Цель: Сформировать знания о назначении, устройстве и процессе работы системы смазки. Дать понятие возможных неисправностей и способах их устранения..
Время выполнения - 2 часа.
Дидактическое и методическое обеспечение: методические указания, двигатель Д-240, , ЯМЗ-238, изучаемые приборы и составные части системы охлаждения, плакаты по теме.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: инструкция № 12.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Внеаудиторная подготовка учащегося к работе.
1.1. При подготовке к занятию необходимо изучить следующие
вопросы:
1. Условия работы и тепловой режим работы двигателя.
2. Система охлаждения двигателей.
3. Водяной насос и вентилятор.
4. Устройство радиаторов и термостатов.
5. Требования к охлаждающим жидкостям.
6. Возможные неисправности системы охлаждения и способы их
устранения.
1.2. Подготовить лист отчёта
Литература
- Богатырёв А.В. Тракторы и автомобили / А.В. Богатырёв, В.Р. Лехтер под ред. А. В. Богатырёва. – М.: Колос, 2005. - с. 1457-168
Вопросы для самопроверки
1. Оптимальное температурное состояние двигателя.
3. Назначение, принцип работы водяных насосов.
4. Назначение, принцип работы вентиляторов, радиаторов, термостатов.
5. Требования к охлаждающим жидкостям.
6. Основные работы по техническому обслуживанию систем
охлаждения двигателя.
Порядок выполнения работы
4.1 Ознакомиться с устройством жидкостной и воздушной систем охлаждения.
4.2 Ознакомиться с устройством и работой клапана - термостата, парового и воздушного клапанов.
4.3 Ознакомиться с устройством и работой водяного насоса.
Теоретические сведения.
Теплота в двигателях отводится в атмосферу. Это вынужденные потери тепловой энергии, значение которых зависит от типа двигателя, его конструкции и способа охлаждения, Охлаждение двигателей не должно быть чрезмерными, так как при этом теряется полезное тепло, топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется, медленно горит и поэтому мощность двигателя снижается. Различают три способа охлаждения жидкостью: проточную, термосифонную и принудительную. Кроме того есть еще воздушное охлаждение. При повышении давления внутри системы охлаждения или при образовании разрежения в ней, систему охлаждения необходимо соединить с атмосферой.
Паровой клапан открывается в случае избыточного давления в системе, равного 0,05-0,04 МПа, и пар из системы охлаждения выходит в атмосферу.
Воздушный клапан служит для предотвращения деформации трубок радиатора, когда при остывании воды в системе охлаждения образуется разрежение.
Насос: состоит из корпуса, крыльчатки, установленной на валике, уплотнительного устройства. Объединение водяного насоса и вентилятора в один агрегат, имеющий общий привод, упрощает конструкцию привода и снижает массу двигателя.
Вентилятор: состоит из стальной ступицы, насаженной на шлицы вала и закрепленной гайкой. На ступицу с небольшим зазором установлен стальной диск, шестилопастная крыльчатка.
Особенностью вентилятора дизеля ЯМЗ-238 НБ являются наличие упругой муфты, предохраняющей детали привода вентилятора от поломок при резком изменении частоты вращения.
Содержание отчета
6.1. Тема и цель работы.
6.2. Выполните простейшие схемы жидкостной и воздушной систем
охлаждения.
6.3. Изобразите, схему работы термостата.
6.4. Изобразите схему работы паровоздушного клапана.
7. Контрольные вопросы
1. Чем вызывается необходимость охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
2. Перечислите способы охлаждения двигателей;
3. Как устроен и работает клапан - термостат?
4. Как устроен и работает паровоздушный клапан?
5. Как устроен и работает водяной насос?
6. Каким образом поддерживается тепловой режим двигателя при различных температурах окружающей среды?
7. Как устроен и работает радиатор водяного охлаждения?
8. Каким образом предохраняется блок - картер двигателя от размораживания?
9. Как проверяется и производится натяжение приводных ремней вентилятора и водяного насоса?
10. В чем состоит уход за системой охлаждения?
8. После выполнения работы учащийся должен:
знать:
- назначение системы охлаждения двигателя;
- устройство и работу приборов системы охлаждения.
уметь:
- излагать назначение, устройство и принцип работы узлов
системы смазки. Описывать возможные неисправности и
научиться объяснять способы их устранения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.