Цель занятия: ознакомиться с принципами нормированного кормления животных согласно раздельных и детализированных норм.
Методические указания: кормовая норма – это суточная потребность животных в питательных, минеральных и биологически активных веществах, необходимая для получения планируемой продуктивности, при наименьшем расходовании кормов и сохранении здоровья животных.
В справочниках указана суммарная потребность животных в питательных веществах в зависимости от возраста, живой массы, физиологического состояния, величины и качества получаемой продукции, то есть, указаны суммарные нормы. И.С. Поповым были представлены раздельные нормы для коров, они приведены ниже.
Таблица 36 – Раздельные нормы кормления коров (по И. С. Попову)
Показатели | К.ед., кг | ПП, г | Са, г | Р, г | Повар. соль, г | Каротин, мг | Вит. D2, тыс. МЕ |
На поддержание жизни(на 100 кг живой массы) | 1 | 90 | 5 | 3 | 5 | 40 | 1 |
На образование 1кг молока 4% жирности | 0,5 | 60 | 4 | 3 | 4 | 20 | 0,5 |
На рост молодых коров (на 100г прироста) | 0,5 | 50 | 3,5 | 2,5 | 3,5 | 20 | 0,5 |
На восстановление упитанности (на 1 голову) | 1 | 100 | 7 | 5 | 7 | 40 | 1 |
На раздой (аванс на 1кг молока 4% жирности) | 0,5 | 60 | 4 | 3 | 4 | 20 | 0,5 |
Условия содержания (на каждые 40С ниже +80С) | 0,5 | 50 | 3,5 | 2,5 | 3,5 | 20 | 0,5 |
На репродукцию с 6-7 месяца стельности (на 1 голову) | 0,5 | 50 | 3,5 | 2,5 | 3,5 | 20 | 0,5 |
Рацион – это суточный набор кормов, который по питательности соответствует кормовой норме.
Сбалансированным и полноценным считается рацион, отвечающий потребностям животного по содержанию всех питательных веществ.
Основа рациона должна состоять из наиболее дешевых производимых в хозяйстве кормов. Его объем должен быть таким, чтобы животное чувствовало сытость, и в то же время поедало корма полностью. Рацион анализируется по следующим показателям:
1. Уровень общего питания – количество энергии (к. е., ОЭ, ЭКЕ), приходящееся на 100 кг живой массы животного.
2. Уровень протеинового питания – количество переваримого протеина, приходящееся на 1 к.е. или 1 ЭКЕ рациона.
3. Уровень минерального и витаминного питания – количество кальция, фосфора, витаминов в 1 к.е. (ЭКЕ) рациона, или приходящееся на 100 кг живой массы животного.
4. Уровень клетчатки – содержание сырой клетчатки в % от сухого вещества рациона.
5. Сахаро-протеиновое отношение (СПО) – соотношение между сахаром рациона и переваримым протеином. Нормальное СПО обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности рубцовой микрофлоры и поэтому учитывается только у жвачных животных.
7. Структура рациона – это процентное соотношение отдельных групп кормов (грубые, сочные, концентраты) от общей питательности рациона, выраженной в кормовых единицах (ОЭ, ЭКЕ). Она у разных животных изменяется в зависимости от физиологического состояния и служит основанием при планировании потребности в кормах и составлении рационов.
8. Тип кормления – характеризуется структурой рационов, т.е. удельным весом (по кормовым единицам) различных групп кормов, входящих в их состав. В зависимости от преобладания того или иного корма в рационе различают сенной, сенажный, силосный, корнеплодный, картофельный, концентратный, сенажно-концентратный и др. типы кормления.
У крупного рогатого скота и свиней определение типа кормления зависит от удельного веса концентратов в рационе. Ниже приведены типы кормления коров.
Таблица 37 – Типы кормления коров в зависимости от удельного веса концентратов (по А. П. Дмитроченко)
Тип кормления | Годовой удой, кг | % концентратов в рационе | Расход концентратов на 1кг молока, г |
Объемистый | менее 3000 | 0-9 | 100 |
Малоконцентратный | 3000-3500 | 10-22 | 105-220 |
Полуконцентратный | 4000-5000 | 23-39 | 230-360 |
Концентратный | более 5000 | 40-45 | 400 и более |
В кормлении свиней различают малоконцентратный тип кормления – уровень концентратов составляет 50-55 %, полуконцентратный – 56-65 % и концентратный – более 65 %.
В кормлении лошадей различают три основных типа кормления в зависимости от природно-географической зоны. Так лошадей центральной нечерноземной зоны кормят по 1 типу, который характеризуется как сено-концентратный с сочными кормами. В центральной черноземной зоне применяется 2 тип кормления, называемый сено-соломоконцентратный с сочными кормами. В республиках Закавказья используется 3 тип – пастбищно-сенной с добавками концентратов.
Задание 1. В предлагаемом рационе (таблица 39) подсчитать количество питательных веществ и сопоставить его с требованиями норм.
Таблица 38 – Рацион для лактирующей коровы живой массой 500 кг и суточной продуктивностью 16 кг молока с массовой долей жира 3,8 %
Вид корма | Кол-во, кг | ЭКЕ | СВ, кг | СП, г | ПП, г | СК, г | СЖ, г | Сахар, г | Са, г | Р, г | Каро-тин, мг | Вит. D2, МЕ |
Сено боб-злак. | 5 | |||||||||||
Солома овс. | 2 | |||||||||||
Силос в-овс. | 30 | |||||||||||
Свекла корм. | 10 | |||||||||||
Отруби пшен. | 0,5 | |||||||||||
Овес зерно | 2,5 | |||||||||||
Мононатрийфосфат | 0,075 | |||||||||||
Соль поваренная | 0,09 | |||||||||||
Итого | ||||||||||||
Требуется по норме | ||||||||||||
± к норме в абсолютной велечине | ||||||||||||
± к норме в % |
Задание 2. Проанализировать рацион по уровню питательных веществ.
Таблица 39 – Анализ рациона
Показатели | Ед. измерения | Норма | Фактич. содержание |
1. Уровень общего кормления | ЭКЕ/ 100кг ж.м. | ||
2. Содержание СВ на 100кг жив. массы | Кг/ 100кг ж.м. | ||
3. Уровень протеинового питания | СП в % от СВ | ||
ПП, г в 1 ЭКЕ | |||
4. Уровень жира | В % от СВ | ||
5. Уровень клетчатки | В % от СВ | ||
6. Уровень минерального питания: Содержание кальция Содержание фосфора | г в 1 ЭКЕ | ||
г в 1 ЭКЕ | |||
7. Уровень каротина | Мг в 1 ЭКЕ | ||
8. Сахаро-протеиновое отношение | г сахара к г ПП | ||
9. Расход ЭКЕ на 1кг молока | |||
10. Расход концентратов на 1кг молока |
Задание 3. Рассчитать структуру рациона и определить тип кормления.
Таблица 40 – Расчет структуры рациона и определение типа кормления
Группы кормов | Количество ЭКЕ | % в структуре | Заключение о типе кормления |
Грубые |
| ||
Сочные | |||
Концентрированные | |||
Итого в рационе | 100 |
Задание 4. Сделать заключение о полноценности рациона.
Заключение о полноценности рациона:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка работы преподавателем_______________________________
Дата: 2019-03-05, просмотров: 290.