Цель: Знать основные положения гуманистической теории психологии, специфику развития личности с точки зрения гуманистической психологии. Уметь провести сравнительный анализ подходов к личности А. Маслоу, К. Роджерса.
Знать особенности психотерапии в гуманистической психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные положения гуманистической психологии.
2. Использование идей гуманистической психологии в консультировании и психотерапии.
Литература:
1. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1998. т.2 гл. 12.
2. Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. М., 1997.
3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 1999. с. 92-95.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.
5. Психология: Биографический библиографический словарь. СПб., 1999.
6. Психология личности хрестоматия. Ред. Райгородский Д.Я. Самара, 1999. Т.1.
7. Психология личности. Теория и исследования. Ред. Первин М., 2000.
8. Психотерапия. Восток. Запад. М., 1997.
9. Психотерапевтическая энциклопедия. Ред. Карварсакрский Д.Б. СПб., 2000.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
11. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000 с. 66-68.
12. Словарь персоналий: Психологи от А до Я. Сост. Сонин В.А. М., 1997.
13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. с. 424, 441-442.
14. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия ред. Райгородский Д.Я. Самара, 1996.
15. Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Содержание самостоятельной работы | Формы контроля |
1. Обобщить и систематизировать материал по теме. Выполнить выписки. | Карта-информатор, термины, конспекты |
2. Выполнить задания для самоконтроля | |
3. Подобрать развивающие программы. |
Семинар № 33.
Тема: Теории личности в отечественной психологии.
Цель: Уметь провести сравнительный анализ подходов к личности Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, Л.И. Божович, А.В. Петровского и др. Знать структуру личности и интерпретации разных авторов с точки зрения отечественных теорий.
Вопросы для обсуждения:
1. Структурно-генетический подход к личности.
2. Деятельностный подход к анализу личности.
3. Психология личности С.Л. Рубинштейна.
4. Основные положения теории личности А.В. Петровского.
5. Проблема личности в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братусь.
Литература:
1.Аверин В.А. Психология личности. Ч. 2. М.,1998.
2. Ананьев Б.Г. Человека как предмет познания. М.,1986.
3.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование мировМ.-В.,1996.
4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-В.,1996.
5.Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1998.
6. Леонтьев А.Н. деятельность. Сознание. Личность. М.,1982.
7. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М..1982.
8.Рубинштейн с.Л. Основы общей психологии. Спб.,1997.
Содержание самостоятельной работы:
1.Обобщить и систематизировать материал по теме.
2.Подготовить выписки и конспекты(структура личности)
3. Пресс-конференция - представление группой теории, ее автора. Задачи для дискуссии.
Семинар № 34
Тема: Деятельность
Цель: Знать психологические проблемы исследования деятельности. Знать структуру деятельности, ее роль в развитии личности. Понимать специфику формирования навыков, умений, привычек. Основные виды деятельности: учение, игра, труд. Владеть основными понятиями: действия, операции, потребности, мотивы, Интериоризация, экстериоризация.
Уметь сравнивать различные подходы к проблеме, находить сходство и различия (теории А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна).
Вопросы для обсуждения:
1.Расскажите об основных положениях теории деятельности.
2.Структура деятельности.
3.Что вы знаете об игре как ведущем виде деятельности ребенка?
4.Что вы знаете о мотивах деятельности, ведущие мотивы и мотивы- стимулы.
5. Основные этапы формирования потребностей.
Литература:
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1998.
2.Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Леонтьева .
Проблемы развивающего обучения. М..1996.
3.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М..1982.
4.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
5. Проблема деятельности в истории советской психологии./ Вопросы психологии №4,1986.
6.Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. Спб.,2000.
7.Слободчиков В.И. Выявление и качественный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности./Вопросы психологии №2,.2000.
8.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Деятельностный подход в изучении психического развития. Психология развития человека. М.,1995.
Содержание самостоятельной работы:
1.Подготовка ответов на вопросы.
2.Анализ научной литературы по проблеме.
3.Подготовить выступление по теме: « Деятельностный подход в психологии».
Часть IV .
Примерный перечень заданий для подготовки к промежуточной аттестации
(для студентов дневного отделения)
ЦЕЛЬ: знать сущность представлений о предмете психологии в психологии сознания, бихевиоризме, гуманистической психологии, когнитивной психологии, уметь дать их сравнительную характеристику.
Владеть основными понятиями по каждому направлению: интроспекция, психоанализ, бессознательное, защитные механизмы психики, поведение, гештальт, Эмпатия и др.
Знать цели и методы помощи в рамках каждого научного направления. Формулировать отличительные особенности научного направления.
1 семестр:
психология сознания, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология, отечественная психология.
Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:
1.Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей.
2.Установить психологические причины преступности среди молодежи.
3.Выявить условия эффективного запоминания информации.
4.Выявить психологические причины аварийности на производстве.
5.Разработать меры по устранению дедовщины в армии.
6.Разработать методы работы с пожилыми людьми.
7.Установить уровень психического развития ребенка.
8.Выделить основные условия развития способностей.
8.Разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.
9.Выявить причины неуспеваемости школьников.
10.Выявить причины отставания в психическом развитии.
11. Выявить психологические особенности людей разного пола.
12.Установить эффективность рекламы.
13.Разработать методы перевоспитания осужденных.
14.Установить связь между характером и телосложением.
15.Разработать программу профессионального отбора руководителей.
Семестр
Цель: Уметь дать сравнительную характеристику ощущения и восприятия, понимать их общие закономерности, принципы классификации, физиологические механизмы, специфику развития. Иметь представление о методах изучения перцептивных способностей.
Владеть основными понятиями темы: рецепторы, сенсорный, чувствительность, апперцепция, константность, целостность и др.
Определить сущность памяти, знать процессы памяти, теории механизмов, виды и типы памяти, факторы, влияющие на процессы памяти, индивидуальные особенности памяти. Владеть понятиями: реминисценция, амнезия, консолидация и др.
1. Словарный диктант:
-адаптация--аккомодация--бинокулярное зрение--вестибулярный аппарат-
-интероцепторы--кинестезические ощущения--модальность--обоняние-ощущения
- ориентировочная ситуация-последовательный образ-порог ощущений-рецепторы
-сенсорный-синестезия-сенсибилизация- специфическая энергия чувств
-чувствительность-апперцепция-аудиовизуальное восприятие-восприятие
-избирательность-иллюзии восприятия-константность-осязание-Перцептивная система
-сенсорика-амнезия-забывание-мнемоника-реминисценция-эйдетизм
2.Выделить сходство и различие психических процессов ощущения и восприятия.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.