Система налогообложения состоит из ряда фискальных платежей: формирование доходов государства осуществлялось разными методами. Исторически налоги не являлись основным доходом бюджета. доходы формировались с помощью доменов - объектов публичной собственности. Получение дохода осуществлялось через - монополии и обеспечение государственных нужд соответствующим финансированием. Неналоговые методы были основными. Но далее по мере развития экономической жизни и укрепление частной собственности и активное участие в предпринимательской деятельности, произошло увеличение функций государства и его нужд. Сейчас К РФ возложены дополнительные функции: экологическая, социального обеспечения. Использование государственных активов в качестве основного источника дохода стало невозможно. И стали использоваться Налоговые методы. Если раньше государства получало доход с помощью своих действий, будь то действия в частной сфере или публичной (правосудие, охрана, присвоение титула должности) - гос-во получало доход. Но абстрактных налогов на постоянной основе не было. Только с 18 века внедряются абстрактные налоги, независимо от получения каких-либо услуг.
Сейчас более 90 процентов дохода - абстрактный налог в интересах плательщика. Формируется институт налога. Вообще исторически налог был признаком рабства. Шло завоевание территории, и завоёванная территория облагалось налогом, оброком, податью. Сейчас это не признак рабства, а признак развитого конституционного строя.
Сейчас понятие налогов в различных государствах различно. Для экономиста или юриста это тоже разные категории. Для экономиста даже неналоговый платежи - нагрузка налоговая Постановление от 11. 11 1997 № 16-П конституционность пограничного сбора.
КС - был вынужден давать признаки налога.
Признаки налога:
1. Одностороннее установление государством. Воля плательщика по установлению обязанности игнорируется. О налогах не договариваются.
2. Налог - публичный платёж. Взимается в публичных интересах. Ст. 8 НК РФ - в целях финансового обеспечения деятельности гос-в и муниципальных образований. Фискальная цель: обеспечение деятельности государства. Не может признаваться в качестве налога платёж, который будет регулировать деятельность граждан и организаций. Мотивируя, стимулируя субъектов, сдерживая нежелательное поведение. Насколько налоги могут использоваться в качестве инструментов регулирования поведения субъектов. Фискальная функция не была и не является единственной. Налоги - инструмент регулирования поведения. С 20 века с периода великой депрессии происходит переосмысление роли государства: придание ему активной роли. Невидимая рука рынка не может решить все вопросы, необходима помощь государства. Административными предписаниями или налогами для тех субъектов рынка, деятельность которых необходимо простимулировать.
Для экспорта - по ставке 0 процентов НДС. С другой стороны налоги могут быть и инструментом сдерживания нежелательных для общества аспектов. В тех странах, где есть экологический налог, есть плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Акцизы выражаются в степени вреда для общества: табак, алкоголь, бензин - государство добивается соц. значимых функций. Налоги не должны иметь в качестве основной цели: регулирующую, поскольку основная цель налога - фискальная цель.
Введение налога на холостяков, бездетных - не укладываются в нашу налоговую систему, поскольку будет не фискальная, а регулирующая
Штрафы - это не налоги. Даже если суммы большие. Их основная функция не пополнение казны, а предотвращение определенного поведения - превентивная функция. Хотя вспомогательная роль им присуща.
3. Индивидуальная безвозмездность (необусловленность). Нет встречного предоставления для плательщика, он не вправе получить его (эквивалента уплаченной суммы). Налоги уплачиваются не в чёрную дыру, а в обмен на некоторые публичные услуги, для обеспечения деятельности государства. Присутствует общественная возмездность, а не индивидуальная.
Законодатель пытается внести в систему те или иные платежи, обусловливающие услуги государства. В практике КС была задача отграничить налоги и платежи по признаку индивидуальной безвозмездности.
3. Денежная форма - происходит передача налога в форме денежных средств (ст. 8 НК РФ). В историческом контексте налоги могли быть в натуральной форме.
В условиях стабильной денежной системы, налоги взимаются в денежной форме.
В 90-е годы была попытка вводить эквиваленты налогообложения в натуральной форме. При разработке нефтегазовых месторождений на Дальнем Востоке: по соглашению о разделе продукции - государство давало разрешение на ведение деятельности, а инвестор должен был отдавать часть добытого минерального сырья вместо уплаты.
4. Отчуждение собственности - это налог. Возникают имущественные отношения, когда часть частной собственности передаётся публичному собственнику. Баланс публичных субъектов. В какой мере государство соблюдает этот баланс. КС в своё время эту проблему рассматривал в Постановлении 17. 12 1996. № 20-П
К РФ ст. 35 - никто не может быть лишён собственности иначе чем по решению суда. Взыскание налоговой задолженности с организации производится без обращения в суд. Не требуется судебного решения: налогоплательщик лишается собственности без суд решения.
К РФ равным образом защищает право собственности в 35 ст. гарантирует обязанность уплачивать налоги и ст 57. К РФ. Положение ст. 57 К РФ необходимо рассматривать как изъятие. Право устанавливать и взимать налог вытекает из фискального суверенитета государства. Обязанность носит безусловный характер.
«Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества, которая подлежит уплате в качестве налога» - у налогоплательщика нет право собственности на сумму налога. То есть оно принадлежит государству? Насколько это правильно в том числе с цивилистической позиции. Право собственности возникает в отношении индивидуально-определенной вещи, должно быть обособление - вещное, против всех.
Налогоплательщик вступает в относительное обязательство. Это конструкция не выдерживает правовой критики. Понятно, что налогоплательщик должен организовать свои средства для того, чтобы были средства на уплату налогов - вот что имел в виду КС.
Налог - форма основанного на законе ограничения ПС. Не только налогами живо государство. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. К РФ не поясняет в чем разница, это уровень ниже. В практике КС стали формироваться отличительные признаки сбора.
Признаки сбора:
Государство взимало платежи за конкретные услуги (пошлины).
Признак обусловленности уплатой сбора в предоставлении какой-то публичной услуги, совершенное в пользу плательщика юридически значимых действий (регистрации перехода права, актов ЗАГС, лицензионные действия, которые государство как монополист может совершать. У плательщика выбора нет). Приурочено к конкретному действию.
Сбор - платёж публичный - устанавливаются государством в одностороннем порядке. У плательщика нет выбора. Выбор: не покупать транспорт, не осуществлять предпринимательскую деятельность. Выбор не в ключе: платить или не платить. Выбор, если хотите, если наследство принято, надо заплатить. Не хотите - не принимайте.
Обусловленность платежа меняет режим правового регулирования. Налоги основаны на обязанности их уплаты на регулярной основе. Есть ряд инструментов-государство может взыскивать недоимку, привлекать к ответственности.
В случае со сбором необходимости нету: последствие неуплаты сбора - это отказ в совершении определенного действия. Иные правовые последствия: штрафы, налоговые проверки - не требуются. Налогоплательщик принесёт денежные средства сам. Небольшая Поправка: уплата сбора - как правило ограничение не только права собственности, но и дополнительное ограничение К прав. Пошлина - это фискальное ограничение права на судебную защиту. Если хотите иметь право собственности, то заплатите за регистрацию. Тут нужен баланс, поскольку применительно к размеру применяется механизм снижения размера сбора, отсрочки или рассрочки. Суд может предоставить отсрочку в уплате гос. пошлины. Тогда возникает ситуация, что юр значимое действие совершено, а иск рассмотрен. К таким случаям могут применяться случаи принудительного взыскания: взыскания недоимки.
Сбор уплачивается как разовый платёж при совершении юридического значимого действия.
Итак, разграничивая понятие налога и сбора: критерием является наличие собственного интереса плательщика, а также приуроченность момента уплаты к моменту совершения действия. У терминов налога и сбора много общего.
Является ли фискальная цель сбора основной? Здесь единства во мнениях нет, походы менялись довольно серьезно. Изначально - сборы были как чисто фискальные платежи для того, чтобы пополнить казну. В Российской Империи были сборы за производство алкогольной продукции.
Основной фискальный платеж - налог. Обоснование, что наряду с налогами взимаются и сборы: компенсируются издержки государства на публичные услуги. Рассмотрение дела в суде, нотариальные издержки - не должны распределяться между всеми налогоплательщиками, потому что выгоды получаю лишь некоторые субъекты. Сбор носит компенсационных характер. Это не покрытие всех издержек, а лишь тех, которые возникли с совершением юридически значимых действий. Мы не можем при каждом рассмотрении дела рассчитывать его стоимость. Необходимо заранее установить такие размеры сбора, покрытие издержек носит условный, абстрактный характер.
«Сборы не должны превращаться в постоянный доход государства»
Постановление КС - от 23. 05. 2017 № 11-П. В этом деле проверялась норма НК, устанавливающая ставки государственной пошлины за выдачу лицензии за право торговли алкогольной продукции. Норма, которая не предусматривает возврат пошлины при отказе выплаты лицензии. «Встреча» собрала документы для получения права на торговлю алкоголем, но получило отказ. Общество подумало, что государственная пошлина может быть возвращена. КС: пошлина взимается не за положительный исход для заявителя, а за сам процесс рассмотрения дела. Те юридические значимые действия, в результате которых принимается решение. Пошлина должна выполнять компенсационный характер, но наряду с этим может выполнять функцию регулирующую - это фильтр для доступа к тому или иному государственному действию. Если лицо хочет заниматься продажей алкогольной продукций для состоятельных лиц, кто в состоянии заплатить за лицензию. За компенсационной функцией была признана еще и регулирующая функция.
Проблема сборов носит острый, актуальный, практический характер. Есть деление на налоги и сборы. Но К РФ не указывает, в чем общее, а в чем различие. Они весьма разноплановые. Всякий ли платёж, который называется сбором является таковым, должен ли он быть в налоговом законодательстве и подчиняться ему. Процесс гармонизации не мог был скорым. Если налоги в большей мере подвергаются классификации, то сборы очень разные.
В 1998 году дело о плате за провоз тяжеловесных грузов. 17. 07. 1998. Коммерсант, желающий везти грузы свыше нормы, должен получить разрешение, и уплатить определенный платёж. Есть некая особая деятельность. Она связана с определенными издержками. Это дополнительный износ для дорожного полотна, процедура выдачи носит специальный характер. А что за платёж не задумались. КС разбирался с формой постановления. КС: не все то, что относится к налогам может распространяться на сборы. Платёж, который мы обсуждаем является сбором. Установленный государством, плательщик имеет свой интерес, платёж носит компенсационный характер. КС: у плательщика есть выбор: может везти авто транспортом, а может железнодорожным. Это выбор не в финансовом праве, а в выборе ЖД!
Сборы могут регулироваться не так, как налоги. Определение КС от 10. 12. 2002 № 284-О, где КС анализировал природу платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Можно ли здесь ссылаться на принципы налогообложения? Нет, так как это сбор неналогового характера. Плательщик извлекает особую, специальную выгоду за ведение деятельности. Критерий индивидуальной безвозмездности доведён до минимума. Этот платёж - это по сути своей налог.
Остро стоит проблема систематизации неналоговых платежей: нет закрытого перечня, нет общих принципов.
Необходимо определить границы фискальных применений.
-Лицо имеет в собственности ТС, имеет выгоду, ТС тоже не налог -?
-Налог на имущество. Право требовать от государства конкретных действий.
Был принят законопроект о налоговых платежах. Либо платеж станет налогом, но пока неясно.
Природу налога определяет содержание соответствующего явления.
-Сдерживание загрязнения. Либо будет неналоговый платеж, но будет регулироваться НК РФ. Либо будут нормы о неналоговых платежах, но будут общие принципы внимания, установления
К сборам налоговое з-во применяется в исключительных случаях и не может предприниматься по общему правилу.
Страховые взносы - платежи, носящие целевой характер. Нет понятия целевого налога. Страховые имеют специальную цель: пенсионное обеспечение граждан. Отъем последующего пенсионного обеспечив зависит от величины взносов. Страховой взнос - не является налогом, потому что в нем усмотрели признак возмездности. Раз это не налог, что это? Есть ответственность за нарушения законодательства о За налоговую ответственность есть смягчающие обстоятельства. Они к этим платежам действуют. Да, у КС было спец постановление.
Если мы выводим платеж в самостоятельное плавание, то надо все подбирать
заново. Страховые взносы включены в налоговую систему, контроль за которыми осуществляется ФНС.
Лекция № 5
Продолжение темы налоговая система
Напоминает, что сбор может быть налогового и не налогового характера. Сбор – налоговое законодательство применяется в тех случаях, которые прямо предусмотрены НК. Сборы уплачиваются в связи с совершением какого-то ЮЗД в пользу плательщика, а отсюда и иной механизм их контроля и взимания платежей. В налоговую систему включены также страховые взносы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 193.