Во-первых, он реализуется через принцип сомнения против иска, который предполагает толкование налогового законодательства в пользу налогоплательщиков с учетом их права действовать наиболее выгодным для себя способом в условиях правовой неопределенности.
Во-вторых, этот принцип реализуется в презумпции добросовестности налогоплательщика и обоснованности его налоговой выгодой
В-третьих, этот принцип реализуется в презумпции невиновности налогоплательщика
Принцип законности. Предполагает, в том числе, комплексное применение различных отраслей права правовой системы РФ, реализацию права не выполнять незаконные акты налоговой администрации с одной стороны, а с другой стороны – не злоупотреблять субъективным правом налогоплательщика.
Налоговый комплаенс предполагает не только соблюдение налогового законодательства, но и не злоупотребление субъективном правом налогоплательщика + предполагается соблюдение требований этики (требования должны быть выше, чем требования государственного контроля).
Принцип разумности. Он предполагает экономическую оправданность и документальную подтвержденность операций, совершаемых налогоплательщиками в их финансово-хозяйственной или финансово-экономической деятельности. Реализация этого принципа предполагает наличие конкретного коммерческого интереса в совершении предпринимательских операций.
Если такой интерес отсутствует, а единственный интерес – возмещение НДС из бюджета, то это просто налоговое мошенничество (а не уклонение от уплаты налогов). То есть, тут нельзя говорить о злоупотреблении субъективным налоговым правом. Налоговое мошенничество никогда не попадет под налоговую амнистию.
Принцип комплексного или совокупного расчета налоговой экономии и убытков с точки зрения общего правового налогового статуса субъекта предпринимательской деятельности или налогоплательщика. Это предполагает необходимость учета как его налогового потенциала, так налоговых рисков одновременно.
Например, выигрывая по налогу на прибыль, мы проигрываем по налогу на имуществу. Нужен соответствующий расчет, с учетом того, что у нас облагаются и доходы, и имущество, и оборот.
Важно учитывать общие издержки, связанные с налоговым планирования.
Например, для соблюдения правил валютного регулирования, чтобы окончательно и бесповоротно утратить статус резидента по валютному законодательству РФ, можно создать иностранную компанию, которая будет заниматься валютными операциями за рубежом, не будучи подконтрольной нашим органам валютного контроля.
Но при этом мы создаем КИК, и мы должны уведомить российские налоговые органы об этом, а потом в свой личный доход включить ее прибыль, и обложить эту прибыль здесь, а не в офшорной зоне + надо учитывать расходы на обслуживание всех этих структур там.
Принцип профессионализма. Он предполагает правильную организацию ведения налогового учета и составления и представления налоговой отчетности.
Речь идет о необходимости грамотного составления первичных документов налогового учета с соблюдением унифицированных форм.
Данные всех первичных документов по мере их поступления должны отражаться в налоговых регистрах (регистрах налогового учета), а там должны учитываться данные налоговых деклараций.
А данные налоговых деклараций должны сопоставляться с такими же данными наших контрагентов. Сейчас у межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю и у управления ФНС по федеральному контролю есть система сопоставления данных налоговых деклараций различных налогоплательщиков; с лампочками (как светофор). И они понимают, к кому идти.
Есть приказ о критериях отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. У нас это совершенно не индульгенция (как в странах англосаксонской системы права), а некий повод для начала разговора.
Закрытие реальных операций максимально формально, детально и дробно.
Принцип конфиденциальности. Налоговая тайна у нас в стране деформирована в соответствии с ФЗ от 1 мая 2017 года №134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части 1 НК РФ».
В соответствии с этим ФЗ, все основные данные о налогоплательщике (сумма недоимки, пени и штрафа, сумма доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности (за год, предшествующий году размещения), о численности работников (за год, предшествующий году размещения), об уплачиваемых организации в календарном году, предшествующем году размещения, сумм налогов и сборов) становятся общедоступными + общедоступными являются любые иные сведения, которые стали таковыми с согласия налогоплательщика (по форме, которая утверждается ФНС). А больше никак добросовестность налогоплательщика не проверишь.
Но принцип конфиденциальности очень важен. Важно обеспечить конфиденциальность при применении нетиповых методов и приемов налогового планирования в современных условий.
При налоговом планировании важно не допустить не только уклонения от уплаты налогов, но и какие-либо налоговые злоупотребления + важно не попасть в оперативную разработку при применении методов и приемов налогового планирования.
Налоговые органы вынуждены сотрудничать с органами, осуществляющими ОРД. Часть информации налоговые органы могут получить только методами, которые используют субъекты ОРД (правоохранительные органы).
Принцип системности. Он предполагает диверсификацию инструментов для управления налоговыми рисками при налоговом планировании.
При наличии переплаты на сумму уменьшения не возникает недоимки.
С учетом отсутствия срока давности исполнения налоговой обязанности, а срок для возврата или зачета ограничен тремя годами с момента излишней уплаты суммы налога, важно чтобы была возможность произвести такого рода зачет.
Принцип мобильности. Постоянный мониторинг доктрин. Остались люди, которые живут вчерашним днем, то есть, которые управляют налоговыми рисками так, как это можно было делать 5-10 лет назад, но сейчас нельзя. Сложно до этих людей достучаться. Люди привыкают к хорошему.
Они занимаются представлением доказательств в соответствии с принципом состязательности, не учитывают принцип Рамси и то, что суд – не орган налогового контроля.
Также постоянный мониторинг законодательства, правоприменительной и административной судебной практики. Это нужно для постоянной перестройки с целью совершенствования используемых моделей оптимизации налоговых обязательств (оптимизация, а не минимизация).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.