Где же я мог это раньше видеть?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Узнавание – это способность, увидев новый материал, распознать, к чему он относится и каково его значение. Ключ к узнаванию в напоминании: кажется, что раньше вы уже где-то встречали данную информацию, она ассоциируется с какими-либо данными и обстоятельствами, вам вспоминается контекст, в который она может быть логически вписана.

Если когда-нибудь приходилось завидовать кажущейся магической способности вашего друга не задумываясь вспоминать телефонные номера, даты и другие данные, следует знать, что подобный навык является результатом постоянной практики, а не талантом или даром свыше.

Почему мы забываем

Внимательно рассмотрев элементы, лежащие в основе хороших навыков памяти, вы сможете понять, как работает механизм забывания. Корнем слабой памяти чаще всего является следующее:

• Мы не сделали информацию, которую пытаемся запомнить, значимой для себя.

• Мы не усвоили предыдущий материал.

• Мы не поняли, что именно необходимо запомнить.

• Мы не хотим запоминать.

• Мы позволяем лени и скуке влиять на процесс своего обучения.

• У нас отсутствуют устоявшиеся учебные привычки.

• Мы неорганизованны и неэффективно используем отведенное на занятия время.

• Мы не применяем полученные знания на практике.

Секреты памяти

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам запомнить больше из прочитанного:

• Откладывается в памяти лишь то, что мы понимаем. Вникнув в смысл написанного, мы запускаем механизм запоминания. Чтобы проверить, удалось ли запомнить ту или иную информацию, воспроизведите ее по памяти своими словами. Сможете ли вы рассказать основную мысль автора? Не понимая, о чем написано в тексте, вы не сможете определить, что стоит запоминать, а что нет.

• Запоминается то, что вы считаете важным для запоминания. Если не хочется учить что-либо наизусть или кажется, что попросту не сможете это выучить – вы действительно не сможете! Эффективное запоминание невозможно без вашего желания и веры в свои способности.

• Чтобы поместить информацию в долговременную память, мало просто выполнить задание. Вы должны тщательно изучить материал, что включает предварительное и последующее аналитическое чтение, а затем повторить его несколько раз.

• Структурированная определенным образом информация запоминается лучше, чем случайная. Например, какой телефонный номер запомнить легче – 538–62–84 или 678–12–34?

Распознав схему в последовательности цифр второго телефонного номера, вы потратите гораздо меньше усилий на его запоминание, чем на запоминание первого. Развивайте способность видеть структуру, существующую связь между элементами, и воспроизводите ее, когда вспоминаете соответствующую информацию. Создайте систему, которая поможет в этом.

• Очень помогают запоминать новые данные ассоциации с тем, что вы уже знаете. Связывая в уме знакомую и незнакомую информацию определенным образом, вы создаете контекст, благодаря которому будет легче ее вспомнить.

 

Три типа памяти

Существуют зрительный, вербальный и моторный типы памяти, каждый из которых может быть развит хорошо или слабо вне зависимости от других типов; при этом лишь первые два вида памяти – зрительная и вербальная – имеют непосредственное отношение к нашему мозгу. Разумеется, это весьма упрощенная классификация. Современные исследователи выделяют около сотни различных направлений ежедневной работы памяти. В каждом из этих процессов встречаются ошибки, и каждый требует собственной стратегии развития! Мне жаль вас огорчать, однако тот факт, что вы научились без труда запоминать стозначные числа (см. конец главы), вовсе не означает, что теперь всегда будете помнить, куда положили свои очки.

Тренировка визуальной памяти дается большинству людей легче всего. Именно поэтому многие техники по улучшению памяти включают создание зрительных образов.

Для улучшения вербальной памяти мы учим стихи, песни, выполняем упражнения с перестановкой букв и прочими мнемотехническими приемами.

Не стоит также недооценивать важность кинестетической (моторной) памяти. Полагаю, спортсмены и танцоры согласятся с тем, что наше тело – мускулы, суставы и сухожилия – словно обладает собственной памятью. Не станут спорить с этим и те, чьи пальцы помнят телефонный номер, который регулярно набирали.

В следующий раз, когда придется запоминать какой-нибудь список, читайте вслух каждую строку и одновременно двигайте какой-либо частью тела. Если вы занимаетесь, например, степом, можете попробовать танцевать, пересказывая при этом лекцию по истории. Игрок в бейсбол может попробовать проассоциировать со своим броском каждый пункт из списка, который должен выучить. Впрочем, подойдут и произвольные движения.

Скажем, вам нужно запомнить перечень стран. Придумайте особое движение для каждой из них. Громко произнесите «Ботсвана», при этом подняв вверх правую руку. Сказали «Зимбабве» – поверните голову вправо, «Лесото» – согните колено, «Буркино-Фасо» – поднимите вверх левую руку. Выставите ногу вперед и произнесите «Малави», тряхните волосами и скажите «Маврикий». Коснитесь большого пальца правой ноги, восклицая «Киргизия», затем проделайте то же самое с левой ногой и Казахстаном. Пусть Таджикистан отныне ассоциируется у вас с движением правым мизинцем, а Туркменистан – с левым. Когда вам понадобится вспомнить список этих стран, просто начните двигаться! Со стороны это, возможно, будет выглядеть странно, особенно если проделывать движения вы начнете прямо во время урока географии. Впрочем, если это работает, какая разница, кто и что подумает?

Таким образом, с помощью моторной памяти вы как бы дублируете информацию, уже занесенную в мозг. Если вдруг что-то пропадет из памяти, можете не сомневаться, тело «подстрахует» мозг.

В начале этой главы я рассказывал о необходимости маркировать информацию, которую мы хотим запомнить, чтобы впоследствии было проще извлечь ее из долговременной памяти.

Метод последовательных ассоциаций является одним из способов маркирования данных до их попадания в память. То есть наиболее эффективно запоминать, скажем, даты, соотнося их с определенными событиями, а термины и любые последовательности объектов – в паре с определениями или другими объектами, которые с ними ассоциируются.

В основе метода последовательных ассоциаций лежит тот факт, что лучше всего новая информация запоминается в связи с уже известной. При этом ассоциации подчас бывают весьма нетривиальными, однако чем необычнее связь, тем лучше сработает память.

Каждый охотник желает знать

Одним из самых простых способов применения последовательных ассоциаций являются мнемонические фразы для запоминания определенных последовательностей. Всем знакома фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», в которой первая буква каждого слова соответствует первой букве цвета: К – красный, О – оранжевый, Ж – желтый, З – зеленый, Г – голубой, С – синий, Ф – фиолетовый, а сами слова идут в порядке расположения этих цветов в спектре радуги. По тому же принципу построена фраза «Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пленку» для запоминания падежей русского языка (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного).

Впрочем, не для всякой последовательности легко подобрать столь простую «запоминалку», как, скажем, фраза «Медвежонок Ветчину Закусил Малиной Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный» для запоминания планет Солнечной системы: Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона (последний, правда, в настоящий момент к планетам больше не относят). К примеру, можно попробовать выучить последовательность знаков Зодиака – Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, – с помощью фразы «ОТоБРаЛ ДВе СоСКи ВоР», в которой заглавные буквы соответствуют начальной букве знака Зодиака, а строчные следует воспринимать как вспомогательные. Однако, увидев ее, вы, вероятно, усомнились в том, что подобное сложное предложение со смешанным регистром способно существенно облегчить задачу. Не проще ли будет просто выучить сами знаки Зодиака?

На самом деле, нет. Во-первых, запоминать историю о ворюге, почему-то забравшем себе соски, гораздо веселее. Как мы вскоре увидим, создание подобных ментальных образов является мощным инструментом, с помощью которого сможете запомнить практически все, что пожелаете. Во-вторых, благодаря наличию во фразе строчных и заглавных букв у нас получается еще одна визуальная картинка, графическая. Попробуйте сами! Засеките время и узнайте, как долго будете запоминать эту фразу, а как долго – саму последовательность знаков Зодиака.

Помните: Любой набор слов, любые предложения подходят на роль мнемонических фраз в том случае, если они помогают вам запоминать информацию. К примеру, последовательность цветов в спектре можно выучить еще благодаря таким вот «запоминалкам»:

Крот Овце Жирафу Зайке Голубые Сшил Фуфайки

Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь

Наверняка после прочтения этих строк в вашей голове родились хоть и дурацкие, но весьма «прилипчивые» образы.

Тем не менее существуют определенные ограничения относительно применения данного метода. Если сами слова (например, цвета спектра или падежи) вам не знакомы, «запоминалки» их последовательностей вряд ли окажутся полезны. Всем студентам-медикам наверняка знакома фраза «Я обонял, я зрил, я глазом двигал, я блок тройничным разом отводил, лицом, и слухом, и языкоглоткой, блуждая, шел добавочной походкой, под языком все нервы находил» для запоминания двенадцати черепно-мозговых нервов: обонятельного, зрительного, двигательного, блокового, тройничного, отводящего, лицевого, преддверно-улиткового, языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного. Слово «слухом» из данного предложения напомнит вам о преддверно-улитковом нерве лишь в том случае, если по каким-то причинам вы уже довольно долгое время изучаете этот список.

Давайте составим еще на несколько «запоминалок» – к примеру, для наверняка знакомых некоторым моим читателям названий двенадцати месяцев на иврите: тишрей (сентябрь), хешван (октябрь), кислев (ноябрь), тевет (декабрь), шват (январь), адар (февраль), нисан (март), ияр (апрель), сиван (май), таммуз (июнь), ав (июль), элул (август):


Тиш, Рейган приезжал в сентябре.
Ешь, Вань, больше фруктов в октябре.
У наших кис, Лев, в ноябре котята будут.
В декабре поедем в Тибет.
Сват приедет в январе.
А дар этот я в феврале получил.
Ни сани в марте готовят, а телегу.
И ярко все цветет в апреле.
Озеро Севан в мае холодное.
Та музыка звучала весь июнь.
А в июле очень жарко.
Элу любовь застигла в августе.

Помните, ваша задача не просто выучить эти предложения, а превратить выделенные курсивом слова в маркеры-активаторы памяти. Вы должны ярко представить себе эти картинки – декабрьскую поездку в Тибет, озеро Севан, Элу, которая в августе влюбилась. Сделайте каждую из них особенной, запоминающейся. Может быть, у Вани веснушки, как у вашего брата? Или дома у вас живут те самые ноябрьские котята. Фантазируйте, воображайте все, что угодно, все, благодаря чему нужная картинка при необходимости мгновенно всплывет в вашем сознании.

Теперь попробуйте сами придумать мнемоническую историю для запоминания непростого списка имен древних британских королей: Октавий, Константин, Фульгений, Элиуд, Редон, Элдол, Хели, Луд, Пенессил, Архмаил, Пир, Брут Троянский, Маддан, Гуд Гудибрас, Горбодок, Поррекс, Даний, Ингений, Кретик, Кадван, Вортимер.

Засеките время, которое вы потратите. Когда на составление яркой, запоминающейся (не на один день, а подольше) истории и заучивание с ее помощью подобного списка у вас будет уходить в общей сложности пять минут, сможете считать владение методом мнемонических фраз совершенным.

Вот вам еще четыре списка. Попрактикуйтесь.

Сыры: самсё, кабош, страчателла, красный виндзор, эсром, вашрен-мон-дор, бофор, проволоне, сапсаго, гауда, пуле, маасдам, бларни, мисост, таледжио.

Суда: дрейк, саик, авианосец, ялик, акат, байдара, бригантина, каракка, плоскодонка, боули, шлюпка, прам, бударка, галиот, доггер, гексера, проа, прам, каяк.

Экзотические фрукты и овощи: янгмей, дуриан, манион, карела, салак, луффи, черимойя, памело, джаботикаба, самфир, дуля, гай лан, сантол, лангсат, атемойя, роллиния, папайя, канистель, каламанси.

Танцы: матчиш, кадриль, зук, сальтарелло, эстампи, полонез, бергамаска, кетьяк, мореска, турдион, казачок, джуба, кизомба, самба, форро, гальярда, чардаш, бурре, матачин.

Не обязательно знать значения слов, которые пытаетесь запомнить, или правильные ударения в них (а вот правописание запомнить стоит, так как для составления мнемонических фраз вам может пригодиться порядок букв). Чтобы создать «запоминалку» на основе ассоциаций, руководствуйтесь следующим:

• Сюжет должен быть настолько невероятным, насколько хватит вашей фантазии.

• Не стоит просто описывать героев. Пусть они совершают какие-нибудь действия – чем «чудесатее», тем лучше.

• Придуманный вами сюжет должен вызвать яркую эмоциональную реакцию – радость, гнев, боль, все, что угодно.

• В детском саду и в начальных классах новая информация часто преподносится с помощью рифмованных строк. Почему бы и вам не воспользоваться этим приемом?

Вспомните, наверняка на уроке геометрии учитель не раз говорил: «Биссектриса – это крыса, бегает по углам, делит угол пополам», благодаря чему вы без труда запомнили название луча, исходящего из вершины угла и делящего его на два равных угла.

 














Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.