Так как все больше молодых родителей сегодня решаются вновь влиться в ряды студентов, я решил поместить несколько советов для них. Итак, как все успеть, если у вас дети:
• Заранее продумайте, чем их занять. Чем больше дел на работе или по учебе, тем больше времени дети захотят проводить с вами, когда оказываетесь дома. Если вы посвятите им немного времени, будет проще уговорить оставить вас в покое, пока занимаетесь выполнением домашних заданий – особенно если предложить детям сделать какой‑нибудь творческий проект.
• Посвятите их в свое расписание. Дети любят придерживаться распорядка дня, и если объяснить, что с 16.00 до 18.00 «мамочка делает уроки», вскоре они к этому привыкнут. При этом стоит постараться проводить вместе как можно больше свободного времени, занимаясь чем‑нибудь интересным. Если вы объясните детям важность того, что делаете, и при этом обозначите и их выгоду от данного процесса, они с радостью станут частью «учебной команды».
• Используйте телевизор в качестве няни. Я понимаю, что в целом телевизор представляет для ученика огромную проблему – нам с дочерью приходилось бороться с ней ежедневно, если не ежечасно. И все же из двух зол лучше выбрать меньшее. И, разумеется, вы должны купить диски или скачать такие фильмы, которые подойдут вашему ребенку по возрасту и не будут содержать насилия или сцен сексуального характера.
• Планируя свое расписание, примите во внимание тот факт, что, несмотря на выполнение всех вышеперечисленных советов, дети все равно будут время от времени отвлекать вас от учебы. По‑другому не выйдет, и с этим нужно смириться. Заранее включите в расписание побольше небольших перерывов, которые сможете проводить с детьми. Периодически уделяя внимание, вы увеличите вероятность, что вас не будут дергать каждую секунду.
• Попросите кого‑либо о помощи. Например, ваш супруг время от времени может водить детей в кино или кафе. (Поверьте, если такие прогулки войдут в привычку, дети начнут активно поощрять вашу тягу к знаниям). Наверняка бабушки и дедушки также не откажутся пригласить в гости внуков и присмотреть за ними, пока вы сидите над учебниками. Можно пригласить в гости друзей своего ребенка, договорившись, что назавтра ваше солнышко отправится в гости к ним. Наконец, наймите няню или отдайте ребенка на продленку.
В чем ваш особый талант?
Едва ли существуют люди, которые великолепны или просто хороши во всем. Большинству из нас более-менее дается один-два предмета. При этом кому-то просто нравится какой-то предмет, что, разумеется, влияет на внимание к нему и успехи, а кто-то от природы одарен некоторыми способностями и за счет этого преуспевает в определенной области.
У вас блестящие математические способности и напрочь отсутствует музыкальный слух и талант к изучению языков. Или, наоборот, обожаете иностранные языки, но не имеете ни малейшего представления о том, с чего вдруг Пифагор озаботился своей теоремой, и, главное, зачем она сдалась вам. У одного золотые руки, а для другого уроки домоводства превращаются в пытку. К чему я веду? К тому, что вам следует чуть меньше времени тратить на то, что легко дается, и чуть больше уделить тому, что тяжело делать. Поверьте, сбалансированное развитие стоит затраченных усилий.
Если до сих пор вам не приходилось задумываться, какие предметы по-настоящему нравятся, а какие – нет, ответьте на вопросы в конце этой главы и определитесь со своими предпочтениями. Данные вопросы также касаются того, какие предметы даются легко или, наоборот, тяжело (чтобы понять это, просто взгляните на свои оценки). Воспользовавшись результатами, сможете организовать расписание таким образом, чтобы извлекать пользу из своих врожденных талантов и в то же время уделять больше времени на работу со слабыми сторонами.
А если бы у вас был выбор?
Некоторые студенты и старшеклассники могут сами выбирать, какие занятия посещать, в соответствии с предпочтениями, целями, расписанием. Однако подобной свободе должны сопутствовать ответственность и здравомыслие, развитию которых прочтение данной книги может помочь. Вот на что стоит обратить внимание:
• По возможности постарайтесь навести справки о преподавателе, чей курс планируете посещать (особенно если это вводный или общий курс, который читают несколько разных профессоров). Так вы сможете понять, какие занятия являются развивающими и полезными, а чьи – лекарство от бессонницы.
• Постарайтесь сбалансировать еженедельное и даже ежедневное расписание, что не всегда возможно и не всегда рекомендуется: не меняйте свою специализацию только для того, чтобы составить более удобное расписание. Постарайтесь спланировать занятия таким образом, чтобы между ними оставался час или хотя бы полчаса, за которые можно повторить материал, сделать записи, сходить в библиотеку, поискать информацию в интернете.
• Если вас интересует предмет, который, тем не менее, у вас не получается включить в расписание на текущий семестр, попробуйте сходить на самое первое занятие – чаще всего оно обзорное. Так вы сможете составить представление о содержании курса и стиле преподавания ведущего его профессора.
• Чередуйте сложные для вас предметы с теми, что даются легко. Обучение – это процесс позитивного наполнения, для успешного протекания которого вам понадобится все время поддерживать высокий уровень мотивации.
• Постарайтесь отказаться от занятий ранним утром и поздним вечером, особенно если из-за включения их в расписание возникнут большие перерывы между классами.
• Задайте темп обучения и придерживайтесь его. Соблюдайте «диету знаний», ключевое правило которой:
Не переедайте
Вокруг полным-полно блуждающих словно тени студентов, удрученных неудачами, вызванными не отсутствием таланта или целеустремленности, а чрезмерной нагрузкой, которую они на себя взвалили.
Не обязательно убивать себя, пытаясь достичь успеха!
Оценка изучаемых предметов
Перечислите все предметы, которые вам нравятся:
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите все предметы, которые вы терпеть не можете:
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите предметы, на которых вы обычно получаете высокие отметки:
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
А теперь те, по которым ваши оценки чаще всего ниже средних:
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
3
Учитесь целенаправленному чтению
«Некоторые книги нужно пробовать, другие – глотать, а очень немногие прожевывать и переваривать».
ФРЕНСИС БЭКОН
Я очень люблю читать. Однако то, что мне всегда это нравилось, не превращало в легкое чтение все эти жуткие учебники и пособия, которые приходилось штудировать в старших классах и университете. Изучение большинства предметов неизбежно включает в себя обязательное чтение громоздких, витиеватых и подчас совершенно непонятных текстов.
Возможно, вам нравятся романы, рассказы или поэзия, и в то же время чтение учебников по некоторым предметам доставляет немало хлопот. Например, прочитав огромный параграф, понимаете, что забыли, о чем шла речь. Или, напротив, вообще сложно заставить себя сесть за чтение чего бы то ни было. К какому бы типу учащихся вы ни относились и какими навыками чтения ни обладали, рекомендации из этой главы помогут преодолеть трудности, связанные с чтением задания. Вы научитесь определять, что обязательно нужно прочесть, а что нет. Вы станете читать быстрее, легко выделять основные идеи текста и важные детали, а также запоминать больше из прочитанного.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 189.