Пока практика применения статьи 54.1 НК РФ не обобщалась ФНС. Она пока только нарабатывается
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что касается судебных доктрин в мире, то это три судебных доктрины: доктрина существа над формой (в целях налогообложения должна учитываться экономическая сущность, экономический смысл операции, а не ее гражданско-правовая форма), доктрина деловой цели (при ведении предпринимательской деятельности, прежде всего, у субъектов ПД должен быть коммерческий интерес, должна быть направленность деятельности на получение прибыли от ведения законной деятельности).

ПП ВАС №53: «Если есть хоть какая-то деловая цель + налоговая экономия, то требование деловой цели выполнено».

Статья 54.1 НК РФ: здесь говорится, что основной целью не должна являться неуплата, неполная уплата, возврат либо зачет сумм налога; получается, что сейчас требования к деловой цели изменились – она должна быть основной, а цель, связанная с налоговой экономии должна быть второстепенной (то есть, теперь будет оцениваться еще и приоритет цели).

Доктрина «сделки по шагам». Когда оценивают дробление предпринимательских операций, и исключаются все те операции, которые заключаются только в целях налоговой экономии.

В нашей доктрине обоснованности налоговой выгоды «сделка по шагам» отдельно не выделена (так как это либо несоблюдение доктрины приоритета существа над формой, либо несоблюдение доктрины деловой цели).

Что касается российского опыта, то у нас обоснованность налоговой выгоды – проявление добросовестности налогоплательщика.

Для оценки обоснованности налоговой выгоды у нас применялись:

· доктрины существа над формой,

· деловой цели,

· реальности операций

· осмотрительности при выборе контрагента.

Реальность операции. Если операция не является реальной, то она не подлежит отражению в системе бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской и налоговой отчетности; либо исключению из этой системы. Для этого не надо применять судебные доктрины, для этого надо привести бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с реальностью.

Что касается осмотрительности при выборе контрагента, ее непроявление заключается в сознательном выборе в качестве контрагента недобросовестного налогоплательщика либо в создании искусственных схем работы с недобросовестными налогоплательщиками. Причем речь идет о контрагентах первого звена и третьих лицах.

За остальных налогоплательщик не отвечает (так сказал ФНС в письменных разъяснениях по поводу применения статьи 54.1 НК РФ).

Фактически законодатель ставит знак равенства в требования как к контрагенту первого звена, так и к привлеченным им контрагентам. Нужно запрашивать информацию и о контрагентах нашего контрагента тоже, чтобы избежать налоговых рисков, и получить налоговую выгоду.

Административные меры.

Выработка налоговой политики. Если мы говорим о деоффшоризации страны, то именно это определяет налоговую политику в стране (Послание Президента ФС в декабре 2013 года).

Содержание послания учитывается при выработке основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Обязательно надо знакомиться с этим документом, так как это помогает понимать тенденции как налогового регулирования, так и правоприменения в сфере налогообложения и сборов, а также тенденции тех способов, которые государство использует для борьбы с уклонением от уплаты налогов и налоговыми злоупотреблениями.

Подзаконное налоговое регулирование. Несмотря на то, что мы говорим о приоритете законодательного регулирования в сфере налогообложения и сборов, и о том, что подзаконные акты могут носить только юридико-технический характер, если речь идет об установлении и введении налогов, но в то же время нельзя забывать, что у нас все администрирование регулируется на подзаконном уровне, причем это вопрос правовой политики.

Система и структура ФОИВ определяется указами президента. Правовой статус всех налоговых органов определяется на подзаконном уровне. Если мы говорим о ФНС, то это постановления правительства. Если мы говорим о других налоговых органах, то это Положения, определяющие их типовой правовой статус, которые утверждаются приказами Минфина.

Рискориентированный подход вчера был еще раз озвучен нашим главой государства (как принципиальный подход в организации государственного контроля в стране). Он уже давно используется в налоговом контроле на основании приказа ФНС о критериях отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Именно в этом приказе заложен рискориентированный подход.

Наряду с подзаконными НПА, есть приравненные к ним по статусу конституционным судом и впоследствии законодателем, акты нормативного толкования (письма ФНС). Например, письма ФНС о статье 54.1 НК РФ.

Если переходить от выработки государственной политики, подзаконного регулирования и нормативного толкования к правоприменению, то правоприменение характеризуется у нас предоставлением специальных сервисов (относительно крупных налогоплательщиков).

Речь идет о заключении договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков (приостановлено), о переводе их на налоговый мониторинг, о заключении с ними соглашений о ценообразовании.

Налоговое администрирование в отношении них минимизировано. Их налоговые риски фактически сведены к минимуму, благодаря специальным сервисам.

Несмотря на заявления о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, у нас большая часть экономики страны держится на крупнейших налогоплательщиках (в США наоборот – вся экономика держится на субъектах малого и среднего бизнеса).

У субъектов малого и среднего бизнеса – крайне непредсказуемое налоговое администрирование и налоговый гнет.

Применение специальных налоговых режимов повышает налоговые риски для субъектов малого и среднего бизнеса. Можно сразу предположить, что используется дробление бизнеса для того, чтобы попасть под специальные налоговые режимы.

И потенциальных контрагентов будут сразу рассматривать как бенефициаров соответствующей налоговой выгоды, которую они получают от применения субъектами малого и среднего бизнеса специальных налоговых режимов.

Если говорить об административных мерах, то это административные меры, связанные с поставлением на учет в налоговых органах с учетом исполнения налогоплательщиками их налоговых обязательств на лицевых счетах.

Здесь мы понимаем, что налогоплательщики освобождены от предоставления информации, необходимой для постановки на учет, если источниками этой информации могут быть другие субъекты публичной власти (от органов внутренних дел)

Если речь идет о государственной регистрации ЮЛ и ИП (совмещена с процедурой постановки на учет) или о постановке на учет по месту расположения недвижимости и регистрации транспортных средств, то эта информация предоставляется соответствующими органами государственной власти, которые занимаются регистрации прав на недвижимое имущество и на транспортные средства.

Если доступ к этой информации каким-либо образом ограничен, поскольку ее получить можно только в рамках международного информационного обмена, то обязанность о предоставлении сведений о создании обособленных подразделений, об участии в иностранных организациях, о КИК, о контролируемых сделках возлагается на налогоплательщика.

Что касается учета исполнения налоговых обязательств на лицевых счетах, то их надо отслеживать с точки зрения утраты налоговыми органами права на взыскание соответствующей задолженности, пени и штрафа.

Если соответствующая информация о налоговых обязательствах сохранилась на лицевых счетах, то надо отслеживать внесение записи о том, что право на взыскание этой задолженности утрачено.

Информирование.

Обмен информации, во-первых, производится внутриведомственный.

Кроме того, вся информация касательно избежания двойного налогообложения получается Минфином из межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных, поэтому надо учитывать межведомственный обмен.

Также есть международный обмен.

Что касается контроля, то контроль будет действительно направлен на выявление бенефициара необоснованной налоговой выгоды и предоставления таким бенефициаром либо такому бенефициару услуг по налоговой минимизации. Это будет предметом сотрудничества с правоохранительными органами. Кое-что из этого они уже реализуют.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 269.