Тема: Методы диагностики и развития внимания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: Знать диагностические методики изучения свойств внимания. Уметь дать рекомендации по развитию внимания, опираясь на знания его специфики.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Пути и средства развития внимания.

2. Возможности диагностики и формирования внимания.

 

Литература:

1. Андреев О.А. Хромов Я.Н. Учись быть внимательным. М., 1996.

2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника методы его изучения и развития. М., 1995.

3. Гальперин П.Я. Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

4. Матюгин И.Ю. Бонк И.А. Как развить внимание. Донецк, 1997.

5. Немов Р.С. Психология т.3 М., 1998.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т.2.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Изучить информационный материал по теме. Самостоятельно подобрать материал. Список литературы.
2. Выполнить диагностику внимания. Рассказать об особенностях своего внимания. Данные обследования.
3. Подготовить рекомендации по развитию внимания и краткую схему – план консультации «Развитие внимания». Список литературы. Схема – план, выписки.
4. Разработать психологические воздействия или ситуации, позволяющие актуализировать свойства внимания. Записи.
5.Подготовить рекомендации, как привлечь внимание. Выписки.

 


План занятия:

1.Выступление в роли психолога-консультанта по теме «Диагностика и развитие внимания». Ответы на вопросы слушателей.

2. Обзор изученной литературы по проблеме изучения и развития внимания.

 


Семинар № 11

Тема: Память

Цель: Определить сущность памяти, знать процессы памяти, теории механизмов памяти, виды и типы памяти, факторы, влияющие на процессы памяти, индивидуальные особенности памяти. Знать основные исследования памяти. Иметь представление о методиках диагностики памяти.

Владеть понятиями темы: реминисценция, консолидация, амнезия и др.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы психологии памяти в научных исследованиях.

2.Дать характеристику основным видам памяти.

3.Охарактеризовать процессы воспроизведения и узнавания.

4.Рассказать о законе забывания Г. Эббингауза.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Культурно-историческая психология и консультирование миров. М-В., 1997 с. 156.

2. Вер Г., Юнг К. Ассоциативная психология. М., 1998. с. 362.

3. Зейгарник Б.В. Расстройства памяти. Психология личности: норма и патология. М., 1998. с. 46.

4. Ланге Н.Н. Ассоциация и память. Психический мир. М-В., 1996 с. 207.

5. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Проблемы развития психики. МГУ 1972.

6. Нечаева А.П. Память человека и его воспитание. Психология и школа. М-В., 1997.

7. Психология памяти /Хрестоматия. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я., М., 2000. с. 243-583.

8. Шадриков В.Д. Мнемические способности. Способности человека. М., 1998.

9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1996.

10. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

 

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Изучить информационный материал и основные понятия темы. Выписки, конспекты
Выполнить конспекты работ Выписки, конспекты
3.Сравнить процессы воспроизведения и узнавания. Выписки.
4. Описать приемы и способы произвольного запоминания. Устный опрос.

 

 



Семинар № 12

Тема: Память и ее развитие

Цель: Знать специфику процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания, закономерности памяти. Уметь дать рекомендации по развитию памяти и использованию мнемонических приемов. Знать особенности своей памяти способы ее диагностики.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Пути и средства развития памяти.

2. Возможности диагностики памяти, эффективные приемы запоминания.

 

Литература:

1. Заика В.И. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. // Вопросы психологии № 6. 1991.

2. Ляудис В.Я. Психологические проблемы развития памяти.

3. Немов Р.С. Психология . Т.3 М., 1998.

4. Пугач Ю.К. Система приемов по развитию памяти. Минск, 1995.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Т.2

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону, 1999.

7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.

8. Чистякова М.Н. Психогимнастика. М., 1996.

9. Шадриков В.Д. Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М., 1990.

 

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Изучить информационный материал и материал подобранный самостоятельно Список литературы
2. Подготовить краткую схему – план консультации «Развитие памяти» (выделить возрастной диапазон) Схема – план выступления
3. Подготовить материал об индивидуальных особенностях памяти. Выписки, конспекты
4. Выполнить анализ особенностей своей памяти и эффективных приемов запоминания  

 

План занятия:

1. Выступление в роли психолога-консультанта по теме «Развитие памяти», «Основные мнемонические приемы».

2 . Обзор литературы по проблеме диагностики и развития памяти.

3. Основные нарушения памяти. раскрыть явления ретроактивного торможения и ретроградной амнезии.

 

Семинар №13

Тема: Мышление

Цель: Знать сущность мышления, теории мышления, виды мышления, мыслительные операции, качества ума. Иметь представления об основных исследованиях проблемы мышления и методиках диагностики мышления.

Владеть понятиями темы: понятия, суждения, умозаключения, анализ, синтез и др.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Основные характеристики мышления

2. Основные подходы к изучению мышления.

3.Охарактеризовать основные типы мышления.

4. Дать понятие «интеллект». Связь интеллекта с мышлением.

5. Охарактеризовать операции и формы мышления.

6. Особенности творческого мышления.

Литература:

1. Брунер Д. Мышление (понятия, стратегии). Психология познания. М., 1997.  с. 131

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. с.31.

3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. с.269.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Психология как объективная наука. М-В., 1998.

6. Дружинин В.Н. Интеллект. Психология общих способностей. Спб. 1999. с.110.

7. Зейгарник Б.В. нарушение мышления. Психология личности: норма и патология. М., 1998. с. 76.

8. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности. Проблемы развития психики. М., МГУ 1972.

9. Овчинникова Т.Н. Мышление ребенка. Екатеринбург, 2000.

10. Шадриков В.Д. Способности мышления. Способности человека. М., 1998.

 

 

Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Изучите информационный материал и основные понятия темы Выписки, конспекты. Карта-информатор  
2. Подготовьте краткий анализ исследований по теме: «Мышление» (главу, статью) . Выписки, конспект, выступление
3.Описать жизненные ситуации, требующие актуализации различных видов мышления. 4.Описать основные типы задач, которые приходится решать психологу. Определить, на какие мыслительные операции и виды мышления они ориентированы.   По 3 на каждый вид мышления.  

 

 

Семинар 14

Дата: 2019-03-05, просмотров: 183.