Великолепную систему звуко-числовых соответствий можно применять не только для запоминания больших чисел. Вот, например, список вице-президентов США, занимавших этот пост после Второй мировой войны:
34 Гарри Трумэн
35 Олбен Беркли
36 Ричард Никсон
37 Линдон Джонс
38 Хьюберт Хамфри
39 Спиро Агню
40 Джеральд Форд
41 Нельсон Рокфеллер
42 Уолтер Мондейл
43 Джордж Буш-старший
44 Дэн Куэйл
45 Альберт Гор
46 Дик Чейни
47 Джо Байден
Благодаря мнемоническому алфавиту вы сможете связать их имена с порядковым номером и без труда запомнить эту информацию. Например:
Агню – вообразите огненную ЗаРю.
Форд – представьте себе старенький ЧиХающий автомобильчик.
Гор – ЧеЛовек, покоряющий горы.
Как развесить память?
Еще одна мнемоническая методика – это «слова-вешалки». Она заключается в приписывании каждой из десяти цифр определенного слова. Попробуем сделать это, опираясь на наш мнемонический алфавит:
1 = Тот
2 = Ной
3 = Зая
4 = Чай
5 = Лом
6 = Бой
7 = Гол
8 = Вой
9 = Рой
0 = Хи
Если вам необходимо запомнить список, состоящий из связанных чисел и слов (вроде списка вице-президентов США), вы можете заменить числа этими словами-вешалками. Количество этих слов можно увеличить – например, в своей книге Гарри Лорейн приводит обозначения всех чисел до 100 включительно.
Иногда бывает полезно попытаться изобрести колесо самому, и вы можете разработать собственные слова-вешалки на основе описанного выше мнемонического алфавита. Впрочем, помимо звуко-числовых ассоциаций к наполнению подобных мнемонических систем существуют и другие подходы. Например, Фиона Макферсон в своей книге «Секрет памяти»[4] предлагает создавать слова-вешалки, рифмующиеся с названием цифр:
один = апельсин,
два = трава
три = богатыри
четыре = квартира
пять = прядь
шесть = шест
семь = кисель
восемь = осень
девять = дева
десять = плесень
Как я уже говорил (и еще ни раз повторю), выбирайте те методы, которые оказываются полезными и подходят именно вам. Ну а в том случае, если такого не найдется, обязательно попробуйте разработать свой собственный!
5
Управляйте своим временем
«Кто не умеет с толком употребить свое время, тот первый жалуется на его нехватку».
ЖАН ДЕ ЛАБРЮЙЕР
Не сомневаюсь, что все вы, мои читатели, обременены массой обязанностей и различных обязательств. Возможно, некоторые из вас выкладывались настолько, что в итоге перегорели. Другие же пока считают, что их основная проблема заключается в отсутствии усердия и недостаточном количестве времени, которое они посвящают учебе, – иначе все было бы в порядке.
Они решают наверстать упущенное и, хорошенько напитав свой организм кофеином, утраивают ночной марафон подготовки к экзамену. О сне и приеме пищи забывают, ведь это отнимает столько времени. Тем не менее, если не получается контролировать то, как тратите свое время, и при этом пытаетесь сделать сразу все дела (разумеется, очень важные и нужные), вас неминуемо постигнет неудача и разочарование.
Не имеет значение то, насколько сложные задачи стоят перед вами в настоящий момент. В любом случае вы преуспеете в выполнении, только если создадите эффективную систему организации времени, которой сможете без труда следовать. Полагаю, первой реакцией станет заявление, что вы слишком заняты, чтобы составлять расписания, делать списки и записи. Но освоение тайм-менеджмента – на самом деле лучший способ сэкономить как можно больше времени.
Вы можете планировать, сознательно выбирать, на что тратить время, распределять его между разными заданиями. У вас есть возможность обрести контроль над течением времени, чтобы оно перестало все время утекать у вас сквозь пальцы.
Первый шаг на пути к эффективному управлению временем – отделить то, что действительно является важным, от того, что не является. Да, это тяжело, и все же иногда нам стоит признаться себе, что мы не в состоянии сделать все, что-то из нашего перегруженного расписания необходимо исключить – то, что не так уж и важно для нас, – чтобы освободившиеся время и энергию посвятить самому главному.
Время на планирование есть всегда
Даже урезав список своих обязательств, большинство из нас все равно сталкиваются с ограниченностью времени, которого постоянно не хватает на то, что должны или хотим сделать. Очень трудно совмещать обучение (в учебном заведении и дома), работу, хобби и личную жизнь.
Организационный план, который я предлагаю в данной главе, создан специально для тех, кто учится. Не важно, школьник ли вы, студент или получаете второе высшее образование, – этот план станет отличным подспорьем и помощником в управлении временем.
Мой организационный план гибок, и я призываю, как и всегда, адаптировать рекомендации к вашей собственной ситуации и вашим настоящим потребностям. Благодаря этому такое расписание подойдет и тем, кто живет в общежитии или делит квартиру с соседом, и тем, кто имеет семью и детей.
Задача этой главы – научить вас определять, что для вас важно, ставить собственные цели, планировать время, вырабатывать самодисциплину и повышать свою мотивацию, чтобы достигнуть успеха.
Почему не стоит спешить?
Организовав время правильно, вы будете успевать делать больше за меньшее количество времени. Не важно, к чему вы стремитесь, – к улучшению успеваемости, наличию большего количества свободного времени, менее безумному ритму жизни или всему перечисленному – научившись планировать время и свою жизнь, вы достигнете этой цели, ведь благодаря эффективной системе тайм-менеджмента:
• Первым делом выполняется главное. Случалось ли вам, потратив весь вечер на эссе, вдруг обнаружить, что забыли подготовиться к важному экзамену по очень сложному предмету?
• Вы научитесь видеть, сколько времени отнимет задание. Одним из важнейших этапов планирования является оценка того, как много времени вы обычно тратите на то или иное дело, а сколько оно занимает в действительности. Освоив ее, вы наконец обнаружите, куда постоянно «пропадает» время.
• Ваша склонность к прокрастинации сократится. Имея перед глазами четкую картину того, что именно нужно сделать, и понимая, что выделенного на это времени точно хватит, вы с большей вероятностью (и энтузиазмом) приметесь за выполнение задания и перестанете его все время откладывать.
• Вы избежите временных ловушек. Временные ловушки похожи на возгорания, которые необходимо потушить, прежде чем сможете заняться чем-то другим, например, учебой. Тайм-менеджмент подобен противопожарной системе: вместо того чтобы бороться с очередным кризисом или метаться между своими капризами, вы подходите к работе систематизированно, и чрезвычайные происшествия практически не возникают.
• Вы расширите возможности. Умение управлять своим временем не только обеспечивает баланс между учебой, прочими обязательствами и потребностями, но и увеличивает качество времени, проведенного за занятиями.
• Вы получите больше свободы и контроля над жизнью. Вопреки мнению большинства учащихся, расписание способствует освобождению, а не порабощению. Кроме того, распланировав заранее часть дня, остальное время можно потратить в зависимости от обстоятельств.
• Временные конфликты останутся в прошлом. Ведь если привыкнете помещать все встречи, занятия, задания, поручения и пометки в одно расписание, вы больше не назначите два-три дела на одно и то же время. А если какой-то временной конфликт вдруг начнет назревать, увидите его заранее и сможете предотвратить.
• Вы перестанете чувствовать себя виноватым. Гораздо проще отвлечься от учебы, если четко знаете, когда по плану должны ею заниматься. В противном случае невыполненное задание дамокловым мечом повиснет над головой, и вы будете думать о нем все время, даже занимаясь чем-то другим.
• Вы сможете оценивать свои успехи. Если знаете, что по плану должны читать 75 страниц в неделю по бизнес-менеджменту, а на этой неделе прочли лишь 60, то тут и без калькулятора ясно – вы отстаете. Однако возможно немного изменить свое расписание и наверстать упущенное на следующей неделе.
• Вы увидите общую картину. Хорошо составленное расписание позволит взглянуть на семестр как бы с высоты птичьего полета: важные контрольные, отчетные работы, сессия больше не застигнут вас врасплох, ведь все задания и подготовку к экзаменам будут распределены равномерно и заранее.
• Вы научитесь видеть ситуацию в перспективе. Планируя семестр или учебный год, будете встраивать их в свое представление о процессе обучения в целом.
• Вы научитесь учиться не упорнее, а разумнее. Сможете стать настолько собранным, целеустремленным и будете так хорошо управлять своим временем, что ваша успеваемость повысится, а количество времени, проводимого за учебниками, сократится. В результате вы сможете чаще встречаться с друзьями, заниматься любимыми хобби.
Эффективный тайм-менеджмент вовсе не является магией, хотя перемены, которые он привносит в жизнь некоторых людей, зачастую оказываются поистине волшебными.
Начертите линию старта
Начать забег к цели невозможно, если не знать, откуда следует начинать. Потому первое, что нужно сделать на пути к новой жизни, – это начертить линию старта. Сделать это можно двумя способами, и я предлагаю вам попробовать оба варианта.
С помощью таблицы на странице 120 возможно определить, сколько именно времени есть на учебу. Если полученного в результате количества окажется явно недостаточно, необходимо пересмотреть свои приоритеты. Возможно, вам придется отказаться от подработки, занятий в секции или даже изменить маршрут, чтобы меньше времени проводить в транспорте. Впрочем, если вы каждое утро по два часа смотритесь в зеркало или тратите на еду больше трех часов в день, выход может оказаться куда более простым и очевидным.
Затем создайте собственную таблицу. Запишите все, чем занимались сегодня, с точностью до 15 минут. Хотя некоторым будет достаточно перечислить свои занятия за пару-тройку дней, я все же рекомендую подробно расписать всю прошедшую неделю, в том числе и выходные.
Особенно это важно в случае, если вы, как и большинство людей, не понимаете, куда же утекает так много времени, а в реальности оно тратится на «отдых» сразу после пробуждения, бритье или прическу, чтение газеты и ожидание автобуса. Разве вы отказались бы от пары дополнительных часов в день на учебу или развлечения? Научитесь использовать «бесполезное» время, и будете успевать все.
На что вы тратите время?
* встречи с друзьями, посещение любых мероприятий, просмотр телевизора, чтение для удовольствия и т. п.
Заполните первую колонку, умножьте полученные данные на цифры во второй и впишите результаты в третью. В неделе 168 часов (24 × 7). Сколько из них у вас остается на учебу? Внимание: любой ответ, содержащий минус, свидетельствует о больших проблемах.
Научитесь делать несколько вещей одновременно: слушайте аудиокнигу во время уборки дома; зубрите словарные слова и формулы, находясь за рулем; попросите детей, родителей, супруга, соседей по комнате поспрашивать вас по материалу предстоящего экзамена, пока моете посуду или пересаживаете цветы. Кроме того, всегда носите с собой какие-нибудь учебные материалы (учебник, записи, дидактические карточки) – просто невероятно, сколько всего можно выучить, стоя в очереди на автобус или ожидая электричку.
Стратегический совет: определите, выполнение каких задач из вашего расписания займет не более 15 минут. Они являются идеальными кандидатами на заполнение «бесполезного» времени.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 259.