания, печали и смерти. Таинство покаяния служит лекарством от духовной болезни, оно дает нам возможность обратиться к Богу, быть прощенными и опять принятыми в Божью жизнь, от которой нас отделили грехи. А таинство елеосвящения (или соборования) является средством от наших телесных болезней, которые есть проявления власти греха над нашими телами и из-за которых мы неизбежно соприкасаемся со страданием и смертью. Елеосвящение меняет смысл наших страданий, чтобы они вели нас не к смерти, но в жизнь вечную, и включает наши «раны» и «язвы» в животворный Крест Христов.
И, наконец, в Церкви, и для Церкви, есть таинство священства (рукоположения) - дар служения и учительства. Все духовенство: епископы (архиереи), священники (иереи) и дьяконы существуют только для того, чтобы провозглашать и представлять в Церкви божественную жизнь Царства Небесного.
Таким образом, от рождения и до самой смерти, в каждом аспекте нашего земного существования, истинная жизнь, какой сотворил ее Бог, дается нам в Церкви. В этом и заключается смысл прихода Христова в мир: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10.10).
КРЕЩЕНИЕ
В христианской Церкви крещение не просто символизирует моральную перемену и духовное перерождение, оно реально претворяется в действо смерти человека и его воскресения во Христе, становится новым рождением водою и Святым Духом в Царство Божье (Ин. 3.5).
Служба крещения начинается с того, что крещаемый отрицается от сатаны и принимает Иисуса Христа. Перед погружением в воду он, или его восприемники (крестные родители), провозглашают Символ Веры. Восприемники непременно должны быть православными, ибо они ручаются за крестника перед всей Церковью, «воспринимают» его из крещальных вод, вводят в Церковь и заботятся о его духовной жизни.
После провозглашения веры, над водою в купели читаются молитвы и она благословляется. Священник молится над крещаемым и помазует его освященным елеем в знак восстановления в нем святости и доброты Божьего творения. И затем, после торжественного пения «Аллилуйя» (что по-еврейски означает «Хвалите Бога»), священник погружает крещаемого три раза в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Этим погружением крещаемый как бы умирает для мира и снова, силой воскресения Христова, рождается в жизнь вечную. Его одевают в белую крещальную одежду, которая является образом «нового человечества». Самого Христа, нового и небесного Адама. Поэтому, когда новокрещенного в торжественной процесии обводят три раза вокруг купели, символизируя вхождение в Царство Божье и в жизнь вечную, хор поет слова апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (т. е. «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). (Гал. 3.27)
В древние времена такая процессия шла от баптистерия (места крещений) в храм, где новокрещенные на Божественной Литургии принимали Святое Причастие. Крещения обычно происходили перед пасхальной Литургией. Наш нынешний пасхальный крестный ход означает буквально то же самое, что и процессия вокруг крещальной купели.
Но, до принятия Святого Причастия нововокрещенный должен получить дар Духа Святого в таинстве миропомазания.
МИРОПОМАЗАНИЕ
В таинстве миропомазания мы получаем «печать дара Духа Святого» (Рим. 8; 1 Кор. 1.21,22). Если крещение есть наше личное участие в Пасхе - смерти и воскресении Христовых, то миропомазание есть наше личное участие в Пятидесятнице - сошествии Духа Святого. И так же, как Пасха без Пятидесятницы не имеет смысла для мира, так и крещение без миропомазания не имеет смысла для христианина.
Дар Духа Святого дается новокрещенному через помазание всех частей тела святым миром. Оно особо приготовляется в Страстной Четверг епископами Церкви, ибо дар Святого Духа был изначально дан людям через Христовых апостолов, чьими преемниками и являются епископы (Деян. 8.14; 19.1-7).
В миропомазании человеку дается «сила свыше» (Деян. 1, 2) для новой, полученной в крещении, жизни. Как и Христос есть Помазанник Божий, так и человек, по дерзновенным словам отцов, становится «Христом» вместе с Ним и тоже делается помазанником, сыном Божьим.
Итак, мы обходим вокруг купели лишь после нашего миропомазания и после того, как слышим апостольское и евангельское чтение о нашем спасении и просвещении во Христе (см. ниже).
После крещения и миропомазания священник постригает нового члена семьи Божьей. Крестообразное пострижение волос на голове означает, что человек целиком отдает себя Богу. Волосы издревле были символом силы (Суд. 16.17), поэтому вплоть до XV века духовенство Православной Церкви носило тонзуру всю жизнь, показывая, что сила их в Боге.
Вместе с крещением и миропомазанием новорожденный младенец воцерковляется. Как и младенец Иисус, который был принесен во храм на сороковой день после рождения, как то предписывалось ветхозаветным законом, так и крещение и воцерковление в Православной Церкви совершается обычно около сорокового дня жизни ребенка. В это же время воцерковляется и мать новорожденного, тоже по ветхозаветному обычаю и по примеру обряда очищения Божьей Матери (Лк. 2.22). Воцерковление Матери - это ее возвращение в собрание народа Божьего после длительного пребывания вне храма и вне Литургии. Оно должно происходить до крещения ребенка, чтобы и мать могла присутствовать при таинстве его вхождения в Царство Христово.
Таинства крещения и миропомазания, называемые «святым просвещением», завершаются участием в Причащении Святых Тайн.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.