При необходимости найдите другие учебники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несмотря на то что авторы и редакторы большинства учебников являются экспертами – а то и светилами – в своей профессиональной области, они не всегда обладают способностью писать легким и доступным языком. Наверняка вам попадались настолько сложные тексты, что, читай вы их слева направо или задом наперед, снизу вверх или сверху вниз, – понятнее в любом случае не становилось.

Когда у вас возникают трудности с пониманием написанного в какой-то главе, разделе или во всем учебнике целиком, попробуйте найти другую книгу, написанную на эту же тему, только более понятную. Можно попросить преподавателя дать рекомендации на этот счет, тем самым облегчив поиски «читаемого» материала. Только не стоит спрашивать учителя, почему выбор пал именно на этот чудовищный учебник.

Если вы не понимаете написанное, вполне возможно, что дело вовсе не в вас! Автор просто не сумел изложить свои мысли. Огромное количество учащихся, устав пробираться к знаниям сквозь тернистые запутанные тропы сложных текстов, бросали курс или даже меняли специальность, полагая, что слишком глупы. Глупыми большинство из них не были, просто им – что вполне логично – не удавалось освоить бестолково написанные учебники. Конечно, следование этой моей рекомендации может отнять больше времени, чем вы планировали тратить на задание по чтению (и больше, чем, как вы, возможно, думали, будете тратить). Тем не менее поиски смысла в запутанных строках вашего нынешнего учебника могут отнять еще больше времени. Прочитав более удачную книгу на ту же тему, вы сможете разобраться и в том, что написано в вашем учебнике – если, конечно, вообще станете его открывать после этого.

Используйте структуру каждой главы

Итак, для начала взгляните на задание и определите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы с помощью чтения учебника. Затем обратите внимание на следующие структурные элементы каждой главы:

Название, заголовок и подзаголовок раскрывают основную тему главы. В некоторых учебниках встречаются также заголовки внутри глав или выделенные жирным шрифтом строки, формулирующие основную мысль данного абзаца. Я советую начинать знакомство с главой именно с чтения всех встречающихся в ней заголовков, подзаголовков и выделенных строк.

Посмотрите, нет ли в конце главы выводов, кратко резюмирующих основное содержание. Заранее узнав, что автор считает наиболее важным, вы будете обращать внимание именно на эти моменты во время чтения всего текста.

Большинство учебников, особенно по научным дисциплинам, содержат разнообразные таблицы, графики, схемы, карты и прочие иллюстрации. Обязательно изучите их и заметьте, как они связанны с текстом и дополняют его. Кроме того, ключевые термины и прочие специальные понятия могут быть выделены жирным шрифтом. В таком случае, возможно, целью прочтения данного материала должен быть поиск их определений.

Авторы некоторых учебников помещают в тексте (либо в конце) главы вопросы для самопроверки. Прочитав их до того, как приступите к основному тексту, получите представление о том, на какой именно материал, по мысли автора, вы должны обратить особое внимание.

Три способа чтения

В зависимости от типа книги и сути заданной по ней работы ее можно почесть тремя разными способами. Вы сильно упростите себе задачу, если разберетесь в них и будете знать, когда какой применить:

1. Быстрое «справочное» чтение поможет вам найти определенную информацию и ответить на интересующие вопросы.

2. Аналитическое чтение необходимо в том случае, если вам необходимо разобраться в идеях и взглядах автора и тщательно проанализировать их.

3. Эстетическое чтение для удовольствия позволяет приятно провести время, а также оценить стиль автора, его манеру излагать мысли.

О важности предварительного чтения

Лучше всего, если вы начнете чтение учебника с краткого знакомства с изложенным материалом. Просмотрите страницы, которые вам задали, обращая при этом внимание на рассмотренные выше структурные элементы книги и главы. Затем приступайте к чтению самого текста. Будьте внимательны, старайтесь ничего не упустить. Выделяйте и подчеркивайте важную информацию, делайте записи в компьютере, блокноте или прямо в книге.

Небольшое отступление: многие путают понятия «просмотреть» и «просканировать».

«Просмотреть» – значит прочитать что-то быстро, не особенно вникая в суть, с целью составить для себя общее впечатление.

«Сканировать» – значит прочитать что-то внимательно, с целью найти определенную информацию или ответ на какой-либо вопрос.

То есть вы просматриваете всю главу целиком, при этом по-настоящему читая лишь отдельные, выделенные строчки (и заголовки). А вот сканируя текст, читаете его полностью, внимательно, но ровно до тех пор, пока не встретите интересующую информацию. Сканирование – самый быстрый способ чтения; несмотря на то, что читаете весь текст, вы не пытаетесь вникнуть в содержание или запомнить что-либо. Вы лишь ищете определенные факты.

В целом, многие задания, связанные с чтением, можно выполнять, сканируя учебник. До того, как вы приступите к чтению, определитесь с вопросами, на которые необходимо получить ответы. Затем вы можете просто просканировать материал и таким образом легко и быстро выполнить поставленную задачу.

Например, вы читаете научную книгу для того, чтобы выяснить, как функционирует ядро клетки. Разделы, посвященные составным частям клетки и описанию ее функций, можно пропустить, ведь вы уже знаете, какая информация нужна, и понимаете, что искать ее необходимо в разделе, в котором описаны функции всех составных частей клетки. Дойдя до него, вы можете начать читать по-настоящему.

Итак, заранее определив вопросы, на которые хотите получить ответы с помощью чтения данного текста (иными словами, поставив перед собой цель), вы можете быстро просмотреть главу, найти интересующий раздел и заняться им, потратив на все это гораздо меньше времени, чем заняло бы внимательное чтение данного материала целиком.

Просматривание текста – так называемое предварительно чтение – является важным этапом и в том случае, если перед вами не стоит цель найти какую-либо конкретную информацию. Листая страницы, для того чтобы составить общее представление о содержании главы, придерживайтесь следующего регламента:

• Перефразируйте заголовок главы (если он есть) так, чтобы он звучал как вопрос. Поиск ответа на него является целью, с которой будете читать данную главу.

• Изучите все подзаголовки, таблицы, графики и прочие иллюстрации. Это поможет выяснить, с чем связаны основные темы данного текста.

• Прочитайте введение к главе, заключение, а также вопросы в конце главы.

• Прочитайте первое предложение каждого абзаца. Обычно именно в нем формулируется основная мысль, которая затем развивается в рамках абзаца.

• Оцените, что дал вам процесс предварительного чтения: вы уже можете дать ответы на заданные в конце главы вопросы? Достаточно ли знаний получили, чтобы участвовать в обсуждении данного материала в классе?

• Кратко запишите то, что смогли узнать с помощью предварительного чтения.

• Определите, необходимо ли (с учетом изначальных целей, проделанной работы и полученных в результате знаний) более детальное изучение материала.

В общем и целом, читая каждое слово в учебнике, вы впустую тратите огромное количество времени. Хорошо развитый навык чтения помогает определить, что действительно необходимо прочитать внимательно, вникая в суть, а что можно пропустить. Если цель – просто найти нужную информацию, с помощью простого просмотра текста вы сэкономите массу усилий и времени. И даже в том случае, когда от вас требуется более глубокое знакомство со всем материалом, благодаря предварительному чтению в голове сложится и закрепится схема, которая значительно упростит, ускорит и сделает более осмысленным процесс «полного» чтения.

Научившись правильно просматривать и сканировать текст учебника, вы также обретете способность лучше понимать то, что хотел сказать автор.

Слова-подсказки

Заголовки, подзаголовки, первое предложение абзаца и прочие палочки-выручалочки от автора помогут быстро понять, о чем идет речь в данной главе. А научившись обращать внимание на определенные слова, вы сможете сразу находить в тексте наиболее важные моменты и не тратить время на незначительные детали. Чтобы процесс чтения был быстрым и эффективным, вы должны уметь вовремя ускоряться, замедлять и, при необходимости, останавливаться, концентрироваться и вникать в суть.

Встретив в тексте «точно также», «кроме того», «более того» или «помимо этого», вы можете быть уверены, что никакой новой информации за ними не последует. Так что если вы уже разобрались в том, что имел в виду автор, смело пропускайте эти предложения.

А вот слова «с другой стороны», «тем не менее», «однако», «в то же время», «но» и тому подобные сигнализируют о наличии дополнительной информации, проливающей новый свет на сказанное выше. Замедлите свой темп и прочитайте внимательно.

Наконец, всегда высматривайте в тексте такие замечательные слова, как «таким образом», «в заключение», «следовательно», «соответственно» и «можно сделать выводы». Они станут спасением, когда необходимо срочно узнать основные идеи данной главы, а времени на ее чтение совсем нет. После таких слов обычно следует краткое резюме всего, написанного ранее. Подобный неожиданный подарок в виде небольшого и емкого заключения значительно облегчит чтение – и уменьшит нагрузку.

Вернемся к деталям

Если в вашем случае все же требуется более тщательное знакомство с материалом, вернитесь к самому началу и приступайте, читая за раз только один кусок текста (например, главу, раздел). Не забывайте задавать себе определенные вопросы по ходу чтения, чтобы убедиться, что понимаете написанное и действительно вникаете в суть:

1. О ком идет речь? Абзац описывает жизнь и деятельность какого-либо человека или группы людей. Первое предложение даст ответ на данный вопрос.

2. Когда это было? Абзац посвящен датам, а первое предложение может начинаться со слова «когда».

3. Где? Абзац связан с каким-либо конкретным местом. Ответ на вопрос обычно содержится в первом предложении.

4. Почему это произошло? Здесь речь идет о причинах и предпосылках. В первом предложении абзаца вы найдете информацию о том, почему сказанное верно, или почему некое событие имело место.

5. Как? Абзац раскрывает принцип работы какого-то механизма или описывает способы, с помощью которых можно получить какой-то результат. Ответ на вопрос «как» содержится в первом предложении.

Прежде чем перейти к новой главе или разделу, выполните следующие упражнения:

• Выпишите все ключевые термины, необходимые для понимания прочитанного материала, и их определения.

• Запишите вопросы, ответы на которые, по вашему мнению, кратко резюмируют содержание данного текста, и затем ответьте на них.

• Запишите все вопросы, возникшие при чтении, на которые вы не знаете ответов, и обязательно задайте их своим коллегам-студентам, преподавателю или прибегните к помощи дополнительной литературы.

• Несмотря на то что вы не смогли дать ответы на все вопросы, возвращайтесь к тексту. Продолжайте работу шаг за шагом, выполняя данные мной инструкции, пока не прочитаете все, что задано.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.