Цель: Знать сущность представлений о предмете психологии в донаучной психологии, психологии сознания, бихевиоризме, гуманистической психологии, гештальт-психологии, отечественной психологии, глубинной психологии, когнитивной психологии, уметь дать их сравнительную характеристику.
Владеть основными понятиями по каждому направлению: интроспекция, рефлексия, стимул, реакция, психоанализ, бессознательное, защитные механизмы психики, поведение, гештальт, конгруэнтность, когнитивность и др.
Знать цели и методы помощи в рамках каждого научного направления.
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика подходов к предмету психологии в различных научных школах (психоанализе, бихевиоризме, отечественной психологии и др.).
2. Отличия житейской и научной психологии как основы донаучных психологических знаний.
3. Раскрыть особенности идеалистического и материалистического направления в философии, их взгляды на природу психического.
4. Особенности 1 этапа развития психологии. (Взгляды Аристотеля, механистический материализм Демокрита, философия Сократа и Платона, Картезианская философия).
5. Основные положения учения Д.Локка как основателя интроспективной психологии.
6. Психология поведения Дж. Уотсона, Скиннера, Э. Толмена.
Литература:
1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Р-Д 1999. с. 27.
3. Гальперин П.Я. О предмете психологии. Психология как объективная наука. М., 1998.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1996.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1-2. М.,1996.
6. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1998.
7. Ждан А.И. История психологии. М., 1997.
8. Ланге Н.Н. Борьба воззрений в современной психологии. Психический мир. М., 1996. с. 75.
9. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М.,1995.
10. Немов Р.С. Психология, т.1. М., 1998.
11. Общая психология. Под ред. Рогова. М., 1995.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1-2, 1999.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И Культурно-историческое учение о природе психического. Психология развития человека. М., 2000. с.94.
15. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М., 1997. с.94-150, 351
17. Фрейд З. Хроника-хрестоматия /сост. Луков М.М., 1993.
18. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. Наука о поведении русский путь. М., 1996. с. 12.
Содержание самостоятельной работы | Формы контроля |
1. Изучить информационный материал по списку литературы и подобранный самостоятельно. | Выписки, конспекты |
2. Подготовиться к устному опросу по теме »История предмета психологии» | Опрос. |
3. Выполнить творческое задание (групповое). Презентация научной школы (для дневного отделения). | Дискуссия на занятии |
Индивидуальные задания: выполнить подбор литературы по основным научным школам и выступить с аннотацией любой монографии на выбор.
Примерная схема – таблица по теме
«Основные психологические школы»
Направления | Представители | Предмет исследования | Метод исследования | Основные идеи |
Рекомендуем вам на основе изучения информационного материала занести кратко и схематично в каждый из разделов таблицы необходимые сведения, систематизируя, дополняя и уточняя их по направлениям: донаучная психология, психология сознания, бихевиоризм, глубинная психология, когнитивная психология, гештальт – психология, гуманистическая психология, отечественная психология.
Примерный план занятий:
Занятие проходит в виде презентации научных школ группами учащихся. Выступление группы включает презентацию школы (краткая биография ученых, основные положения теорий, основные понятия, рассказ о практическом применении теоретических знаний) и ответы на вопросы для обсуждения.
Семинар №2.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.