Мнемотехника для запоминания чисел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

До сих пор мы имели дело с миром слов, богатым и одновременно довольно простым для нашей памяти, так как всегда можно найти связь любого слова с какой-то конкретной вещью. В свою очередь, вещи можно видеть, трогать, слышать, нюхать, соответственно, в каждой заключено множество ассоциаций, за счет которых слово закрепляется в нашей памяти.

А вот число – это отвлеченное понятие. Вне контекста его очень непросто запомнить. Большинству людей не удастся вспомнить телефонный номер, который они слышали всего раз, если он не связан с какими-либо эмоциями, переживаниями или яркими образами. Ведь по сути телефонный номер представляет собой последовательность чисел, абсолютно не связанных ни друг с другом, ни с вами.

Из сказанного выше логически следует, что «трюк», с помощью которого числа смогут надолго остаться в памяти, заключается в создании ассоциаций. Но как их создать? Ведь числа – сплошная абстракция. Это все равно что запоминать цвета безотносительно к предметам, которые они могли бы характеризовать.

Подружитесь с числами

Чисел бесконечное множество, однако наша система счисления еще удобнее и проще в освоении, чем алфавит. В нее входит десять цифр, с которыми все вы, разумеется, знакомы: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Популярная мнемотехника для запоминания чисел заключается в превращении этих чисел в последовательность букв или других символов, представляющих звуки, с помощью специальной системы. Первенство в создании данного метода принадлежит Гарри Лорейну, автору множества книг о памяти. Он предложил связать каждую из десяти арабских цифр с определенным звуком или символом, обозначающим группу звуков.

Вот как работает эта гениальная простая схема:

1 = Т, Д

2 = Н

3 = З, С

4 = Ч

5 = Л

6 = Б, П

7 = К, Г

8 = В, Ф

9 = Р

0 = Х

Возможно, сейчас вы задаетесь вопросом, какой во всем этом смысл и как вообще можно запомнить и применять данную систему. Да, на первый взгляд она кажется бессмысленной, но, поверьте мне, в ней заключена потрясающая логика.

Цифра «один» представляет собой одну вертикальную черту – такую же, как в букве «Т». «Д» составляет пару звуку «Т» и произносится также (путем касания зубов кончиком языка), так что он может служить заменой «Т».

«Н» обозначает цифру «два», так как имеет две вертикальные черты.

С цифрой «три» все очень просто, ее не отличить от буквы «З». Ну а к «З» мы, разумеется, добавляем ее парный глухой шипящий – «С».

Цифра «четыре» представлена внешне напоминающей ее буквой «Ч». Обратите внимание, что самый главный, доминирующий звук слова «четыре» – «чччччч-» в его начале.

Римляне писали цифру «пять» как «V» – перевернутую «Л». Кроме того, если вы выставите вперед ладонь, как будто показывая, что сейчас 5 часов, ваш большой и указательный пальцы сложатся в латинскую букву «L».

Цифра «шесть» внешне похожа на заглавную букву «Б». Соответственно, и ее парный звук, тоже образуемый губами («П»), может представлять эту цифру.

Сложите две семерки вместе по углу. Что получается? Правильно, буква «К». А заменой «К» служит ее парный заднеязычный «Г», напоминающий цифру «семь», которую повернули на 180°.

Цифра «восемь» внешне напоминает букву «В»; парный звук «В» – «Ф» (тоже, к слову, похожий на восьмерку, положенную на бок) может служить ее заменой.

Буква «Р» обозначает девятку, потому что похожа на отражение этой цифры в зеркале.

Наконец, ноль представлен с помощью буквы «Х» – символа, соответствующего также римской цифре 10 и крестику во всем знакомой игре «крестики-нолики».

Лорейн отмечает, что в мнемоническом алфавите для запоминания чисел важны не сами буквы, а звуки, которые они обозначают. Потому мы не использовали буквы, не имеющие звукового значения (вроде «Ь» и «Ъ»), и не обозначали одну цифру парой букв (скажем, «ТТ»), ведь произноситься они будут с помощью одного звука.

Обратили ли вы внимание на то, что все буквы в получившемся алфавите согласные? Это сделано специально для того, чтобы в их последовательность вы могли подставить любые гласные и таким образом получать разные значимые, запоминающиеся слова. Скажем, число 85 может обозначаться словом «ВоЛ». А телефонный номер замечательного человека, с которым вы сегодня случайно столкнулись в университете и которого очень хотели бы увидеть снова, может быть «отличный парень» или 154–26–92 (ТЛЧНПРН).

А как насчет того, чтобы запомнить шесть цифр числа «пи» после запятой? Можете, конечно, сто раз повторить 3,141592 – или просто выучить фразу «ЗаДаЧа ДЛя РоНа». Благодаря этой методике вы можете запомнить номер своего паспорта (скажем, 6369 123157) – он же «ПаСПоРТНый СТоЛиК».

Попробуем числа побольше? Как запомнить 20-, 30- и даже 50-значные числа, не особенно напрягаясь? Составьте длинное предложение или даже небольшой рассказ. Например, если вам необходимо запомнить число 28479675650931731920012 – а в нем двадцать три цифры! – разбейте его на фрагменты покороче и затем нарисуйте себе картинку для каждого из них:

2847967 может значить «НоВиЧоК РыБаК», и вы представете себе молодого парня в тельняшке и с удочкой.

56509317 продолжает историю: «ЛюБиЛ ХоРиСТКу».

А о том, какой была возлюбленная рыбака, нам рассказывает 31920012 – «СТРойНую ХоХоТуНью».

Сможете запомнить 50-значное число с помощью четырех-пяти «картинок»? Потренируйтесь, и вы увидите, насколько это просто.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.