РАЗДЕЛ III. Психология личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примерный план самостоятельной работы по разделу «Личность»

Этапы работы Критерии оценки
1. Определить место психологического явления в ряду других явлений, раскрыть его роль и значение. Точность, глубина
2. Обозначить теоретические подходы к проблеме (историю ее изучения, основные теории, концепции, подходы). Кол-во теорий, точность, умение сравнивать
3. Раскрыть общее содержание понятия (общепринятое определение см. словарь), дать частные авторские определения Качество, количество, знание авторов
4. Показать специфику явления в сравнении с другими (близкими). Например: темперамент и характер Глубина анализа, критерии сравнения
5. Дать психологическую характеристику явления, определить его структурные компоненты, критерии классификаций и типологий. Понимание логики классификации
6. Показать общие закономерности и основные свойства явления Глубина анализа
7. Выделить факторы, влияющие на психические явления Количество, точность
8. Показать индивидуальные особенности (типы) Количество, умение привести примеры
9. Показать специфику развития явления, психологические механизмы формирования (уметь дать рекомендации по развитию) Логичность
10. Выделить методы изучения, указать конкретные авторские методики Количество, точность
11. Понять значение явления для профессиональной деятельности Устанавливать связь теории и практики, решать психологические задачи

 

 

Семинар № 20

Тема: Личность

Цель: Знать теоретические подходы к проблеме личности, структуре личности, классические типологии личности, факторы формирования и развития личности. Владеть основными понятиями темы: человек, индивид, личность, индивидуальность. Знать методы изучения личности. Ориентироваться в литературе по изучаемой теме. Знать основных авторов и основополагающие работы.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность понятия личность в психологии.

2. Основные компоненты структуры личности.

3. Основные типологии личности.

4. Условия развития и формирования личности.

 

Литература:

1. Аверин В.А. Психология личности. Часть 2., М., 1998.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980 т.1 с. 124-178.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М-В., 1996.

4. Асмолов А.Г. Мир личности. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М-В., 1996 с. 426.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М-В., 1997.

6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1998. Гл. 3.

7. Давыдов А.В. О понятии личность в современной психологии. // Психологический журнал. 1988 №4.

8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 с. 159-231.

10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982 гл.4.

11. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1999.

12. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.

13. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Общая теория психического развития в советской психологии. Психология развития человека. М., 2000. с. 94-110, 166-176.

14. Строение личности. Развитие личности. Общая психология сб. текстов ред. Петухов В.В., М., 1999 с. 201-227.

15. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Термины, таблицы
2. На основе изучения литературы сформулировать вопрос либо психологическую задачу для дискуссии по теме. Вопросы, задачи
3. Выполнить анализ литературы по вопросам для обсуждения. Учиться выделять главные мысли, делать выводы, передавать смысл словами Конспекты, выступления
4. Подготовить рекомендации по развитию личности (самостоятельный подбор литературы, имея в виду любые компоненты личности на выбор).  
5. Познакомиться с методами диагностики личности Список методик

 

Рекомендуем выполнить таблицу «Основные свойства личности»

 

Основные свойства Определение Роль в личности Виды, типы, особенности

 

Занесите в таблицу данные о свойствах: темперамента, характер, способности, направленность.

 

План работы на занятии:

Обобщение материала темы по плану к разделу личность.

Обзор изученной литературы по вопросам для обсуждения (задача студентов дополнить и расширить имеющиеся знания).

Вопросы для самоконтроля:

Почему в психологию введено понятие личность? С чем связано наличие большого количества определений личности. Почему не легко стать личностью. Сравните понятия человек, личность, субъект, индивид, индивидуальность.

 

Семинар № 21

Тема: Темперамент

Цель: Уметь определять сущность и структуру темперамента на основе знаний психологических исследований по проблеме. Понимать связь темперамента, характера, индивидуального стиля деятельности. Знать методики диагностики Темперамента. Владеть основными понятиями темы: темперамент, тип темперамента, сила, уравновешенность, подвижность, интравертированность, сензитивность и др.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и роль темперамента, его значение в развитии личности.

2. Взаимосвязь темперамента и деятельности, индивидуальный стиль деятельности.

3. Особенности подхода к людям с разным типом темперамента.

4. Основные свойства темперамента (по данным современных исследований).

 

Литература:

1. Гелева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента. // Вопросы психологии. 2000.

2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

3. Мерлин в.С. Очерк теории темперамента. Психология индивидуальности. М-В., 1996.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Общая психология. Сб. текстов. Ред. Петухов В.В.

5. Небылицын В.Д. Темперамент. Проблемы психологии индивидуальности. М-В., 2000 с.13.

6. Немов Р.С. Психология т.3 М., 1998.

7. Практическая психодиагностика. Ред. Райгородский Д.Я. Самара., 1998.

8. Психология индивидуальных различий. Тексты. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000 с. 128-140, 340-360.

9. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985. №11 с.19-33.

10. Симонов П.В. Ершов И.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. М., 1999.

12. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

13. Современная психология: справочное руководство. Ред. Дружинин В.Н. Гл. Темперамент. М., 1999.

 

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Выполнить таблицу «Основные свойства темперамента» термины, таблицы
2. Подобрать примеры, иллюстрирующие проявления темперамента и объяснить с точки зрения теории, в чем заключается специфика темперамента? Разбор примеров на занятии
3. Выполнить анализ литературы, изучить экспериментальные исследования по проблеме Конспекты, выписки выступление
4. познакомиться с методами диагностики темперамента Выписки названий методик. Опрос на занятии
5. Подготовить рекомендации по воспитанию детей с различным типом темперамента (самостоятельный подбор литературы). Консультация на занятии  

 

№ п/п Психологические свойства Определение Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
1 Сензитивность          
2 Реактивность          
3 Активность          
4 Темп реакций          
5 Пластичность          
6 Ригидность          
7 Экстраверсия          
8 Интроверсия          
9 Эмоциональная возбудимость          

 

Отнесите те или иные свойства к определенному типу темперамента.

 

Вопросы для самоконтроля:

Что отражает понятие темперамент и в чем его специфика. Какой вывод можно сделать, анализируя разные теории темперамента. В чем, по мнению Русалова В.М. ошибочность подходов к темпераменту Э. Кречмера и У. Шелдона. Есть ли лучшие типы темперамента, дайте рекомендации по воспитанию флегматика, холерика, меланхолика. Где необходим учет типологических особенностей темперамента?

 

Семинар № 22

Тема: Характер

Цель: Понимать сущность характера, структуру характера его роль в жизни человека. Знать психологические исследования характера. Уметь провести сравнительный анализ характера и темперамента, знать специфику воспитания характера. Владеть основными понятиями темы: черта характера, тип характера, акцентуация характера, уметь дать рекомендации по его развитию.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика теоретических подходов к проблеме характера (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.).

2. Особенности характера как свойства личности.

3. Проблема типологии характера.

4. Акцентуации характера.

5. Возможности воспитания и самовоспитания характера.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Строение характера. Психология индивидуальных различий. Тексты. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я., М., 2000.

2. Авдеев В. Индивидуальные свойства поведения. Психотехнологии решения проблемных ситуаций. Т.2 М., 1997 с. 48.

3. Бодалев А.А. Психология о личности. С.11-24.

4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

5. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. Общая психология. Сб. текстов ред. Петухов В.В. 1998 с. 26.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000.

7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 2000.

8. Кречмер Э. Строение тела и характер. Психология индивидуальных различий. Тексты. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000.

9. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. с. 42-54, 57, 68, 69-86, 117-127, 377.

10. Леонгард К. Акцентуации личности. Ростов-на-Дону, 2000. 

11. Личко Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1999.

12. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. с. 3-26.

13. Мясищев В.Н. Принципы и методы исследования характера. Психология отношения. М-В., 1998. с.220.

14. Норокидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1989.

15. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.

16. Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии.// Вестник МГУ. Сер. 14 №2 1979.

17. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер. Психология индивидуальных различий. Тексты. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000. с.367, 372.

18. Страхов И.В. Характер и его устойчиво выраженные черты. М-В., 1999.

 

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Термины. Вопросы.
2. Выполнить анализ литературы, экспериментальных исследований по проблеме. Сформулировать вопрос по теме, либо психологическую задачу. Конспекты, выписки, выступления
3. Познакомиться с методами диагностики характера Опрос на занятии
4. Подготовить рекомендации по воспитанию детей с различным типом характера (самостоятельный подбор литературы) Консультация на занятии

 

Вопросы для самоконтроля:

Каким образом можно использовать знания психологической теории для воспитания и самовоспитания характера.

Какой возраст сензитивен для формирования характера, каковы пути формирования характера. Какие общие объединения известны типологии характера? В чем специфика типологии характера Личко Е.А.? Укажите примерную последовательность формирования черт характера: волевые черты, трудолюбие, аккуратность, настойчивость, доброта, черствость, отзывчивость, эгоизм, общительность, безразличие. В чем взаимосвязь характера и темперамента? Сравните характер и темперамент, характер и личность? Докажите, что сочетание черт характера не случайно. Какой может быть реакция гиперактивного подростка на гиперопеку? В чем отличие акцентуаций характера от психопатий.

 

Семинар № 23

Тема: Способности.

Цель: Знать психологические исследования способностей. Понимать природу способностей, их нейрофизиологические основы. Уметь определять структуру способностей, их качественную и количественную характеристики. Понимать сущность общих и специальных способностей, условия формирования способностей. Знать специфику изучения способностей, уметь дать рекомендации по развитию способностей. Владеть основными понятиями темы: способности, задатки, функциональный орган и др.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные теоретические подходы к проблеме способностей (описание особенностей и структуры, психологических механизмов способностей разными авторами).

2. Способности как функциональный орган, соотношение способностей и деятельности.

3. Специфика изучения и развития способностей.

 

Литература:

1. Голубева Е.А. Комплексное исследование способностей.// Вопросы психологии №5 1996. с. 18-30.

2. Дружинин С.Б. Психология способностей. Питер 1999. с. 156-322.

3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., 1998.

4. Купер К. Структура и измерение способностей. Индивидуальные различия. М., 2000.

5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М-В., 1998. с.56.

6. Лейтес Н.С. Одаренные дети. Общая психология. Сб. текстов. Ред. Петухов В.В. вып. 2, 1998. с.10.

7. Мясищев В.Н. Проблемы способностей в современной психологии. Психология отношений. М-В., 1998.

8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х т. М., 1998.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 1999.

11. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Психология индивидуальных различий. Тексты ред. Гиппернейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. стр. 318.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов – на – Дону, 1999.

14. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. Тексты ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000.

15. Чудиновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей.// Вопросы психологии №3 1996. с.78-89.

16. Шадриков В.Д. Способности человека. М-В., 1997.

 

 

 Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Сформулировать вопрос по теме, либо психологическую задачу. Термины. Вопросы.  
2. Привести примеры ситуаций, в которых актуализируются способности. .
3. Познакомиться с методами диагностики. Выписки названий методик. Опрос на занятии.
4. Подготовить рекомендации по развитию способностей. Консультация на занятии

 

Вопросы для самоконтроля:

Каким образом можно использовать теоретические подходы к проблеме способностей для объяснения специфики их развития (Шадрикова В.Д., Ухтомского А.А., С.Л. Рубинштейна о структуре способностей). Докажите, что тесты для измерения способностей могут быть не всегда пригодными.

Какие условия необходимы для развития способностей? Приведите примеры одаренности, гениальности, таланта, общих и специальных способностей.

Назовите показатели хороших способностей. Может ли человек с худшими способностями выполнять деятельность лучше способного? Опишите особенности музыкальных, литературных, педагогических, психологических способностей.

 

Семинар № 24

Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.