Тема: Формирование и развитие мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Понимать специфику развития мышления. Уметь на основе знания теории дать консультацию по развитию мышления. Знать методики диагностики мышления.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Индивидуально-личностные характеристики мышления (самостоятельность, гибкость, быстрота).

2. Пути и средства развития мышления (творческого, понятийного, рефлексии, качеств ума).

3. Специфика диагностики мышления и умственных способностей.

 

Литература:

1. Авдеев В. Общие умственные способности. Психотехнологии решения проблемных ситуаций. М., 1999.

2. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. Психология развития как феномен культуры. М-В., 1996. с.47.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Психология как объективная наука. М-В., 1998. с. 272.

4. Гуревич К.М. Некоторые вопросы методик диагностики умственного развития. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1999. с.343.

5. Дружинин В.Н. Интеллект. Психология общих способностей. Спб., 1999. с.110.

6. Дьюи Д. Воспитание мышления (Понятия, рефлексия). Психология и педагогика мышления. М., 1999. с.125.

7. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников. // Вопросы психологии. №5. 1999.

8. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

9. Леонтьева А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности. Проблемы развития психики. МГУ 1972.

10. Овчинникова Т.Н. Мышление ребенка. Екатеринбург, 2000.

11. Шадриков В.Д. Способности мышления. Способности человека. М., 1998.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Разработать рекомендации по выбору профессии для людей, обладающих различными видами мышления. Конспекты
2. Подготовить краткую консультацию по теме «Формирование и развитие мышления» Консультация
3. Выполнить анализ особенностей своего мышления.  

 

План занятия:

1.Выступление в роли психолога-консультанта по теме: «Развитие мышления».

2 .Обзор литературы по проблеме диагностики и развития мышления.

 

 

Семинар № 15

Тема: Воображение

Цель: Уметь определять сущность воображения, его виды, роль в жизни человека. Знать основные функции воображения, связь воображения и творчества, связь воображения с органическими процессами. Иметь представления о методах изучения воображения. Уметь дать рекомендации по развитию воображения. Владеть понятиями темы: агглютинация, акцентирование, творчество, мечта и др.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Дать характеристику воображения как психического процесс.

2.Роль воображения в жизни человека.

3.Виды воображения, их классификация.

4.Этапы и механизмы формирования воображаемых образов.

5.Индивидуальные особенности воображения.

6.Роль воображения в решении творческих задач.

Литература:

1. Брушлинский А.В. Воображение и познание. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. с.365.

2. Гримак Л.П. Наука творчества. Резервы человеческой психики. М., 1997.

3. Пономарев Я.А. Психология творения. М., 1999. с. 305.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т.2, М., 1998. с.377.

5. Шадриков В.Д. Способности воображения. Способности человека. М., 1998. с.23.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Разработать жизненные ситуации, позволяющие актуализировать различные виды воображения. 2. Описать воображение людей с заданными чертами характера(трусость, тревожность, честолюбие, сострадательность, мстительность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций. Выписки
2. Подготовить краткий анализ исследований Выписки, конспект
3. Подготовить краткую консультацию на тему: «Развитие воображения», либо «Приемы развития воображения» Схема-план консультации

 

Семинар №16

Тема: Речь

Цель: Знать сущность речи, функции речи, виды речи. Понимать физиологические механизмы речи, связь речи с психическими процессами. Знать теории речи и основные концепции ее формирования и развития, специфику развития речи в онтогенезе. Владеть основными понятиями темы: речь, монологическая речь, диалогическая речь, язык и др. Знать методики диагностики речи. Уметь дать рекомендации по развитию речи.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Исторические этапы развития человеческой речи.

2.Дать характеристику речи как средства общения.

3.Теоретические проблемы происхождения речи.

4.Охарактеризуйте виды и функции речи.

5.Основные закономерности развития речи у ребенка.

Литература:

1. Брунер Д. Язык и развитие. Психология познания. М., 1977. с.336-355.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. – т.3. М., 1983 (Развитие речи и мышления: с. 254-373).

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – т.2 М., 1982. (Мышление и речь) с. 5-36.

4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Речь и мышление, язык. Основы психолингвистики. М., 1997. с. 19, 51-77.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. –М., 1990.

6. Петренко В.Ф. Эффективность речевого коммуникативного воздействия. Основы психосемантики. МГУ 1997, с. 305.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Изучить информационный материал к теме, понятия темы. 2. В чем коренное различие речи человека и звуковой сигнализации животных? Карта-информатор
2. Подготовить консультацию по одной из следующих тем: а) Проблема публичного выступления (развитие речевых способностей); б) Детская речь и ее развитие; в) Речь и мышление Конспект

 

 

Семинар №17

Тема Эмоции и чувства

Цель: Знать сущность и специфику эмоций и чувств, понимать значение эмоций и их функции. Знать физиологические механизмы эмоций, классификации эмоций и чувств, основные теоретические подходы к их изучению.

Владеть основными понятиями темы: стенические и астенические чувства, аффект, Амбивалентность, стресс, страсть, эмоция, чувства, настроение и др. Знать методы диагностики эмоциональной сферы личности.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Определить соотношение понятий «эмоции» и «чувства».

2.Основные характеристики и виды эмоций.

3. Характеристика высших чувств человека.

4.Основные теории исследования эмоций.

5.Основные функции эмоций.

 

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении, взгляд на себя и других. М., 1996.

2. Васильев В.В. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. // Психологический журнал №4 – 1998.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М., 1984.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

5. Внутреняя регуляция деятельности. Психология эмоций. Общая психология/ сб. текстов ред. Петухов В.В. М., 1998.

6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

7. Изард К.Е. психология эмоций. Спб., 1999. с. 10-101.

8. Ланге Н.Н. Чувства и эмоции. Психический мир. М., 1997. с. 257.

9. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1976.

10. Лук А.Н. эмоции и чувства. М., 1972.

11. Симонов П.В. Потребностно - мотивационная теория эмоций. // Вопросы психологии. №6 1982.

12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону, 1999.

13. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М-В, 1998.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1.Подготовить список известных вам эмоций и классифицировать их. Выписки.
2. Выполнить конспекты, выписки по вопросам к дискуссии. Выступление
3. Привести примеры и факты, иллюстрирующие функции воздействия эмоций на познавательные процессы, на организм, внешний облик, поведение и речь.  
4. Познакомиться с методами диагностики эмоциональной сферы Выписки названий методик. Опрос на занятии
5.Подготовить рекомендации, направленные: а) на создание и усиление эмоций, б) предотвращение и ослабление эмоций, в) удлинение и укорочение эмоций, г) изменение знака эмоций.   Консультация на занятии

Заполните таблицы:

№1 «Классификация эмоций по силе и длительности»

Виды эмоций Определение Пример
     

 

Занесите в таблицу данные (чувственный тон, настроение, чувство, аффект, страсть).

 

№2 «Высшие чувства»

Виды чувств Определение Пример
     

 

Задание для самостоятельной работы:

1.В чем отличия между эмоциями и чувствами?

2.Представьте ситуации, в которых актуализируются основные чувства :

а) нравственные,

б) интеллектуальные,

в) эстетические,

г) религиозные,

д) национальные.

3.Почему важно развитие высших чувств?

4.Что является источником эмоций? Физиологический механизм.

5. Методики диагностики эмоциональных состояний.

5.Изучить проблему эмоционального выгорания.

 

Семинар №18

Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.