Чтение художественной литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«После прочтения хорошей книги вы должны чувствовать себя искушенным, мудрым и слегка уставшим, так, будто бы прожили несколько жизней».

УИЛЬЯМ СТАЙРОН

 

По большей части художественные книги рассказывают нам чью-то историю. В них есть начало, в котором автор знакомит нас с героями и обстоятельствами их жизни. В них есть конфликт, являющейся движущей силой повествования, и кульминация – момент разрешения конфликта. Наконец, в них есть заключение, которым автор, подводя итоги, завершает историю. На уроках литературы вы наверняка подробно разбираете каждую из этих частей, используя понятия, которые, впрочем, часто не только не помогают вникнуть в суть дела, но и ещё больше все запутывают. К наиболее важным из них относятся:

Сюжет – последовательность, в которой рассказывается история, ход повествования от начала к кульминации и завершению. Понимание художественной литературы и степень удовольствия, получаемого во время чтения, зависят от того, удается ли вам следить за сюжетом.

Персонажи – герои и героини произведения. Читая, вы обнаруживаете, кто является центральным персонажем, какова его личность, что им движет, его роль в описываемой истории (конфликте), и наблюдаете его взаимоотношения с другими персонажами.

Тема – основной посыл произведения, мораль, которую автор хочет донести до своих читателей, идея, вокруг которой строится сюжет.

Время и место действия – различные временные и бытовые аспекты жизни героев. Особое внимание им уделяется в исторических романах, а также в произведениях, действие которых происходит в экзотических местах или касается иных культурных обычаев.

Ракурс – кто рассказывает историю? Это воспоминания одного из главных героев? Или это наблюдения третьего лица за развитием сюжета, его замечания по поводу времени и места действия, характеров персонажей?

Разобравшись в понятиях, учитесь их использовать; старайтесь определить сюжет, тему, основных персонажей, ракурс, время и место действия в романах и коротких историях, которые вы читаете. К анализу художественного произведения подходите с точки зрения эстетического восприятия. Какие чувства оно в вас пробуждает? Что вы думаете о персонажах, они вам нравятся, или вы испытываете к ним ненависть? Быть может, вы отождествляете себя с кем-то из героев?

Следите за сюжетом внимательно. Чтобы не потерять нить повествования, я советую после прочтения каждой главы кратко записывать то, что произошло, и какие новые персонажи появились.

Скорость восприятия

«Мы ничего не понимаем, если читаем слишком быстро или слишком медленно».

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

Вы расстраиваетесь из-за того, что читаете недостаточно быстро? Скорее всего, беспокоиться не о чем, медленно – не значит плохо. Главное то, сколько вы при этом понимаете и запоминаете. Ну и, как во многих других областях, мастерство и скорость в чтении приходят с практикой.

Чтобы оценить свои способности, засеките время и прочтите отрывок из книги Сьюзан Шумски «Как открыть третий глаз», приведенный ниже.

Если вы успеете менее, чем за 30 секунд, вы читаете очень быстро.

За 31–45 секунд – довольно быстро.

За 46–60 секунд – ваша скорость выше средней.

За 61–89 секунд – ваша скорость средняя.

За 90–119 секунд – вы читаете медленно.

Если вам потребуется более 120 секунд, значит, вы читаете очень медленно.

«В «Одиссее» Гомера, написанной в восьмом веке до н. э., мы находим аналог третьего глаза. После Троянской войны Одиссей отправляется домой, в Итаку. По пути вместе с командой высаживается на острове, оказывающемся местом обитания сына Посейдона циклопа Полифема – жестокого, кровожадного гиганта, посередине лба у которого находится огромный глаз. Циклоп убивает и съедает шестерых членов экипажа, а остальных вместе с Одиссеем запирает в пещере. Обманом Одиссей опаивает гиганта; когда одурманенный и ослабленный Полифем засыпает, Одиссей выкалывает колом его единственный глаз и таким образом ослепляет циклопа. Вместе с выжившими членами команды Одиссей покидает остров.

В переводе с санскрита слово «чакра» буквально означает «круг». Чакра третьего глаза расположена посередине лба – там же, где находился и глаз циклопа. Примечательно, что с греческого слово «циклоп» переводится как «круглоглазый». Учитывая это, можно по-разному интерпретировать миф о Полифеме. По одной из версий, лишение гиганта его единственного глаза соответствует атрофии третьего глаза и лишению связанной с ним божественной мудрости. Согласно другой, духовное видение, даруемое раскрытием третьего глаза, должно быть использовано во благо, в противном случае оно делает видящего уязвимым.

Древние греки верили, что глазное яблоко является вместилищем духа. Платон (около 428–348 г. до н. э.) и Гиппократ (около 460–377 до н. э.) считали третий глаз (энкефалос) глазом мудрости. Платон говорил, что третий глаз состоит из неразличимых взглядом элементов, при помощи которых душа (психея) общается с нашим физическим телом. По его мнению, костный мозг и спинномозговая жидкость заключают в себе суть души, чакры проводят духовную энергию с помощью специальных потоков, а третий глаз контролирует энергетические процессы, происходящие в чакрах».

Обладателями хорошего навыка чтения могут считаться те из вас, кто прочел этот отрывок быстро или очень быстро, при этом запомнил все ключевые моменты и может с легкостью сделать пересказ.

Что способствует замедлению скорости чтения, одновременно ухудшая понимание и запоминание текста:

• чтение вслух и движение губами во время чтения про себя;

• подключение тела – когда вы ведете пальцем по странице и поворачиваете голову, двигаясь от строки к строке;

• применение метода чтения, несоответствующего данному материалу;

• скудный словарный запас;

• перечитывание слов и фраз – согласно исследованиям, человек со средними навыками чтения за минуту читает 250 слов, из которых 20 он читает повторно; чем больше слов вы перечитываете, тем медленнее читаете.

Что способствует улучшению навыков чтения:

• повышенное внимание и концентрация;

• отсутствие отвлекающих факторов;

• комфортная, удобная для чтения обстановка;

• наличие словаря – не «подвисайте» на каждом незнакомом слове, однако обязательно смотрите в словаре значения ключевых слов, которые важны для понимания смысла написанного;

• видение целостной картины (избегайте чрезмерного погружения в незначительные детали);

• избавление от вокализации – если вы заметили, что шевелите губами во время чтения, попробуйте взять в рот какой-нибудь предмет (не токсичный и не сладкий), например, ручку, и продолжайте читать; если в процессе предмет выпадет у вас изо рта, повторяйте это упражнение как можно чаще;

• расширение словарного запаса – возможно, вы читаете медленно (и не понимаете многое из прочитанного) потому, что не знаете значений большинства слов, встречающихся в тексте;

• постоянное чтение – этот навык относится к тем, что совершенствуются постоянной практикой;

Чтобы улучшить понимание и запоминание прочитанного:

• старайтесь читать постепенно, ничего не пропуская, ведь понимание целого складывается из понимания всех его частей, последовательного добавления нового к уже известному;

• повторяйте и обдумывайте, проверяйте, насколько хорошо вы усвоили то, что только что прочли;

• если мысль автора начинает терять ясность, вернитесь к прочитанному ранее и перечитайте текст еще раз – вы явно где-то ошиблись или чего-то не поняли, так что просто попробуйте еще раз;

• Кратко перескажите своими словами (лучше всего письменно) то, о чем прочли.

Самое важное читать с такой скоростью, которая подходит именно вам. Например, я умею читать очень быстро, но художественную литературу я предпочитаю читать медленно, чтобы не только узнать сюжет, но и насладиться авторским стилем. Кроме того, я автоматически сбрасываю скорость при чтении любого сложного текста. А вот журналы и газеты я, напротив, читаю очень быстро, ведь меня интересует информация, конкретные факты, а не детали и подробности.

Стоит ли записываться на курсы быстрого чтения в том случае, если на данный момент вы читаете очень медленно?

Во многом умение читать быстро – это достоинство. Люди, скорость чтения которых невелика, обычно находят этот процесс слишком трудным и скучным и предпочитают читать как можно реже. Тем не менее высокая скорость не является единственной составляющей хорошего навыка чтения.

Впрочем, курсы быстрого чтения вряд ли могут причинить вред. И все же навыки улучшатся сами собой, если вы просто будете читать как можно больше.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.