Почему отдельно? Есть особенности, которые связаны с тем, что для сферы налогообложения чрезвычайное значение имеет принцип правой определенности. Реализуется особыми средствами. Поскольку в основе налогообложения существует конфликт, заключающееся в безводном изъятии части собственности в пользу публичного субъекта. Принудительный характер изъятия предполагает коллизию интереса. Необходимо чтобы у участников налогообложения не было широкой дискреции и чтобы не было неопределенности которую каждая сторона будет толковать в своих интересах.
Специфика. Принцип - все неустранимые сомнения и противоречия актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. п. 7 ст. 3 НК РФ. При толковании мы начинаем понимать что речь идет не о любых сомнениях, а только о неустранимых. Первая сложность, что такое неустранимые? Поход практики осторожный. Для применения нормы необходимо установить 2 обстоятельства: 1 - законодатель дурак. В законе содержатся сомнения и противоречия. 2 - судья должен расписаться в собственном бессилии. поскольку применение классических способов толкования не помогло в уяснении смысла нормы. Это приводит к тому, что на практике смысл нормы может проясниться и устояться только спустя длительного времени после появления.
Дело об изменении судебной практики. П КС от 28 ноября 2017 №34-п
А может ли налогоплательщик заранее застраховаться от рисков ухудшения положения? В НК есть гарантия которая связана с получение официального толкования уполномочеными органами от лица государства. По общему правилу это финансовые органы того уровня, к которому соответсвует акт законодательства, нуждающегося в толковании.
НК разделяет налоговые органы правом давать информацию о налоговом законодательстве. Но что такое информация, это понятие обтекаемое. Но часто это бывает попытка толкования. Такие разъяснения дает в адрес всех налогоплательщиках.
Каковы последствия таких актов? Какие гарантии они создают для налогоплательщиков и могут ли граждане защищать свои интересы от ошибочного толкования? Например оспорить.
Гарантии. Они есть. Прямо НК декларирует, если налогоплательщик выполнял письменные разъяснения уполномоченных органов и допустил налоговое нарушение, выполняя такое разъяснение, то он освобождается от начисления пеней и уплаты штрафов. возникает вопрос о сумме налога. Потому что законодательство ничего не говорит об уплачиваемой сумме налога в данной ситуации. Здесь появляется определенная коллизия : НК указывает, что письменные разъяснения Минфина являются обязательными для налоговых органов. Налоговые органы не могут начислять налоги иначе, чем это указано в разъяснении Минфина. С другой стороны ,сам Минфин разъяснял в своих письмах, что оно издает 2 вида разъяснения : разъяснения по вопросам налогоплательщиков и разъяснения которые даются налоговым органам (общего характера). Вторые разъяснения они для налоговых служб обязательны. А вот индивидуальные разъяснения для налоговой службы обязательными не являются. Минфин в принципе может по разному ответить.
Это связано с огромным потоком запросов.
Возможность защиты прав налогоплательщика от неправомерных разъяснений. Эти разъяснения не являются источником права. На для налогоплательщика возникает особый риск в ситуациях когда он получил некое разъяснение, он знает позицию Минфина, но он считает ее незаконной. единственная защита - обжалование разъяснения. Но здесь проблема. А кто это за акты толкования? Нормативные или ненормативные? От этого зависит вопрос о подведомственности и подсудности. Позиция КС : П КС от 31 марта 2015 №6-п. По запросу ГАЗПРОМНЕФТЬ. Налогоплательщик имеет право на законные разъяснения и соответсвенно у налогоплательщика и защищать свой законный интерес, и если в процессуальном законе нету соответствующего регулирования, то это не должно умалять самого конституционного права на защиту. И КС признал отказ ВС не является правильным, что необходимо такие жалобы рассматривать, а законодателю следует внести соответствующие изменения в КАС РФ что и было сделано. Появились положения, позволяющие обжаловать не только нормативные акты, но и акты имеющие нормативные свойства. Но КС сделал оговорку что заявитель должен доказать, что акты имеют нормативные свойства, и что нарушаются или затрагиваются его права.
Лекция № 4
Тема Правовые основы налоговой системы:
Понятие и признаки налога
Понятие и признаки сбора
Виды налогов
Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.