Налоговое планирование.
1. Концепция налогового планирования с учетом возможных способов налогового планирования.
2. Этапы налогового планирования
3. Принципы налогового планирования
Способы налогового планирования рассказываться не будут. Сейчас преследуют не только за нарушение налогового законодательства, но и за злоупотребление субъективным налоговым правом.
Причем, если обратиться к ППВС по налоговым преступлениям, то консультирование там – одна из форм соучастия.
Кроме того, налоговые органы тоже узнают способы, и вносят изменения в законодательство. Так что способы налогового планирования – дело временное.
1. Концепция налогового планирования с учетом возможных способов налогового планирования.
Налоговое планирование – целенаправленная организация деятельности налогоплательщика наиболее оптимальным с точки зрения его налогового бремени способом путем разработки и применения специальных методов и приемов, позволяющих оптимизировать налоговые обязательства налогоплательщика правомерными способами или средствами, не допускающими налоговых злоупотреблений.
Нужно понимать, что, если мы говорим о моделях поведения, то есть три модели: уклонение от уплаты налогов (противоправная деятельность), обход налогов (злоупотребление субъективным налоговым правом или субъективным правом налогоплательщика) и налоговое планирование (законная налоговая оптимизация без уклонения от уплаты налогов или обхода налогов).
Международное налоговое планирование: не должно нарушать требования законодательства государств, участвующих в соответствующих налоговых правоотношениях и международных соглашений, заключенных между ними + не может быть квалифицировано как обход налогов с использованием недобросовестной налоговой конкуренции между странами.
В современных условиях налоговая минимизация (максимальное снижение налогов) неприменима, а налоговая оптимизация (системное использование всех правил налогообложения, имеющее целью снижение налоговой нагрузки) применима.
Способы налогового планирования: кратковременное (текущее) и долговременное (стратегическое).
Кратковременное (текущее): надо учитывать вопросы текущей налоговой политики и текущего развития налогового законодательства, а также текущих приоритетов, связанных с предоставлением налоговых преференций.
Имеется ввиду учет тенденций налоговой политики, влияющих на налоговую систему с точки зрения ее инвестиционной привлекательности + имеется ввиду выявление недостатков и пробелов законодательства, а также использование положений налогового законодательства в старой и новой редакции + имеется ввиду возможность учета налоговых преференций, связанных с приоритетами текущей налоговой политики.
Если говорить о долговременном (стратегическом) налоговом планировании, то здесь есть два направления:
· налоговое планирование, связанное со спецификой отдельных элементов юридического состава налогов (субъекты, объекты (право собственности или другое право), метод налогообложения)
· налоговое планирование, связанное с использованием налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, регионов и территорий, а также с возможностью применения международных соглашений. Возникает проблема безналогового вывода соответствующей прибыли либо доходов.
То есть, первое направление связано с инвестиционными преференциями по элементам юридического состава налога, а второе - с инвестиционными преференциями по территориям как внутри страны, так и по территориям отдельных стран.
Если мы говорим о налоговой конкуренции между странами, то мы должны понимать, что для использования ее в целях налогового планирования, необходимо, чтобы между ними были заключены международные соглашения.
Иначе, какой бы не был преференциальный налоговый режим в соответствующей стране, которая выступает налоговым убежищем, мы не сможем избежать налогообложения, связанного с соответствующими доходами с их трансграничным переводом, либо с трансграничным переводом соответствующей прибыли.
2. Этапы налогового планирования
Этап 1. Если говорить об этапах, то на первом этапе нужно использовать право свободно выбирать место жительства или право свободно выбирать место ведения бизнеса с учетом того, что как люди, так и деньги стремятся туда, где им хорошо.
То есть, сначала нужно выбрать место расположения, если мы говорим о компании. Если же мы говорим о ФЛ, то мы говорим о выборе места пребывания.
Российский резидент передает по гражданско-правовому договору свою долю участия в уставном капитале иностранной компании своей сестре, которая вышла замуж за гражданина Германии и живет в Германии. Швейцарский банк, узнав об этом, на всякий случай закрывает все счета такой компании.
Этап 2. Выбор организационно-правовой формы, понимая, что чем больше имущественная ответственность по обязательствам перед кредиторами, тем меньше налоговое бремя, и наоборот.
Принимается во внимание экономическое двойное налогообложение (сначала прибыли компании, потом дивидендов его акционеров или прибыли его участникам) + реализуется право свободно осуществлять экономическую деятельность и пользоваться налоговыми преференциями.
Этап 3. Нужно правильно выбрать формы и методы ведения деятельности + реализуется право свободно осуществлять экономическую деятельность и пользоваться налоговыми преференциями.
Нужно оперативно реагировать на изменения законодательства и правоприменительной и административной судебной практики.
Этап 4: правильный выбор форм и методов размещения активов и прибыли + реализуется право свободно осуществлять экономическую деятельность и пользоваться налоговыми преференциями.
Чем больше конфиденциальность информации, тем больше риск внесения страны в черной список. В таких странах никто не ведет предпринимательскую деятельность. Государства заинтересованы в борьбе с размыванием налоговой базы, заинтересованы в обелении, в раскрытии информации о своих компаниях, а также – о бенефициарах этих компаний. Государства прилагают максимальные усилия, чтобы офшорные территории уходили из черных список.
Они хотят быть включенными в международный обмен информацией, который все больше становится автоматическим на основании международных соглашений и международных стандартов.
Это все надо учитывать, в том числе, в налоговом планировании.
Лирическое отступление :
То, что озвучивается относительно налогового права официально не всегда возможно реализовать на практике. Если это будет реализовано, то получатся такие налоговые риск, с которыми страна не справится.
Послание Президента ФС: что такое регистрация юридического лица одним кликом? Это значит, что мы получим уйму площадок для возмещения НДС. Мы с этим боремся. Надо было бы просто пообщаться с руководителем управления камерального контроля НДС и с начальником межрегиональной инспекции по камеральному контролю. Они говорят: «мы не хотим преследовать каждого налогоплательщика, который имеет дело с недобросовестными контрагентами, мы хотим найти площадку, мы хотим выявить и наказать фактического бенефициара налоговой выгоды, а для того, чтобы предупредить создание таких площадок и бенефициаров».
Нужно усложнить административную процедуру государственной регистрации юридического лица. Даже пяти дней не достаточно, не то, что одного клика. Борются совершенно разные тенденции. В этой части послание Президента Федеральному Собранию писал Борис Титов.
3. Принципы налогового планирования
Подходы: два подхода к определению налогового планирования:
· Вестминстерский подход (30-е годы 20 века – в 1935 году на уровне Верховного Суда США; в 1936 году - на уровне Палаты Лордов Великобритании).
Он заключается в дозволении налогоплательщику применять любые гражданско-правовые формы для того, чтобы максимально снизить налоговое время. При этом должны приниматься во внимание только интересы налогоплательщика.
Все это реализуется в праве налогоплательщика действовать наиболее выгодным для себя образом в условиях неопределенного норм налогового законодательства. Естественно, при таком подходе, налоговое планирование предполагает, в том числе, обход налога законными способами (злоупотребление субъективным налоговым правом). Обход налога законными способами не идет через запятую с уклонением от уплаты налога.
При таком подходе понятие злоупотребления субъективным правом налогоплательщика отсутствует в налоговом законодательстве. Существует целая концепция отрицания допустимости введения понятия злоупотребления субъективным правом в публичное право из-за разрешительного типа регулирования правового статуса субъекта публичной власти.
Если правовой статус субъекта публичной власти определяется по разрешительному типу, то разрешено то, что прямо предписано. Если чего-то нет в предписаниях, то это не должно быть реализовано правоприменителями в практике.
При этом, налоговое законодательство толкуется исключительно в интересах налогоплательщика при Вестминстерском походе. Так или иначе наша страна придерживалась этого подхода до послания Президента Федеральному Собранию в декабре 2013 года о деоффшоризации страны. Хотя были и исключения (отдельные судебные решения ВАС РФ, некоторые судебные акты – но это были единичные случаи).
· Принцип Рамси.
Он заключается в запрете налогоплательщику на злоупотребление применением любых гражданско-правовых форм для того, чтобы каким-либо образом оптимизировать налоговое бремя.
При этом, должны приниматься во внимание намерения законодателя, даже если он их не реализовал вообще или до конца не реализовал. Чем чревата реализация принципа Рамси? Полной кодификации судебных доктрин против уклонения от уплаты налогов. Мы это получили в статье 54.1 НК РФ.
Такие страны как США и Великобритания впереди нас. В США озаботились вопросом кодификации судебной доктрины против уклонения от уплаты в 2010 году. Принцип Рамси, прежде всего, реализуется в странах англо-саксонской системы права.
Руководствуясь принципом Рамси, мы уже относим налоговые злоупотребления (злоупотребления субъективным налоговым правом) не к налоговому планированию, а к той деятельности, которая противоречит принципам налогового планирования.
Правильная квалификация – часть 3 статьи 122 НК РФ (умышленная неуплата или неполная уплата налогов). Можно сказать, что идет через запятую с уклонением, а можно сказать, что это частный случай уклонения. С учетом толкования правоприменительной практики это рассматривают как вариант уклонения от уплаты налогов. Естественно, при таком раскладе налоговое законодательство толкуется в интересах государства. Мы сталкиваемся с пробюджетным подходом не только, когда имеем дело с субъектами налогового администрирования, но и когда имеем дело с защитой прав и законных интересов налогоплательщиков.
Сейчас тонкая грань между консультированием по налоговому планированию (особенно письменным) и соучастием в уклонении от уплаты налогов. Поэтому нельзя давать рекомендации по конкретным налогам. Все это вытекает, в том числе, из ППВС по делам о налоговых преступлениях.
Принцип приоритета (приоритетности) прав и свобод налогоплательщиков в налоговых правоотношениях. Статья 18 Конституции РФ. Необходимо реализовывать правовой статус личности в стране.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.