Цель занятия: изучить требования к качеству грубых корма. Освоить методы определения их доброкачественности и способы подготовки соломы к скармливанию.
Методические указания: к грубым кормам относятся сено, сенаж, солома, искусственно высушенные корма.
При органолептической оценке качества сена оценивают такие показатели как цвет, запах, время уборки, влажность, доброкачественность (сорная примесь должна составлять менее 10 %).
Солома, предназначенная на корм животным, должна отвечать требованиям:
- иметь натуральный цвет, блеск и упругость;
- обладать свежим приятным запахом;
- быть доброкачественной;
- не содержать частей одонья (собираемые весною остатки прошлогоднего сена; хворост, который кладут в основу скирды; сено в нижней части скирды) и овершья (слой сена и соломы, служивший покрышкой скирд или стогов и, вследствие продолжительного выщелачивания дождями и снегом, потерявший часть своего кормового достоинства);
- влажность соломы, предназначенной для хранения не должна превышать 16 %.
По этим признакам солому подразделяют на пригодную и непригодную к скармливанию.
При органолептической оценке качества сенажа обращают внимание на его цвет, запах, вкус, структуру вегетативных частей растений. Доброкачественный сенаж в зависимости от закладываемого сырья имеет коричневый, светло-коричневый и желто-зеленый цвет. При порче корма цвет изменяется. В этом случае преобладают темные тона: бурый, темно-коричневый, серый, черный.
Хороший сенаж имеет запах фруктов. При порче появляется запах уксуса, прогорклого масла, навоза. Вкус доброкачественного сенажа слабокислый или приятный сладковатый, у испорченного – неприятный, горьковатый.
В доброкачественном сенаже полностью сохраняется структура растений. В испорченном сенаже структура растений нарушена, сенаж приобретает мажущуюся консистенцию, оставляя при растирании на руках грязные пятна.
Задание 1. Ознакомиться по коллекции кормов с различными видами грубых кормов. Изучить ОСТ 10243 – 2000 – требования к качеству сена и ОСТ 10243 – 2000 – качество искусственно высушенных травяных кормов (практикум стр. 61).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Определить класс качества травяной муки и сена (практикум стр. 58-61)
Таблица 25 – Определение класса качества кормов
Вид корма | В 1кг натурального корма содержится, % | Класс качества | ||||
влага | СП | СК | карот., мг | Сыр. золы | ||
Сено люцерновое | 16,5 | 14,5 | 30 | 30 | 11 | |
Сено тимофеечное | 19 | 9 | 33 | 15 | 12 | |
Сено луговое | 17 | 12 | 27 | 20 | 9 | |
Травяная мука | 9 | 19 | 25 | 150 | 11 | |
Травяная мука | 12 | 18 | 23 | 200 | 10 |
Задание 3. Определить запасы грубых кормов.
Размеры скирд и стогов могут быть разными, но чаще скирды делают шириной у основания 5-6 м, высотой 6-7 м и длиной 8-10 м, стога диаметром 4-5 м и высотой 6 м.
Для определения массы грубых кормов, хранящихся в скирдах и стогах, производится их обмер и вычисление их кубатуры. Зная объем скирда или стога и массу 1 м3 данного корма, можно приблизительно подсчитать запас грубых кормов. Для определения объема скирда измеряют ее ширину (Ш), длину (Д) и перекидку (П).
На основании промеров вычисляют объем (Об) в м3 по формулам:
1. Скирды кругловерхие высокие (высота больше ширины)
Об = (П · 0,52 – Ш · 0,46) · Ш · Д
2. Скирды кругловерхие средней величины и низкие
Об = (П · 0,52 – Ш · 0,44) · Ш · Д
3. Скирды плоские всех размеров
Об = (П · 0,56 – Ш · 0,55) · Ш · Д
4. Скирды островерхие шатровые
П · Ш
Об = ----------- · Д
4
При вычислении объема круглых стогов измеряют окружность (С) и перекидку (П). Вычисления производят по формулам:
1. Для высоких стогов
Об = (0,044 · П – 0,012) · С2
2. Для низких стогов
С · П2
Об = -----------
33
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Ознакомиться с требованиями ОСТа к качеству сенажа. Сравнить питательную ценность силоса и сенажа, сделать вывод (приложение 2).
Таблица 26 – Сравнительная питательная ценность силоса и сенажа
Вид корма | СВ, кг | К.ед, кг | ОЭ, МДж | ПП, г | Сахар, г | Са, г | Р, г | Карот, мг |
Силос кукуруз. | ||||||||
Силос вик.- овс. | ||||||||
Сенаж клевер. | ||||||||
Сенаж вик. овс. |
Вывод:________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оценка работы преподавателем ______________________________
Тема 7. Зерновые, мучнистые корма и отходы технических
Производств
Цель занятия: ознакомиться с методами оценки доброкачественности и питательности зерновых и мучнистых кормов, жмыхов и шротов, научиться определять натуру зерна.
Методические указания: зерновые корма обладают высокой калорийностью, богаты витаминами группы В и фосфором (особенно злаковые), хорошо перевариваются животными. При неправильном хранении они быстро портятся, теряют питательность и могут оказаться вредными для животных.
Доброкачественность зернофуража определяется органолептически на месте. Устанавливают вид зерна, цвет, блеск, запах, вкус, влажность (приблизительно). Более полную оценку получают при лабораторном исследовании (практикум стр. 67-72).
К мучнистым кормам относят побочные продукты мукомольного и крупяного производства (отруби, мучная пыль), а также кормовую муку. Качество этих кормов зависит от вида исходного сырья, способа размола, влажности, засоренности, зараженности амбарными вредителями и условий хранения (практикум стр. 73-76).
Жмыхи и шроты – побочные продукты маслоэкстракционного производства. Жмых имеет жирность 6-9 % и выпускается в виде ракушек или дробленым с размером частиц 10-15мм. Шрот содержит 1,5-2,5 % жира, выпускается в рассыпном виде (мука) или брикетах – гранулах различной формы и размеров. Шрот хранится хуже, чем жмых (практикум стр. 76-79).
Задание 1. Ознакомиться с требованиями к качеству зерновых кормов, жмыхов и шротов.
Задание 1. Проведите оценку качества предложенных образцов кормов и занести данные в таблицу.
Таблица 27 – Оценка качества кормов
Показатели | 1 образец: зерно | 2 образец: мучнистый корм | 3 образец: жмых |
1. Вид | |||
2. Цвет | |||
3. Блеск | - | - | |
4. Запах | |||
5. Вкус | |||
6. Влажность | - | ||
7. Чистота: сорная (вредная) примесь | |||
Зерновая примесь | - | - | |
8. Натура зерна | - | - | |
9.Зараженность амбарными вредителями | |||
10. Признаки порчи | |||
11. Заключение о качестве и пригодности к скармливанию |
Задание 2. Укажите основные различия в питательности злаковых и бобовых зерновых кормов (приложение 2, практикум).
Таблица 28 – Питательная ценность кормов
Показатели | Овес | Ячмень | Кукуруза | Горох | Бобы кормовые |
К.е., кг | |||||
ОЭ, МДж | |||||
ПП, г | |||||
Са, г | |||||
Р, г | |||||
Каротин, мг | |||||
Витамин В2, мг | |||||
Витамин В3, мг | |||||
Витамин В5, мг | |||||
Лизин, г | |||||
Метионин, г | |||||
Цистин, г | |||||
Триптофан, г |
Вывод:_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка работы преподавателем ______________________________
Дата: 2019-03-05, просмотров: 371.