4 семестр:
Цель: знать теоретические подходы к проблеме личности, классические типологии личности, факторы формировании и развития личности. Владеть основными понятиями темы: человек, индивид, личность, индивидуальность. Знать методы изучения личности.
Знать основных авторов и основополагающие работы.
- Словарный диктант.
-ассоциации-активность-индивид-индивидуальность-когнитивный диссонанс
-конформность-личностный смысл-межличностные взаимоотношения-мировоззрение
-направленность-проекция-ролевая теория-социализация-установка-эмпатия-ценностные ориентации
- По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности. Проанализируйте роль активности личности.
- Психологи разных направлений по-разному понимают источники активности личности. Раскройте, в чем заключается фрейдистское. Неофрейдистское и современное понимание источников активности личности.
- Раскройте основные положения гуманистической психологии.
- Психоанализ - одно из ведущих направлений зарубежной психологии. Какое влияние оказали основные положения этого учения на развитие отечественной психологии.
- Структура личности по Платонову и Ковалеву.
- Назвать основные периоды в развитии личности.
- Б.Г. Ананьев, его подход к изучению человека.
- Факторы развития личности.
- Перечислить основные типологии развития личности.
- Основные принципы отечественных теорий личности.
- Назвать методы изучения личности.
- Место категории личности в психологии.
- Роль биологического и социального в развитии личности.
- Функции ценностных ориентаций.
- Структура направленности личности.
- Виды ценностей.
- Виды направленности
- Назвать авторов основных концепций, изучающих индивидуальность.
- В чем проявляются основные особенности индивидуальности.
- Составляющие индивидуальности и факторы развития.
- Кризисы человека по Эриксону.
Часть V .
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзаменам
(для студентов дневного и заочного отделения)
Семестр.
- Общее представление о психологии как науке.
- Предмет психологии, ее объект. Особенности психологии.
- Житейская и научная психология. Различия между ними.
- Современная психология, ее место в системе наук.
- Стрктура и отрасли современной психологии.
- Задачи психологии, ее принципы.
- Классификация психических явлений.
- Методология, научные парадигмы исследования.
- Этапы психологического следования.
- Классификация методов исследования.
- Основные объективные методы.
- Основные субъективные методы.
- Методы психотерапии.
- Методологический подход к изучению человека (по Б.Г.Ананьеву).
- Основные этапы развития представлений о предмете психология.
- Психология как наука о душе.
- Психология как наука о сознании.
- Психология как наука о поведении.
- Понятие о психике, ее основные свойства.
- Возникновение и развитие психики в филогенезе.
- Стадии и уровни развития психики животных по концепции Леонтьева-Фабри.
- Отличие психики человека и животных.
- Сознание. Основные характеристики сознания. Условия возникновения.
- Л.С.Выготский о ВПФ.
- Структура сознания.
- Уровни поведения животных.
- Особенности психики животных.
- Развитие психики человека. Основные этапы.
- Характеристика стадий новорожденного и младенческого возраста.
- Преддошкольный и дошкольный возраст, характеристика.
- Младший школьный, подростковый возраст, характеристика.
- Акмеологический период, особенности возраста.
- Психофизиологическая проблема в психологии.
- Психические процессы. Характеристика.
- Психические состояния.
- Психические свойства.
2семестр
- Ощущение, основные характеристики.
- Физиологический механизм ощущений.
- Основные классификации ощущений.
- Систематическая классификация ощущений по Шеррингтону.
- Основные свойства ощущений.
- Абсолютная чувствительность, абсолютный порог ощущений.
- Чувствительность к различию. Порог различений.
- Характеристика основных видов ощущений.
- Восприятие, общая характеристика данного процесса.
- Основные свойства восприятия.
- Классификация видов восприятия.
- Индивидуальные различия в восприятии, типы этих различий.
- Предмет и фон в восприятии.
- Восприятие пространства, времени, движения.
- Представление, как психический процесс.
- Основные характеристики представлений. Виды представлений.
- Характеристика памяти как психического процесса.
- Основные теории исследования памяти.
- Классификация основных видов памяти.
- Основные процессы памяти, их характеристика.
- Запоминание, виды запоминания.
- Сохранение, воспроизведение, узнавание, как процессы памяти.
- Забывание, формы забывания. Явление реминисценции.
- Индивидуальные особенности памяти.
- Основные нарушения памяти.
- Общая характеристика воображения.
- Классификация основных видов воображения.
- Основные этапы формирования воображаемых образов.
- Развитие воображения. Индивидуальные особенности воображения.
- Роль воображения в творчестве.
- Психологическая характеристика деятельности.
- Виды деятельности. Характеристика.
- Структура деятельности, характеристика.
- Внутренняя деятельность, отличие от внешней деятельности.
- Неосознаваемые психические процессы. Классификация.
- Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
- Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Надсознательные процессы.
Семестр.
- Мышление. Основные характеристики мышления.
- Классификация видов мышления, их характеристика.
- Основные формы мышления.
- Понятие об интеллекте, исследования интеллекта.
- Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.
- Основные виды умственных операций.
- Решение сложных мыслительных задач.
- Творческое мышление, особенности.
- Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.
- Основные расстройства мышления.
- Общая характеристика речи.
- Развитие речи в филогенезе.
- Теоретические проблемы изучения речи.
- Основные функции речи.
- 15.В иды речи, характеристика.
- Основные этапы формирования речи.
- Внимание, его основные характеристики.
- Классификация теорий внимания по Н.Н.Ланге.
- Моторная теория внимания Т. Рибо.
- Основные виды внимания, их характеристика.
- 21. Основные свойства внимания.
- Мнимая и подлинная рассеянность.
- Основные этапы развития внимания.
- Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Функции воли.
- 25. Психологический механизм воли.
- 26. Характеристика волевого поведения.
- 27. Основные психологические теории воли.
- 28. Волевые качества личности.
- Основные этапы развития воли.
- Нарушения воли. Апраксия. Абулия.
- Виды эмоций их характеристика.
- Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».
- Высшие чувства человека.
- Настроение как вид эмоционального состояния, характеристика.
- Функции эмоций.
- Особенности аффекта как эмоционального состояния.
Семестр (итоговый экзамен)
- Общее представление о психологии как науке.
- Историческое преобразование взглядов на предмет психологии.
- Предмет, задачи современной психологии. Связь с другими науками.
- Отрасли современной психологии, их краткая характеристика.
- Методы психологии, их классификация.
- Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики.
- Этапы формирования психики в филогенезе.
- Сознание человека, его сущность.
- Л.С. Выготский о ВПФ.
- Общая характеристика внимания. Виды внимания.
- Основные свойства внимания. Формирование и развитие внимания.
- Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений. Виды ощущений.
- Основные свойства ощущений. Пороги чувствительности.
- Общие закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии. Основные свойства.
- Виды восприятия и их характеристика.
- Память. Виды памяти.
- Основные процессы памяти.
- Проблемы механизмов памяти, концепции.
- Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления.
- Виды мышления. Характеристика. Этапы развития. Формы мышления.
- Творческое мышление. Индивидуальные особенности мышления. Интеллект.
- Воображение. Виды. Методы изучения.
- Механизмы воображения. Развитие воображения.
- Речь и язык. Функции речи. Свойства речи.
- Гуманистические теории личности.
- «Я-концепции» и ее роль в регуляции личности.
- Основные теории личности в отечественной психологии.
- Виды речи. Теории речи.
- Характеристика эмоций и чувств. Экспериментальные исследования эмоций.
- Высшие чувства. Классификация эмоций.
- Психические состояния, характеристика.
- Эмоциональные состояния, характеристика.
- Понятие о воле. Структура волевого поведения.
- Волевые качества личности, их формирование.
- Общее понятие о личности.
- Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.
- Условия развития личности. Этапы.
- Сущность темперамента. Современное представление о природе темперамента.
- Основные свойства темперамента. Характеристика типов темперамента.
- Понятие о характере. Структура характера.
- Проблема типологии характера. Возможности опросников. Акцентуации.
- 43.Теоретические подходы к проблеме способностей.
- Общие и специальные способности. Роль задатков в их развитии.
- Потребности. Основные теории. Виды потребностей.
- Мотив и мотивация. Виды мотивов.
- Понятие «направленность» личности. Методики изучения.
- Психология индивидуальности.
- Психологическая защита, ее функции.
- Самосознание, структура. Самооценка и уровень притязаний.
- Понятие теории, функции и основные компоненты.
- Основные теории личности. Психоанализ З. Фрейда.
- Деятельность. Виды деятельности. Характеристика.
- Общение. Функции общения.
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
(для студентов дневного и заочного отделения сокращенного срока обучения)
- Психология как наука. Предмет психологии.
- Классификация психических явлений.
- Методы психологических исследований.
- Методологический подход к изучению человека (Б.Г. Ананьев).
- Психологическая наука на современном этапе. Связь с другими науками.
- Психика, ее основные свойства. Основные этапы развития психики.
- Особенности психики животных. Уровни поведения животных.
- Общее понятие о деятельности. Структура деятельности. Виды деятельности.
- Сознание. Основные характеристики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания.
- Ощущение. Основная классификация по Шеррингтону.
- Основные свойства ощущений. Абсолютная и относительная чувствительность.
- Восприятие. Основные характеристики. Классификация восприятия.
- Свойства и закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
- Память. Структура памяти.
- Виды памяти. Характеристика.
- Проблемы механизмов памяти. Концепции.
- Воображение. Виды воображения.
- Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
- Роль воображения в творчестве. Индивидуальные особенности воображения.
- Основные нарушения памяти. Индивидуальные особенности памяти.
- Житейская и научная психология. Различия между ними.
- Восприятие пространства, времени и движения.
- Задачи психологии Принципы психологии.
- Основные этапы психологического исследования.
- Основные этапы развития предмета психологии.
- Психология как наука о душе.
- Психология как наука о сознании.
- Бихевиоризм как наука о поведении.
Часть VI .
Примерный перечень тем контрольных работ
(для студентов заочного отделения)
1 Семестр:
1.Психология как наука. Этапы развития психологии.
2.Развитие психики в процессе эволюции организмов.
3.Организация психологического исследования. Основные методы психологического исследования.
4.Строение, задачи и методы современной психологии.
5.Психика и сознание. Структура сознания, его психологические характеристики.
6.Резервы человеческой психики.
7. Развитие личности и мировоззрение ребенка.
8.Психология формирования деятельности. Структура деятельности.
9. Исследования неосознаваемых процессов З.Фрейда. Теория бессознательного.
10.Проективные методы исследования личности.
11.Психология философия: проблемы их взаимодействия.
12.Развитие сознания человека в материалистических ориентированных философских и психологических исследованиях.
13.Природа психического. Психофизиологическая проблема в психологии.
14.Элементарное мышление животных.
15. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций.
2 Семестр:
1.Значение ощущений в жизни человека и их происхождение.
2. Специфика ощущения и восприятия, их сходство и различие.
3.Восприятие формы. Иллюзии. Введение в зрительное восприятие.
4.Способности восприятия.
5.Законы и загадки зрительного восприятия.
6.Воображение и индивидуальное творчество художника.
7. Использование воображения в психотерапевтических целях.
8.Воображение и проективные личностные тесты.
9.Методы изучения и развитие воображения.
10.Мненмические способности.
11. Проблемы психологии памяти.
12. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
13. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.
14.Индивидуальные различия памяти у людей.
15.Законы памяти и факты из ее исследований.
3 Семестр:
1.Проблемы и пути развития творческого мышления.
2.Индивидуальные особенности мышления.
3.Коммуникативная речь у животных.
4.Речь как средство общения.
5. Внутренняя речь и ее особенности.
6.Отличие речи человека как средства общения от речи животных.
7. Особенности мышления ребенка.
8.Продуктивное мышление как основа обучаемости.
9.Формирование гибкости мышления у дошкольников.
10.Этапы развития внимания у детей.
11.Механизмы развития внимания.
12.Структура и специфика волевого поведения.
13.Психологическое исследование воли и произвольности.
14.Специфика развития и воспитания воли.
15.Понятие воли в психологии. Структура волевого поведения.