Тема: Сознание человека: структура и сущность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Знать теоретические подходы к сущности сознания его структуре и механизмам. Владеть основными понятиями темы: сознание, рефлексия, значение, смысл и др.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема структуры и сущности сознания в современной психологии.

2. Проблема рефлексии в современных исследованиях.

 

Литература:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М-В., 1999.

2.  Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1999.

3. Зинченко П.И. Образ и деятельность. М-В., 1997.

4. Леонтьев А.Н. Теория сознания. Деятельность и сознание. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. с. 23, 133.

5. Проблемы рефлексии. Ред. Ладенко И.С. Новосибирск, 1987.

6. Райл Г. Понятие сознания. М., 1999.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, с. 18-19, 173, 177.

9. Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте.// Вопросы психологии. № 3 1990.

10. Чеснокова А.Г. Проблема сознания в психологической концепции Л.С. Выготского// Вестник МГУ №1. 2000.

 

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Карта-информатор, термины.
2. Выполнить анализ литературы. Просмотреть экспериментальные исследования по проблеме Конспекты, выписки
Выполнить задания для самоконтроля.  

 

Вопросы для самоконтроля:

В чем специфика сознания человека и его сущность. Каковы признаки и свойства сознания. Как проявляется единство сознания и деятельности. Какова структура сознания и его основные психологические характеристики. Укажите специфику подходов к структуре сознания (З. Фрейд, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В.). Укажите различия бытийного и рефлексивного сознания (В.П. Зинченко). Какова связь рефлексии и саморазвития.

 

Семинар № 28

Тема: Самосознание

Цель: Знать психологические исследования проблемы самосознания, структуру самосознания, механизмы его развития. Владеть основными понятиями темы: идентификация, рефлексия, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, образ Я. Знать методы изучения самосознания и его компонентов самооценки, самоконтроля, уровня притязаний и др.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Теоретические подходы к проблеме самосознания, постановка проблем.

2. Критерии развития самосознания и его компонентов.

3. Специфика диагностики самосознания.

 

Литература

1. Аверин В.А. Психология личности. Ч.2 М.,1998.

2. Ананьев Б.Г. Кпостановке проблемы развития детского самосознания. Избр. псих. труды. В 2-х т. т.1. М.,1980.

3. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.

4. Вачков А.В. Основы технологии психологического тренинга. М., 1999.

5. Гримак Л.П. Созидающее самосознание. Резервы человеческой психики. М., 1987. с.268.

6. Кон И.С. «Я» как историко-культурный феномен. Социологическая психология. М., 1999. с.233-253.

7. Кон И.С. Открытие Я. М.,1978.

8. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1976.

9. Майерс Д. Социальная психология. Гл. 2 М., 1999.

10. Мерлин В.С. Самосознание. Психология индивидуальности. М-В. 1998. с.272.

11. Носенко Э.Л. Эмоциональные состояния как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростков. // Психологический журнал 1998 № 1 с.16.

12. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 197/8.

13. Спиркин Сознание и самосознание. М., 1972 с.129-155.

14. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995

15. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. с. 191-199.

16. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

17. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

18. Чудова. Мифологическая составляющая образа Я.// Психологический журнал №5. 1999, с. 45.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал  
2. Выполнить выписки, конспекты первоисточников, самостоятельно обобщая данные разных авторов. По работе И.С. Кона представить его взгляд на самоотношение личности, самоуважение и самопринятие Конспекты, выступления
3. Подготовить рекомендации по диагностике и развитию самосознания и его структурных компонентов (самооценки, самоконтроля) (самостоятельный подбор литературы). Консультация на занятии, перечень методик

 

Индивидуальные задания (для саморазвития):

Подготовить обзор по теме периодических журналов.

 

Вопросы для самоконтроля:

Каким образом можно использовать знания о структуре самосознания. Какова специфика развития самосознания в 2-3 года, 4-6, 7-8, 13, 17-18 лет? Как идентификация и рефлексия связаны с самосознанием. Как можно применить знания сущности и функций самооценки. Что можно посоветовать подростку с низкой самооценкой.

 

Семинар № 29

Тема: Я концепция личности

Цель: Уметь определять сущность и структуру «Я - концепции», ее функции, роль в развитии личности. Знать историю изучения проблемы. Понимать специфику развития позитивной «Я – концепции», знать факторы, влияющие на развитие, условия развития. Знать методы изучения «Я – концепции» личности, уметь дать рекомендации по развитию «Я – концепции».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая сущность «Я – концепции»

2. Факторы развития «Я – концепции», механизмы развития.

3. Методы изучения «Я – концепции».

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды. В 2-х т. т.1 М., 1980.

2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986.

3. Кон И.С. «Я» как историко-культурный феномен. Социологическая психология. М., 1999. с. 233-253.

4. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.

5. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. с. 138-140, 142-143.

6. Мифологическая составляющая образа Я.// Психологический журнал № 5, 1999. с.45.

7. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1978.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.с. 263.

9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.

10. Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2000.

11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте.// Вопросы психологии №2. 2000.

 

Индивидуальные задания:

Просмотреть студенческие работы по теме в сборниках студенческих работ «Весна 2000, 2001», сделать обзор периодики (Вестник МГУ 1, 2000).

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме Карта-информатор, термины
2. Выполнить выписки, конспекты первоисточников, самостоятельно обощая данные разных авторов. По работе Р.Бернса ответить на вопросы для самоконтроля Конспекты

 

Вопросы для самоконтроля:

Какого определения «Я – концепции» вы придерживаетесь? Почему? Какой вывод можно сделать, анализируя разные подходы к «Я – концепции». Как можно использовать знание структуры «Я – концепции». Почему говорят о разнице «Я – концепции» в 2-3 года, 7-9 лет, 15-18 лет? Из факторов влияющих на становление «Я – концепции» назовите те, что определили вашу «Я – концепцию». Какие методы и методики изучения «Я – концепции» вы будете использовать в практической деятельности. На основе изучения работы Р. Бернса «Развитие «Я – концепции» и воспитание» дайте ответы на следующие вопросы: Является ли «Я – концепция» тем, что представляет собой индивид? Гарантируют ли похвалы в адрес ребенка с заниженной самооценкой или назначение его на «высокую должность» повышение самооценки? Какие последствия для формирования «Я – концепции» подростка имеют отклонения в физическом развитии? Как влияет отбор учащихся в классы по способностям на «Я – концепцию». О чем могут сигнализировать высказывания «Я никогда не могу полностью усвоить материал». «Все против меня» Какова в конечном итоге основная цель развития «Я – концепции».

 

 

Семинар № 30

Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.