Цель: Научиться характеризовать устройства масляного насоса фильтров и центрифуги.
Время выполнения - 2 часа.
Дидактическое и методическое обеспечение: методические указания, двигатели Д-144, Д-240, масляные насосы, фильтры, центрифуга, стенд по насосам системы смазки, плакаты по теме.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: инструкция № 12.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Внеаудиторная подготовка учащегося к работе.
1.1. При выполнении задания необходимо изучить следующие вопросы:
1. Назначение системы смазки двигателя.
2. Устройство и работа масляных насосов.
3. Требования к качеству очистки масел и устройство фильтров.
4. Устройство масляных радиаторов.
5. Контрольные устройства и приборы смазочной системы.
6. Вентиляция картера двигателя.
7. Возможные неисправности смазочных систем и способы их устранения.
1.2. Подготовить лист отчёта.
Литература
- Богатырёв А.В. Тракторы и автомобили / А.В. Богатырёв, В.Р. Лехтер под ред. А. В. Богатырёва. – М.: Колос, 2005. - с. 147-157
Вопросы для самопроверки
1. Устройство и работа масляного насоса.
2. Перечислить и охарактеризовать устройства для очистки масла.
3. Принцип действия и характерные особенности реактивных центрифуг двигателя.
4. Контрольные устройства смазочной системы.
5. Назначение и устройство системы вентиляции картера двигателя.
6. Техническое обслуживание и устранение неисправностей смазочных систем.
Порядок выполнения работы
4.1 Ознакомиться с устройством и работой насосов системы смазки.
4.2 Ознакомиться с устройством и работой масляных фильтров и центрифуг.
Теоретические сведения.
На всех современных отечественных двигателях внутреннего сгорания устанавливают шестеренные масляные насосы. Широкое распространение они получили ввиду простоты и технологичности конструкции, меньшей материалоемкости, дешевизны, меньшей чувствительности к загрязнению рабочей жидкостью и малых затрат на техническое обслуживание.
Среднее значение удельной мощности для различных типов насосов составляют: шестеренных - 3,9 ... 4, лопастных - 2,5 ... 2,6, поршневых с постоянным рабочим объемом - 1,7 ... 1,8 кВт/кг.
В смазочных системах двигателей используют одно- и двухсекционные шестеренные масляные насосы. На карбюраторных двигателях их приводят в действие обычно от распределительного вала, на дизелях - от коленчатого вала.
Шестеренные насосы работают по следующему принципу. При вращении ведущей и ведомой шестерен, установленных на валу и оси в замкнутом объеме корпуса насоса, их зубья входят в зацепления в зоне приемной (всасывающей) камеры и выходят из него в зоне нагнетательной камеры. Когда зуб одной шестерни выходит из впадины другой, общий объем камеры всасывания увеличивается и создается разрежение. В результате этого масла, подсасываясь из камеры верхней секции насоса или специального маслопровода, установленного в блок -картере двигателя, заполняет освободившиеся между зубьями впадины и переносится вдоль корпуса в полость нагнетательной камеры. Здесь зубья шестерен входят во впадины и вытесняют оттуда масло. Из камеры масло поступает в соответствующие маслопроводы. При засорении маслопровода или загрязнении потребителя масло через обратный клапан поступает по трубопроводу во всасывающую полость насоса.
Для очистки масла применяют фильтры. Масло очищается в фильтре, проходя последовательно через два фильтрующих элемента, размещенных в специальных колпаках. Эти колпаки присоединяют к корпусу и уплотняют прокладками. В таких фильтрах для очистки масла используют нитчатые или бумажные (картонные) элементы. Нитчатые фильтрующие элементы представляют собой литые цилиндры, набитые путанкой из хлопчатобумажной пряжи.
Наиболее качественная очистка масла достигается в центробежных фильтрах (центрифугах). Сущность центробежной очистки масла заключается в отделении более тяжелых частичек примесей под действием центробежных сил. Для этого масло пропускается через полости деталей, вращающихся с частотой до 100 с-1.
Содержание отчета
6.1. Тема и цель работы.
6.2. Выполните простейшую схему работы масляного насоса.
6.3. Выполните схему работы полнопоточной центрифуги.
6.4. Укажите места и способы смазки деталей двигателя (отчет составьте по прилагаемой форме).
Таблица 1 - Место и способ смазки деталей двигателя
место смазки | способ смазки |
Зеркало цилиндров | разбрызгиванием |
7. Контрольные вопросы
1. Назначение системы смазки двигателя.
2. Каким способом смазываются трущиеся поверхности деталей двигателя ?
3. Каково назначение масляных фильтров?
4. Какие клапана устанавливаются в системе смазки?
5. Как устроена и работает полнопоточная центрифуга?
6. В чем отличие полнопоточной центрифуги от неполнопоточной?
7. С какой целью применяется вентиляция картера двигателя?
8. Как устроен масляный насос Д-240?
9. Укажите рабочие температуры и величины давления масла в карбюраторных и дизельных двигателях?
8. После выполнения работы учащийся должен:
знать:
- назначение системы смазки двигателя;
- способы смазки трущихся поверхностей;
- устройство и работу приборов системы смазки.
уметь:
- характеризовать устройство масляного насоса, фильтров и центрифуги.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Дата: 2019-03-05, просмотров: 301.