Раньше мы говорили о различных оценках налоговых рисков налоговыми органами и судами, то сейчас об этом говорить не приходится: суды полностью поддерживают позицию налоговых органов, если мы говорим о оценке налоговых рисков субъектов предпринимательской деятельности.
Это часть государственной политики деоффшоризации страны.
В сложившейся ситуации, нам приходится говорить, что уровень защищенности налогоплательщиков, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности по КоАП выше, чем у налогоплательщиков, которые являются субъектами предпринимательской деятельности.
Нам приходится говорить об управлении налоговыми рисками в современных условиях.
На стадии организации предпринимательской деятельности важно получить и подтвердить соответствующий правовой статус.
Речь идет о специальных статусах для крупнейших налогоплательщиков
Либо надо постараться сделать так, чтобы организация (крупнейший налогоплательщик) была поставлена на налоговый мониторинг вместо налоговых проверок.
Важно также для целей управления рисками заключать соглашения о ценообразовании. Для субъектов малого и среднего бизнеса можно пользоваться специальными налоговыми режимами.
Важно все-таки соблюдать дистанцию, связанную с достижением критических пределов для применения специальных налоговых режимов, и важно не злоупотреблять применением специальных налоговых режимов.
На стадии подготовки к исполнению налоговых обязательств, важно обладать необходимой информацией как о возможных налоговых рисках, так и о том, как такими рисками управлять.
Прежде всего, рекомендуется заниматься проверкой контрагентов: получать всю информацию об этих контрагентах.
Если возникают вопросы, связанные с толкованием налогового законодательства, крупнейшими налогоплательщиками запрашивается мотивированное мнение, если эти крупнейшие налогоплательщики состоят на налоговом мониторинге.
Если эти крупнейшие налогоплательщики не состоят на налоговом мониторинге, то они могут обратиться в финансовый либо налоговый орган по вопросам, связанным с толкованием налогового законодательства в той или иной ситуацией, связанной с применением налогового законодательства.
Налоговый комплаенс – те организационные меры, которые должны быть предприняты организацией для недопустимости реализации каких-либо налоговых рисков на стадиях подготовки к исполнению и на стадии исполнения налоговых обязательств.
Что касается налогового учета и отчетности, то здесь важно правильно определять учетную политику для целей налогообложения с обоснованием по возможным налоговым рискам.
Речь идет также о дополнительном документальном подтверждении, например, договоров оказания консультационных, маркетинговых услуг, договоров на выброс мусора, договоров, связанных с транспортно-экспедиционным обслуживанием.
Важно либо получать подробные отчеты от консультантов и маркетологов, либо сохранять документы, связанные с отчетностью о фактически выполненных работ по уборке, по выносу мусора, а также журналы учета входящих и выходящих посетителей, въезжающего и выезжающего автотранспорта и прочие документы, связанные с выполнением соответствующих работ, оказанием соответствующих услуг.
Если мы говорим о досудебном урегулировании налоговых споров, возможно также инициировать допрос в качестве свидетелей соответствующих лиц, которые участвовали в приемке этих работ и услуг.
Если мы говорим о налоговом учете и о налоговой отчетности, то в существующих условиях рекомендуется заниматься составлением мотивированных бухгалтерских справок для управления возможными налоговыми рисками, связанными с отражением в налоговом учете расходов и применительно к вычету сумм НДС.
Далее, при разногласиях с главным бухгалтером или бухгалтером, рекомендуется все-таки обращаться к норме ФЗ «О бухгалтерском учете» и издавать письменные распоряжения руководителя.
То есть, если возникают разногласия между руководителем и главным бухгалтером, то операция проводится по письменному распоряжению руководителя, и он несет полную ответственность за эту операцию.
Как правило, разногласия снимаются, как только возникает локальный спор, но если разногласия остаются, и бухгалтер понимает, что операция связана с серьезными налоговыми рисками, то он объясняет это руководителю, в том числе, негативные налоговые последствия за нарушения налогового законодательства.
Важно проводить налоговый аудит, направленный на самостоятельное выявление как недоимок, так и переплат.
При отсутствии налоговых потерь для бюджета, не может быть претензий к обоснованности налоговой выгоды в соответствии с Определением СК по ЭС ВС от 15 июня 2017 года по делу «Спорткар-центр» А40-230712/2015.
В рамках мероприятий налогового контроля, ситуация в последнее время интересна тем, что налоговые органы на стадии проведения налоговой проверки иногда не проявляют должной инициативы; тем более ее не проявляют суды при рассмотрении налоговых споров.
А потом выясняется, что из-за того, что налогоплательщик не инициировал соответствующие мероприятия налогового контроля в рамках налоговой проверки и не заявил соответствующие процессуальные ходатайства, связанные с получением доказательств в арбитражном суде, возбуждается уголовное дело по налоговому преступлению в отношении руководителя налогоплательщика.
Вот в какой ситуации мы оказались. Важно не просто представлять документы по требованиям налоговых органов, а сопровождать представление этих документов, которые конечно же, должны представляться вместе с сопроводительным письмом, содержащим подробную опись представляемых документов, потому что в противном случае будет сложно доказать их представление в рамках налоговой проверки.
Но здесь важно также представлять письменные ответы на требования, содержащие не только опись прилагаемых документов, но и письменные пояснения с обоснованием позиции налогоплательщика по этим документам.
Причем, представлять документы нужно не только проверяющим по месту проведения мероприятий налогового контроля, но и через канцелярию налогового органа для получения подтверждения представления этих документов налоговому органу.
Важно принимать участие в проводимых налоговым органом мероприятиях налогового контроля, и предоставлять в ходе его проведения как устные, так и письменные пояснения по вопросам, связанным с правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов.
Прошли те времена, когда можно было представить пакет документов по одной операции, и сказать, что «по остальным мы делали также».
Налоговые органы стараются применять риск-ориентированный подход и ограничиваться пятьюстами документами по каждой проверке, но здесь нужно понимать, что, если какие-то операции, которые учтены в целях налогообложения как расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход либо как облагаемые НДС операции, если НДС по ним принимается к вычету, это чревато рисками вменения налогоплательщику отсутствия документального подтверждения этих операций.
Если в ходе проведения налоговых мероприятий допускаются какие-либо процессуальные злоупотребления, то это основание для обращения в Минфин РФ с описанием таких злоупотреблений.
Как правило, Минфин реагирует, извещая, что «обращение принято к рассмотрению» и меры к нему приняты. Обращение в Минфин имеет позитивные результаты, так как меняется тактика проверяющего.
При рассмотрении материалов налогового контроля, важно понимать, что стадия проведения налогового контроля позволяет налогоплательщику ознакомиться с претензиями налогового органа + ответить на эти претензии, представив доказательства, подтверждающие его позицию.
После вынесения решения доказательства могут быть просто не приняты, не рассмотрены и не учтены, несмотря на принципы состязательности и равноправия сторон в арбитражном процессе.
Важно обосновать, почему такие доказательства не были представлены до вынесения обжалуемого решения. Например, это доказательство головного офиса, которое он долго формировал, или, например, нужно было запрашивать информацию у квалифицированных органов иностранных государств.
На стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, есть несколько возможностей раскрыть свою налоговую позицию: представить доказательства, эту позицию подтверждающие.
Если мы этими возможностями не воспользуемся в тот момент, потом нам будет крайне сложно ими воспользоваться с учетом того, как толкуется арбитражное процессуальное законодательство при рассмотрении налоговых споров в арбитражных судах.
Такое толкование, что суд не подменяет орган налогового контроля, поэтому не могут быть представлены доказательства, не представленные до вынесения обжалуемого решения, дано в ПП ВАС от 30 июля 2013 года №57.
Именно на стадии рассмотрения материалов налогового контроля, важно получить акт проверки на руки, ознакомиться с материалами налогового контроля.
Не позднее, чем за 2 дня до рассмотрения материалов налогового контроля, при наличии соответствующего заявления или ходатайства, налогоплательщику должны быть предоставлена такая возможность, потому что не всегда материалы налогового контроля прикладываются к акту проверки.
Также нужно подготовить возражения на акт проверки, представить возражения в налоговый орган (месячный срок с момента поручения им на руки или по почте акта).
Если по тем или иным причинам возражения не представлены, то налогоплательщик должен быть уверенным о времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля (акт и иные материалы проверки) руководителем налогового органа или заместителем.
При этом он имеет право участвовать в рассмотрении материалов налогового контроля. У него есть шанс ознакомиться с этими материалами. Надо пользоваться правом на ознакомление с материалами.
Когда мы оформляем письменные пояснения, мы можем предоставить такие возражения в рамках материалов налогового контроля.
В таком случае, в приложении должны быть все доказательства, обосновывающие нашу позицию. Желательно получать штамп канцелярии налогового органа.
Если же и возможность представления письменных объяснений упущена, то тогда, с учетом того, что налогоплательщику предоставляется право участия в рассмотрении материалов налогового контроля, это рассмотрение протоколируется.
В этом случае есть возможность изложить свою позицию в протоколе + представить доказательства в обоснование своей позиции как непосредственно при рассмотрении материалов налогового контроля, так и после завершения рассмотрения материалов налогового контроля.
В этом случае, надо понимать, что нас должны будут еще раз вызвать на рассмотрение материалов налогового контроля. Как правило, они редко это делают.
Если им что-то не понятно, они назначают дополнительное мероприятие налогового контроля. Там можно получить дополнительные доказательства тех нарушений налогового законодательства, которые выявлены в ходе проверки.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.