Как запомнить больше из прочитанного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Памяти посвящена следующая глава этой книги, а сейчас я хотел бы дать несколько общих рекомендаций, которые, надеюсь, вы найдете полезными.

Читая материал, который необходимо запомнить, выполняйте следующие шесть шагов:

1. Оцените текст. Определите цель, с которой собираетесь его прочесть, уровень своего интереса к теме и сложность материала.

Выберите соответствующие техники чтения.

3. Вычлените наиболее важные факты, руководствуясь поставленной целью, запомните их и при помощи ассоциаций свяжите с основными подробностями и прочими деталями текста.

4. Делайте записи. Своими словами перескажите содержание прочитанного, основные идеи; используя план, схему или график, проиллюстрируйте связи между понятиями. Если вы выполните эту работу письменно, будет проще вспомнить необходимый материал.

5. Проверяйте свои знания. Задайте себе вопросы о том, что должны были запомнить. Минимум три раза повторите прочитанное, используя сделанные записи: первый раз необходимо повторить материал сразу после ознакомления, второй – через несколько дней, а третий – непосредственно перед тем, как отвечать. Эта система поможет вам не ударить в грязь лицом.

6. Применяйте полученные знания на практике – это значительно улучшит запоминание материала. Отличной возможностью являются обсуждения в классе или в учебной группе.

Пара слов о подчеркивании

Выделение важных моментов с помощью маркера или ручки в самом учебнике облегчает процесс запоминания и помогает повторять пройденный материал. Однако подчеркивать нужно именно важное! Если обнаружили, что чтение выделенных в тексте фрагментов практически эквивалентно повторному чтению всей книги целиком, вы явно не справляетесь с поставленной задачей.

Во время учебы в университете, когда читать и запоминать приходилось все больше, я разработал специальную систему правил подчеркивания:

• Я выделяю в тексте то, что мне кажется нелогичным, с чем я не согласен.

• Я выделяю слово или предложение, в котором сконцентрирована содержательная суть данного параграфа.

• Я выделяю ключевые слова, факты, понятия и не выделяю примеры, обсуждения, не имеющие особого значения комментарии.

• Я изучаю материал не только с помощью учебников, но и с помощью записей, сделанных на уроке, так что в них я тоже подчеркиваю важные моменты.

Чтобы проверить, соответствуют ли ваши навыки выделения важных фрагментов текста моим правилам, прочитайте текст (отрывок из книги Марка Бениоффа и Карен Саусвик «Капитализм сострадания»[2]) и подчеркните в нем ключевые слова и предложения.

«В большинстве компаний началу корпоративной благотворительности способствуют два варианта развития событий. В первом случае генеральный директор компании загорается страстью к какому-то делу или проблемной теме и решает пожертвовать личные средства или (и) средства своей компании. Во втором случае компания решает обратиться к благотворительности в целях пиара или в качестве маркетингового хода и начинает жертвовать гигантские суммы либо из своего кармана, либо создав с этой целью специальный фонд.

Оба этих варианта обладают очевидными недостатками. Когда развитие корпоративной благотворительности идет по первому пути, она не становится частью корпоративной культуры, а остается целиком и полностью связанной с желаниями директора. Если он вдруг передумает, остынет к этому делу, все тут же прекратится. И даже в том случае, если он окажется преданным жертвователем и внесет значительный личный вклад в бескорыстную помощь другим, его страсть вряд ли продолжит жить в самой компании после ухода, тем более в наше время, когда генеральные директора не засиживаются долго в кресле одной и той же компании. Кроме того, та проблема, которая занимает мысли директора, может совершенно не укладываться в концепцию бизнеса компании. Это также может привести к тому, что очень скоро благотворительность отойдет на второй план, уступив место насущным делам и проблемам компании.

Что касается второго сценария, компания может объявить, что она готова пожертвовать, скажем, 500 000 долларов или даже миллион долларов, и тут же со всех сторон ей начнут поступать предложения. Все, от школы для бездомных беженцев до уличной театральной труппы, не преминут попросить ее помощи. В итоге, выбирая, кому отдать свои деньги, компания будет действовать реактивно, отвечая на запрос, а не проактивно, как могла бы, если бы сама разработала благотворительный проект, вписывающийся в собственную концепцию, и затем в ее рамках предложила бы общественности соответствующие программы помощи. Более того, сотрудники негативно отнесутся к самой цели корпоративной благотворительности, если ею будет заявлен пиар, посчитают это слишком циничным. Эта идея будет восприниматься навязанной руководством, и в трудные времена никто не останется преданным ей».

Какие слова и фразы вы подчеркнули в тексте? Вот как выполнил это задание я:

«В большинстве компаний началу корпоративной благотворительности способствуют два варианта развития событий. В первом случае генеральныйдиректор компании загорается страстью к какому-то делу или проблемной теме и решает пожертвовать личные средства или (и) средства своей компании. Во втором случае компания решает обратиться к благотворительности в целях пиара или в качестве маркетингового хода и начинает жертвовать гигантские суммы либо из своего кармана, либо создав с этой целью специальный фонд.

Оба этих варианта обладают очевидными недостатками. Когда развитие корпоративной благотворительности идет по первому пути, она не становится частью корпоративной культуры, а остается целиком и полностью связанной с желаниями директора. Если он вдруг передумает, остынет к этому делу, все тут же прекратится. И даже в том случае, если он окажется преданным жертвователем и внесет значительный личный вклад в бескорыстную помощь другим, его страсть вряд ли продолжит жить в самой компании после ухода, тем более в наше время, когда генеральные директора не засиживаются долго в кресле одной и той же компании. Кроме того, та проблема, которая занимает мысли директора, может совершенно не укладываться в концепцию бизнеса компании. Это также может привести к тому, что очень скоро благотворительность отойдет на второй план, уступив место насущным делам и проблемам компании.

Что касается второго сценария, компания может объявить, что она готова пожертвовать, скажем, 500 000 долларов или даже миллион долларов, и тут же со всех сторон ей начнут поступать предложения. Все, от школы для бездомных беженцев до уличной театральной труппы, не преминут попросить ее помощи. В итоге, выбирая, кому отдать свои деньги, компания будет действовать реактивно, отвечая на запрос, а не проактивно, как могла бы, если бы сама разработала благотворительный проект, вписывающийся в собственную концепцию, и затем в ее рамках предложила бы общественности соответствующие программы помощи. Более того, сотрудники негативно отнесутся к самой цели корпоративной благотворительности, если ею будет заявлен пиар, посчитают это слишком циничным. Эта идея будет восприниматься навязанной руководством, и в трудные времена никто не останется преданным ей».

Ведение записей

Вместо подчеркиваний в учебнике можно делать заметки на полях. Так вам будет легче оценить, запомнить и связать между собой различные понятия и идеи.

В свое время я использовал особый графический метод. На полях близко к тексту я чертил вертикальные линии, количество которых соответствовало важности написанного: одна черта – значит, нужно будет повторить, две – запомнить; материал, рядом с которым стояла звездочка, я должен был вызубрить. Рядом с тем, что было непонятно, я ставил вопросительный знак и затем спрашивал об этом преподавателя или своих более сообразительных сокурсников. Наконец, кружками я помечал в тексте то, что, как был совершенно уверен, появится в экзаменационных вопросах.

Я заметил, что сама задача присваивания степени важности тексту – не говоря уже о поиске в нем экзаменационного материала – заостряла внимание, помогала концентрироваться и запоминать прочитанное.

Читайте активно

Я настаиваю на том, чтобы по мере чтения вы постоянно проверяли, как хорошо запоминаете материал. Если не получается, попробуйте задать себе вопросы до того, как приступите к чтению.

Большую часть своей жизни я был жадным читателем, тем не менее тесты на понимание прочитанного долгое время являлись моей головой болью. Думаю, это было связано с тем, что я слишком торопился и не уделял вопросам должного внимания. Однажды мне посоветовали просмотреть вопросы до того, как начать читать текст. Результат превзошел все ожидания! Я получил великолепную оценку (765 баллов за устную часть SAT[3]).

Разумеется, список готовых вопросов по содержанию текста есть не всегда, однако вы можете воспользоваться другими источниками: общими выводами, помещенными в конце или в начале главы, а также ее кратким описанием в оглавлении. Не игнорируйте столь надежных помощников.

Создайте структуру

Наш мозг любит порядок. Оптические иллюзии создаются благодаря тому, что мозг стремится логически упорядочить все данные, которые получает от органов чувств. Поэтому во время чтения постарайтесь создать какую-нибудь структуру, с помощью которой будет легче запомнить необходимый материал.

Мне всегда нравились схематические рисунки, на которых слово и короткая фраза соединяются стрелочкой, обозначающей причинно-следственную связь. Также иногда я прямо в тексте учебника помечал причину особым символом (в моем случае это был треугольник).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 220.