Вы уже знаете несколько универсальных способов, с помощью которых можно сделать процесс чтения более эффективным. Обратимся к специфическим сложностям, возникающим при чтении научных текстов, например, по физике, тригонометрии, химии или дифференциальным исчислениям – то есть по тем предметам, которых три четверти учащихся боятся как огня. Чтение учебников по таким дисциплинам требует наиболее организованного, методичного, логичного, пошагового подхода и особенного, повышенного внимания к тому, как организован текст.
Если вы научитесь видеть базовые элементы, из которых складывается текст, и их последовательность, будет легче следовать за мыслью автора, что, в свою очередь, обеспечит понимание и запоминание информации. Почему? Потому что суть большинства научных текстов складывается из содержания каждого его кусочка, кирпичик за кирпичиком. И если вы не поймете какой-то абзац или термин, то не сможете понять следующий раздел, и так далее.
Большинство учебников по научным дисциплинам буквально нашпигованы теориями, формулами, специальными словами и терминами. Главы, несмотря на свой небольшой размер, разрываются от содержательности – в них всего на нескольких страницах сконцентрировано невероятное количество важной информации. Читать такие учебники необходимо тщательно и очень внимательно.
Чтобы узнать и усвоить как можно больше, попробуйте воспользоваться базовыми элементами любого научного текста. К ним относятся:
1. дефиниции и термины,
2. примеры,
3. классификации и списки,
4. противопоставления,
5. причинно-следственные связи.
Приступать к чтению научной литературы следует с начала, что в данном случае означает знакомство с понятийным аппаратом той области знаний, которой принадлежит текст. Повседневные слова в ней могут иметь совершенно разные, подчас противоположные обычному, значения в зависимости от контекста их употребления. В то же время подобные слова могут иметь единственное и совершенно четкое определение в конкретной научной области.
Например, термин «эластичность» в значении «способность твердого материала принимать первоначальную форму после того, как он был подвергнут деформации» одинаково применяется как в Лас-Вегасе, так и в Лас-Пальмас. Подобная однозначность способствует эффективному и точному выражению мыслей, требуемому от ученых.
По объему дефиниции бывают разными. Один термин можно объяснить одним предложением, для описания другого необходим целый абзац, а чтобы точно и полностью выразить значение третьего – понадобится целая глава.
Ищите в тексте ключевые слова, призывающее вас к выполнению определенных арифметических действий. «Усиливает», «дополняет», «вместе», «объединив», «общее значение» сигнализируют о необходимости сложить; «уменьшает», «за вычетом», «меньше», «разница» – о необходимости вычесть; «совместный результат», «многократно усиленный» и «в несколько раз» – о необходимости умножить; а «часть от», «пропорция», «коэффициент» и «процент» – о необходимости разделить.
Следующий коммуникативный инструмент – пример. Научные тексты зачастую содержат множество новых и необычных идей, немало из которых совершенно невозможно переварить. Отчасти подобные проблемы вызывает абстрактный характер представления данных идей. Чтобы построить мост между теорий и практикой, большинство авторов приводят в своих работах конкретные примеры. Именно примеры являются ключом к понимаю сложных и запутанных теоретических положений.
В научных книгах, в отличие от других типов текстов, особая важность придается краткости и насыщенности изложения – при минимальном объеме материала в них должно содержаться максимальное количество информации. В таком тексте вы едва ли обнаружите шутку или поучительную историю из жизни автора.
Третий элемент, часто встречающийся в научной литературе, – это классификации и списки. Классификация представляет собой категоризацию группы предметов по неким признакам. Авторы научных текстов часто пользуются классификацией, чтобы подать исчерпывающий перечень каких-либо характеристик в удобоваримой форме.
Противопоставления и сравнения также относятся к популярным элементам научных текстов. С их помощью сложные понятия рассматриваются всесторонне, в свете как схожих, так и противоположных концептов. Кроме того, данный коммуникативный инструмент позволяет привязать новую информацию к той, что была озвучена ранее или, как предполагается, уже известна читателю. Наконец, противопоставление позволяет выявлять сходство и различие между двумя идеями.
Последний структурный элемент научного текста, о которым мы будем говорить, – это причинно-следственные связи, зачастую представляющие собой центральный вопрос научного исследования. Все начинается с наблюдения какого-либо явления. Что происходит? Идет снег. Следующий шаг исследователя – объяснить причину наблюдаемого явления. Почему идет снег? Суть многих научных текстов сводится к описанию и объяснению причинно-следственных связей.
Сделать это можно многими способами. Например, сначала автор рассказывает о явлении или событии, а затем объясняет причины их возникновения. Либо наоборот. У одного явления может быть несколько причин, причинная цепочка; в то же время одна предпосылка может стать причиной множества различных событий.
Составьте план чтения
План для чтения научного или технического текста совершенно необходим в гораздо большей степени, чем для чтения любого другого текста. Вряд ли удастся выполнить такое задание, если единственной вашей целью станет просто закончить читать данный текст. Это бесполезное чтение, оно едва ли может принести пользу: вы потратите время, но ничего не поймете и не разберетесь в теме, потонув в море запутанных теорий, незнакомых терминов, понятий и непонятных примеров.
Так что, прежде чем приступать к чтению текста на сложную научно-техническую тематику, составьте план. Включите в него следующие пункты:
• Выучите термины, необходимые для понимания речи автора. Если вы точно знаете значения слов, которые он употребляет, проще следить за развитием мысли от страницы к странице и от главы к главе.
• Обратите внимание на организационную структуру. В основе большинства глав лежат определенные схемы, из которых складывается «скелет» текста. Например, научная книга может начинаться с описания теории, далее в ней будут приведены примеры, затем – типовые задачи и, наконец, выводы. Зачастую структура «скелета» проясняется в ходе ознакомления с оглавлением, благодаря названиям глав и подзаголовков.
• Просмотрите главу, чтобы составить представление о точке зрения автора. Задайте себе вопросы и определите цели, ради которых собираетесь прочесть данный материал. В этом поможет ваше задание, а также выводы или вопросы, помещенные в конце главы.
• Читайте текст внимательно и вдумчиво. Не переходите к новому разделу, пока не будете уверены в том, что усвоили прочитанный – подобные тексты имеют иерархическую структуру, в которой каждое последующее понятие основывается на предыдущем.
• Приступайте к повторению пройденного материала сразу же по окончании чтения: вкратце опишите теории и понятия, которые необходимо запомнить, письменно ответьте на вопросы, возникшие у вас в ходе предварительного чтения, решите несколько задач или уравнений на данную тему.
Научно-технические тексты буквально нашпигованы всевозможными идеями, концептами, специальными словами. Читать их нужно постепенно, с максимально возможной концентрацией.
Опытные студенты знают, что спешить здесь нельзя: чем медленнее читаешь, тем больше запомнишь. Чтобы переварить подобный материал, каждое определение нужно хорошенько прожевать, каждую формулу понять, каждый пример детально изучить.
Если понимание прочитанного или применение его на практике (в решении научно-технических задач) вызывает у вас затруднения, попробуйте воспользоваться вот такими «хитростями»:
• Если возможно, опишите словами формулы и уравнения. Постарайтесь сделать это несколькими разными способами, чтобы быть уверенным в том, что уловили суть.
• Иллюстрации очень помогают даже тем, кто не является визуалом. Попробуйте графически изобразить никак не дающуюся вам задачу по математике.
• Прежде чем приступать к решению задачи, вычислите ответ приблизительно. Это поможет попасть в итоге в нужную лунку.
• Используйте воображение. Зачастую найти ответ можно многими различными способами, а одна и та же задача имеет несколько равноправных решений. Пройдя по одному пути, попробуйте затем воспользоваться и другими.
• Заранее выясните, в чем именно состоит задание, какие темы оно затрагивает, какая информация при этом важна, а какая – нет.
• Научите кого-нибудь тому, что узнали. Объясняя понятия, теоремы и формулы другим, увидите, что из пройденного материала вы действительно поняли.
• Некоторые вещи – например, название всех костей в теле человека, периодическую таблицу Менделеева, базовые научные термины – вам придется просто вызубрить. Попробуйте использовать для этого дидактические карточки. Хотя данный метод и относится к устаревшим, его применение для запоминания словарных слов, новых слов на иностранном языке, различных дефиниций, понятий и тому подобного остается весьма эффективным. Подробнее о методах запоминания информации поговорим в следующей главе.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.