Тема: Психические состояния. Эмоциональные состояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Знать содержание понятия психические состояния, параметры оценки состояний, условия возникновения и исчезновения, динамику развития, нейрофизиологическую основу. Понимать сущность явлений: стресс, депрессия, агрессия, фрустрация, тревожность уметь дать их характеристики. Знать методы изучения эмоциональных состояний, уметь дать рекомендации по способам их регуляции.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика эмоциональных состояний в сравнении с эмоциями и чувствами.

2. Классификация эмоциональных состояний, их закономерности, психофизиологические механизмы.

3. Теоретические подходы к проблеме: специфика стресса, фрустрации, депрессии, агрессии, тревожности.

4. Способы диагностики и регуляции эмоциональных состояний.

 

Литература:

1. Авдеев В. Тест для измерения психических состояний (тревога, фрустрация, агрессия). Психотехнологии решения проблемных ситуаций. Т.2 М., 1997.

2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Питер Спб., 1999.

3. Бойко В.Д. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.

4. Изард К. Депрессия, тревога. Психология эмоций. Питер, 1999. с. 213-292.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., Питер 2000. с. 438.

6. Надель-Червинская М.А. Лингвопсихологический учебник здоровья. Р-Д. 1996.

7. Паренс Генри Агрессия наших детей. М., 1997.

8. Прикладная социальная психология. Ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркач. М., 1998. Гл. 5. с. 153, гл. 6 с.624.

9. Психические состояния. Хрестоматия сост. Куликов Л.В. СПб., 2000.

10. Психотерапевтическая энциклопедия. Ред. Карварсарский Б.Д., СПб., 1999.

11. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1993.

12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов – на – Дону, 1999.

14. Черепанова Е.М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1997.

15. Яньшин П.В. Исследование эмоциональных состояний группы. // Вопросы психологии. №3. 2000.


 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Систематизировать материал по теме. Выполнить таблицу «Эмоциональные состояния». Трмины, таблица.
2. Подобрать пример эмоционального состояния литературного персонажа, героя фильма, спектакля и проанализировать его с точки зрения теории. Анализ примера на занятии
3. Выполнить выписки, конспекты. Проанализировать одно из состояний на выбор, один или несколько вопросов на выбор Конспекты, выступления
4. Познакомиться с рекомендациями по регуляции эмоциональных состояний. Выписки, список литературы
5. Посмотреть методики диагностики эмоциональных состояний или их компонентов (7, 11) Перечень методик
Выполнение индивидуальных творческих заданий.  

 

* При подготовке выступлений уметь показать актуальность изучения проблемы, выделить специфику подходов к проблеме (описание особенностей и структуры, психологических механизмов), в экспериментальных исследованиях обратить внимание на постановку проблемы, выдвижение гипотез, выбор объекта, специфику диагностики и коррекции. Выступление может быть подготовлено: по первоисточнику, по экспериментальному исследованию (статья); в виде консультации; в виде обзора методик.

Индивидуальные задания (для самостоятельной работы):

1. Познакомиться с каталогом библиотеки и выполнить картотеку либо список литературы по теме.

2. Подготовить обзор по теме периодических журналов.

 

План работы на занятии:

Занятие проводится по общему плану и включает анализ подобранных примеров, ответы на контрольные вопросы по теме, решение психологических задач, тестовый контроль знаний.

 


Семинар №19

Тема: Воля

Цель: Уметь определять сущность воли, ее роль в жизни человека, выполнять сравнительный анализ волевого и произвольного поведения. Знать содержание психологических исследований воли, сущность волевых качеств личности, структуру волевого акта, физиологические механизмы воли, специфику воспитания воли. Знать методы изучения волевой сферы личности, уметь дать рекомендации по развитию воли.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие воля в психологии. Структура и специфика волевого поведения.

2. Психологические исследования воли и произвольности.

3. Специфика развития и воспитания воли.

4. Методики изучения волевой сферы.

 

Литература:

1. Внутренняя регуляция деятельности: психология воли. Общая психология сб. текстов. Ред. Петухов В.В. М., 1998.с.154.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982. Т.2 с. 454-455.

3. Иванников В.И. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

4. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

5. Ланге Н.Н. Волевая деятельность. Психический мир. М., 1996. с. 291.

6. Ратанова Т.А. Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х т. М., 1998. с.346.

8. Рубиншьейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

9. Самоконтроль человека. Психология. Ред. Крылов А.А. М., 1999. с. 385.

10. Селиванов В.И. психология волевой активности. Рязань, 1974.

11. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. с. 263.

12. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. №3 1990.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону, 1999.

14. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Выполнить таблицу «Волевые качества личности». термины, таблица
2. Сформулировать вопрос по теме, либо психологическую задачу. Вопрос, задача.
3. Выполнить анализ литературы. Выступление. Конспекты, выписки.
4.Разработать множество конкретных ситуаций, ориентированных на актуализацию воли. Предложите как можно больше приемов смыслообразования.  
5. Познакомиться с методиками диагностики воли. Выписки названий методик. Опрос на занятии.
6. Подготовить рекомендации по развитию воли (самостоятельный подбор литературы). Консультация на занятии.

 

 

Рекомендуем выполнить таблицу «Волевые качества личности»:

 

Волевые качества Определение Пример

 

Занесите в таблицу данные о качествах: решительность, сила воли, целеустремленность, смелость, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка, настойчивость, исполнительность, уверенность в себе.

План работы на занятии:

Занятие проводится по общему плану, включая: приведение примеров из таблицы «Волевые качества личности» и их анализ, ответы на контрольные вопросы по теме подготовленные студентами, решение психологических задач, тестовый контроль знаний, обзор изученной литературы по проблеме.

Вопросы для самоконтроля:

1.Почему в психологию введено понятие воля?

2.В чем специфика волевого и произвольного поведения

3. Каковы механизмы и этапы волевого поведения?

4. Что такое волевое усилие?

5.Как формируется воля, какие условия необходимы для ее формирования?

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 261.