Способы обеспечения исполнения налогового обязательства

Способы обеспечения исполнения налогового обязательстваэто меры административного принуждения в сфере налогообложения и сборов с элементами гражданско-правовых конструкций.

Эти меры подразделяются на предупредительные, пресекательные, обеспечительные, восстановительные и карательные.

Предупредительные мерымеры организационного и информационного характера.

Меры организационного характера: налоговый комплаенс, система управления налоговыми рисками в организации, в том числе, в рамках взаимодействия с налоговым органом по месту постановки на учет.

Для субъектов малого бизнесаспециальные режимы, для субъектов крупного бизнеса - специальные сервисы (в них - соглашения о ценообразовании + переход на налоговый мониторинг).

Если налоговый орган выявляет какие-либо риски, то он просто занимается подготовкой мотивированного мнения по вопросу, связанному с управлением этими рисками.

Главным образом, налоговый орган оценивает риск-ориентированность системы налогового комплаенса на основе такой системы налогового учета, которая находится в режиме онлайн (это как аудит; обращают внимание только на те факторы, которые влияют на существенность искажения финансовой отчетности; если фактор не соответствует критерию существенности - на него не обращают внимание).

Кроме того, к организационным мероприятиям стоит отнести все договорные формы взаимоотношений с налоговым органом (например, договоры о создании консолидированных групп налогоплательщиков, мировые соглашения в судах).

Информационные мероприятия. Необходимо понимать, что налогоплательщик имеет право на получение информации от налогового органа по месту постановки на учет по всем вопросам, связанным с его правовым статусом в качестве налогоплательщика и реализации этого правового статуса (как в устной, так и в письменной форме; как через интернет-сайт, так и по ТКС и по электронной почте).

Эта информация носит характер методических разъяснений актов нормативного толкования по вопросам применения налогового законодательства. Кроме того, разъяснения могут быть адресными.

Что касается адресных разъяснений, самыми надежными с точки зрения обеспечения гарантий статуса налогоплательщика являются мотивированные мнения (если налоговый мониторинг)

Что касается письменных разъяснений финансовых органов и налоговых органов, то, к сожалению, при предоставлении таких разъяснений, финансовые и налоговые органы не могут учесть конкретные обстоятельства деятельности налогоплательщика. У них нет доступа к соответствующей информации о его деятельности. Они получают эту информацию только в рамках налоговых проверок.

То есть, разъяснения финансовых и налоговых органов не могут быть использованы как обстоятельства, исключающие применение восстановительных и карательных мер административного принуждения. Формируется к ним негативное отношение как к отпискам.

Важная составляющая информационных мероприятий: специальные сервисы на сайте ФНС, связанные с деформацией режима налоговой тайны.

На сайте ФНС открыта информация о статусе всех налогоплательщиков с точки зрения реализации этого правового статуса (то есть, информация не только о регистрации и постановке на учет, но и об исполнении налоговых обязательств этими налогоплательщиками).

Осмотрительность при выборе контрагента предполагает ознакомление с этой информацией. За ближайшего контрагента отвечаем именно мы.

Здесь нужно проверить как общую, так и специальную правосубъектность контрагента, получить справку о его регистрации как ЮЛ, проверить его участие в СРО, лицензии + проверить полномочия его органов управления на основании устава, проверить приказ о назначении директора, доверенность уполномоченных лиц на представление интересов ЮЛ + проверить факт администрирования контрагента органами государственной власти  + получить справку о постановке на учет налоговыми органами + справку из Росстата, получить выписку из ЕГРЮЛ, проверить отсутствие негативной информации, убедиться, что контрагент не зарегистрирован по адресу, предназначенному для массовой регистрации, проверить фактическое место нахождения контрагента, его складских, производственно-торговых площадей и т.д. + запросить у контрагента данные бухгалтерской и налоговой отчетности, получить сведения о его репутации на рынке, отзывы и рекомендации предшественников, надлежащее исполнение его обязательств в прошлом + застраховать риск неисполнения обязательств. Обязательно нужно сохранять преддоговорную и постдоговорную переписку. Такие вот превентивные меры.

Пресекательные и обеспечительные меры.

Самой универсальной пресекательной мерой (мерой, направленной на прекращение противоправного деяния, выразившегося в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогового обязательства) является приостановление операций по счетам в банке или в иной кредитной организации при непредставлении налогоплательщиком налоговой отчетности более 10 дней.

Также эта мера применяется, если не предоставляется соответствующее подтверждение в течение 10 дней.

У нас пресекательные меры также используются при наличии налоговой задолженности для обеспечения взыскания налога, пени и штрафа в виде как приостановления расходных операций по счетам организаций и ИП на основании решения о взыскании налогов, пени и штрафа за счет денежных средств на указанных счетах, так и ареста имущества на основании решения о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества организаций.

Что касается обеспечительных мер, то классический пример – те самые меры, которые применяются руководителем налогового органа или его заместителями одновременно с принятием решения о привлечении или об отказе в привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Это решение вступает в ЗС и подлежит исполнению, если оно не обжалуется по истечение одного месяца или если его утверждает вышестоящий орган в утвержденной части. При этом нужно применить меры, направленные на обеспечение надлежащего исполнения решения после вступления его в законную силу.

То есть, они используются при принудительном взыскании суммы налоговой задолженности после вступления в силу решения, на основании которого они взыскиваются.

Речь идет о запрете на отчуждение имущества, приостановлении операций по счетам (в пределах суммы, взыскание которой необходимо обеспечить).

Сначала применяется запрет на отчуждение имущества, а потом – приостановление операций по счетам. Иногда до приостановления операций по счетам не доходит.

Причем эти меры сначала применяются в отношении имущества непроизводственного характера, а потом в отношении имущества производственного характера. Нужно избежать ненужного негативного влияния на его предпринимательскую деятельность. Такая очередность учитывает интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Также следует учитывать обеспечительные меры, применяемые вышестоящими налоговыми органами и судами при административном и судебном обжаловании актов налоговых органов (приостановление их действия, запрет исполнения оспариваемых актов на период проверки их законности до их вступления в законную силу).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 36.