Тема 21. Мотивационно- потребностная сфера личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие потребности. Потребности и мотивы как источник активности личности. Функции потребностей. Основные теории потребностей в современной психологии. Исследование механизмов развития потребностей и мотивов в теориях Е.П. Ильина и А.Н. Леонтьева. Классификация потребностей по А. Маслоу. Виды потребностей. Биологические и социальные потребности. Коммуникативные, познавательные и игровые потребности. Материальные и духовные потребности. Общая природа человеческих потребностей. Развитие и формирование потребностей. Включение в деятельность как условие развитие потребности.

Мотив и мотивация. Теории мотивации в зарубежной психологии (З. Фрейд, У. Макдугалл, А. Маслоу, К. Левин, Л. Фестингер, Д. Аткинсон). Проблема мотивации в психологии деятельности. Функции мотивов. Виды мотивов. Мотивы достижения и избегания неудач. Мотивы самоуважения и самоактуализации. Мотивы личные и общественные. Мотивы общения, учения и профессиональной деятельности. Мотивация и деятельность. Мотивация отдельных видов деятельности. Эмпирические исследования мотивации. Особенности изучения и формирования мотивации. Методы изучения мотивационно-потребностной сферы личности (ТАТ, проективные методики, тест Люшера, тест Роршара, тест мотивации к успеху Элерса и др.) [14].

 

Тема 22. Направленность личности

Психологическое содержание понятия направленности личности. Направленность как система психологических компонентов в работах Рубинштейна С.Л., Божович Л.И., Ломова Б.Ф.

Потребности как основа направленности личности, влечения, желания, стремления. Интересы и их классификация по содержанию, широте, глубине, устойчивости. Склонности. Идеалы. Мировоззрение как система философских, эстетических и других взглядов на мир. Убеждения. Методы изучения направленности личности [23].

Ценностные ориентации и направленность личности. Человеческие потребности и ценности. Иерархия ценностей. Механизм усвоения ценностей. Теоретические исследования проблемы. Роль нравственного идеала в формировании личности. Методики изучения ценностных ориентаций (К. Рокич).

 

Тема 23. Психология индивидуальности

Сущность индивидуальности. Теоретические подходы к проблеме индивидуальности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические различия индивидности, личности и индивидуальности. Своеобразие индивидуальности. Биологическое и социальное в структуре индивидуальности. Индивидуальность как событийность [21]. Психологические образования индивидуальности человека: смысловые отношения, ценностные ориентации, мировоззрение. Субъектность. Индивидуальность как рефлексия собственной жизни, как диалог с собой. Факторы, влияющие на развитие индивидуальности [23].

 

Тема 24. Сознание.

Сознание человека и его сущность. Сознание как осознанное бытие. Признаки и свойства сознания. Единство сознания и деятельности. Сознание как психический процесс. Сознание и бессознательное.

Структура сознания и его основные психологические характеристики. Основные подходы к структуре сознания (З. Фрейд, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.). Бытийный и рефлексивный слои сознания (В.П. Зинченко). Структура сознания по А.В. Петровскому. Практика сознания. Рефлексия и саморазвитие.

 

Тема 25. Самосознание

Основные теоретические подходы к проблеме самосознания. Самосознание и его структура. Психологическая природа самооценки в трактовке отечественных и зарубежных авторов. Функции самооценки и условия ее становления. Самосознание и самоконтроль. Самосознание и самопринятие. Уровень притязаний личности. Развитие самосознания. Механизмы самопознания (идентификация, рефлексия). Образ «Я» как результат самопознания. Методы изучения самопознания (соотношения, самооценки и др.).

Самосознание и «Я - концепция» личности. История изучения проблемы «Я – концепции» в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и др. Понятие «Я – концепции» и его психологическая сущность. Структура и функции «Я – концепции». Особенности «Я – концепции». Факторы, влияющие на «Я – концепцию» и механизм её развития (идентификация, рефлексия). Этапы развития и условия позитивной «Я – концепции». Роль «Я – концепции» в развитии личности. Методы изучения «Я – концепции» [22].

Дата: 2019-03-05, просмотров: 268.