1 — М-образная 2 — А-образная
3 — N-образная 4 — П-образная
8. Какие мышцы образуют первый мышечный слой на пе редней области предплечья?
1 — плечелучевая и круглый пронатор
2 — лучевой сгибатель запястья и длинная ладонная мышца
3 — локтевой сгибатель запястья
4 — поверхностный сгибатель пальцев
5 — глубокий сгибатель пальцев
6 — длинный сгибатель большого пальца и квадратный пронатор
9. Сколько фасциальных лож на ладонной поверхности ки сти?
1 — одно. 2 — два. 3 — три. 4 — четыре. 5 — пять
Какие мышцы заключены в латеральное фасциальное ложе ладони?
1 — поверхностный сгибатель пальцев
2 — глубокий сгибатель пальцев
3 — короткий сгибатель большого пальца
4 — короткая ладонная мышца
5 — короткая мышца, отводящая большой палец кисти
6 — мышца, противопоставляющая большой палец кисти
Эталон ответов:
1. 3 2. 3, 4 3. 1, 2, 3 4. 4, 5 5. 5 6. 4 7. 1, 3 8. 1, 2, 3 9. 3 10. 3, 5, 6
Примеры ситуационных задач к практическим занятиям.
Анализ и синтез студент демонстрирует на примере решения ситуационных заданий различного уровня (типовая или ситуационная задача).
Ситуационная задача 1.
Поступил больной с травмой подмышечной области. При осмотре определяется колотая рана на передней стенки подмышечной ямки, длинной 4 см., сильное артериальное кровотечение.
Задание:
1. Укажите топографию передней стенки подмышечной ямки?
2. Назовите проекционную линию с.н.п. в подмышечной ямке?
3. Укажите, какие другие сосуды, и нервы могут быть повреждены при
данной травме, обоснуйте с топографо-анатомической позиции.
4. Назовите коллатеральное кровоснабжение подмышечной ямки?
5. Какая операция показана больному и требования по её обеспечению?
6. Назовите специальные инструменты, применяемые при данной операции?
7. Какие осложнения могут быть?
Эталон ответа:
1. Передняя стенка подмышечной ямки образована большой и малой грудными мышцами.
2. Проекционная линия подмышечной артерии проводится по переднему краю роста волос или на границе передней и средней трети ширины подмышечной ямки.
3. При данной травме также может быть повреждена подмышечная вена, так как она занимает более поверхностное расположение, чем подмышечная артерия, а также срединный нерв.
4. Коллатеральное кровоснабжение подмышечной ямки осуществляется передней и задней артериями огибающими плечо, а также подлопаточной артерией.
5. Больному показана операция наложения сосудистого шва, так как артерия является магистральной и пути коллатерального кровоснабжения верхней конечности выражены не достаточно.
6. Этапы операции: доступ, мобилизации артерии, наложение сосудистого шва, послойное ушивание раны.
7. Специальные инструменты: сосудистые зажимы Гепфнера, атравматические иглы, сосудистые иглодержатели, глазные пинцеты и иглодержатели, сосудосшивающие аппараты.
8. Возможные осложнения: кровотечение, тромбоз.
Ситуационная задача 2.
В хирургическое отделение поступил ребенок 3 лет с признаками нарастающей асфиксии. Больной находится в сознании, предполагается наличие инородного тела. При осмотре определяется резкое колебание щитовидного хряща гортани и выслушивается свистящий шум на этом же уровне. Что может быть предпринято хирургом в данном случае?
Задания:
1. Какая операция показана больному? Обоснуйте с топографической позиции?
2. Укажите положение больного и хирурга при данной операции?
3. Назовите сосуды, которые могут повреждаться при данной операции?
4. Перечислите последовательно действия хирурга, после обеспечения оперативного доступа к трахее.
5. Укажите, как правильно произвести этап трахеотомии? Опишите положение скальпеля? Какие кольца трахеи пересекаются?
6. Назовите специальные инструменты и последовательность введения трахеотомической канюли.
Эталон ответа к задаче 1
1. Операция трахеостомия. Это экстренная операция, направленная на обеспечение доступа воздуха в трахею, минуя гортань, где располагается инородное тело.
2. Больной лежит на спине, под плечи подложен валик, голова расположена строго по средней линии. Хирург располагается слева от больного, так как при нижней трахеостомии разрез тканей проводится от яремной вырезки грудины вверх, что удобнее делать, располагаясь слева от больного.
3. При проведении операции могут повреждаться верхние и нижние щитовидные артерии, непарное щитовидное венозное сплетение, яремная венозная дуга, срединная вена шеи, передняя яремная вена. При особенностях расположения сосудов шеи, в зоне оперативного вмешательства могут располагаться плечеголовной ствол, общие сонные артерии, дуга аорты.
4. Производят продольное рассечение связки под перешейком щитовидной железы и смещают его тупым крючком вверх. Трахея фиксируется за кольца одним или двумя острыми однозубыми крючками.
5. Хирург ограничивает лезвие скальпеля на 1-1,5 см и колющим движением прокалывает 2-3 кольца трахеи, при этом лезвие скальпеля обращено от перешейка щитовидной железы.
6. Разрез трахеи расширяют трахеорасширителем Труссо. В разрез вводится трахеостомическая канюля Люера в три приема – в сагиттальном, фронтальном и горизонтальном направлении. На кожу накладывают редкие швы. Канюля фиксируется швами, проведенными через ушки канюли к кожи пациента.
Список литературы:
а). Основная литература:
1. Каган, И.И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Текст]: /И.И. Каган. – учебник: в 2 т. /под ред. Ильи Иосифовича Кагана, Игоря Дмитриевича Кирпатовского. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012 . – Т. 1.:512 с. – Т. 2.: 576 с.
2. Сергиенко, В.И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Текст]: – учебник: в 2 т. / В.И. Сергиенко, Э.А. Петросян, И.В. Фраучи /по ред. Ю.М. Лопухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Т. 1: 832 с. – Т2: 592 с.
3. Николаев, А. В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Текст]: /А.В. Николаев. – учебник: в 2 т. – 2-е изд., испр. доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.1: 384 с. – Т.2: 480 с.
4. Семенов, Г.М. Современные хирургические инструменты [Текст]: / Г.М. Семенов. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
5. Основы оперативной хирургии. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст]: / под ред. С.А. Симбирцева. – Спб.: Гиппократ, 2007. – 664 с.
б). Дополнительная литература:
1. Цай Г.Е. Практические навыки по оперативной хирургии: [Текст]: уч. метод. пос. / Г.Е. Цай, С.И. Волков, П.А. Лаврентьев/ - Тверь. ТГМА, – 2005. – 18 с.
2. Учебно-методическое пособие. – Учебные карты для подготовки к занятиям и экзамену по дисциплине. – Топографическая анатомия и оперативная хирургия/ Тверская государственная медицинская академия; Сост.: С.И. Волков, Г.Е. Цай, П.А. Лаврентьев, С.А. Копосова, Н.С. Беганская. – Издательство «ParaGraf» ООО «Ювиталь. – Тверь, 2014. – 125 с.
3. Учебно-методическое пособие. – Задания в тестовой форме и ситуационные задачи по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 2 курса стоматологического факультета/ Тверская государственная медицинская академия; Сост.: С.И. Волков, Г.Е. Цай, П.А. Лаврентьев, С.А. Копосова. – Издательство «ParaGraf» ООО «Ювиталь. – Тверь, 2014. – 162 с.
4. Учебно-методическое пособие. – Задания в тестовой форме и ситуационные задачи по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 2-3 курса лечебного факультета/ Тверская государственная медицинская академия; Сост.: С.И. Волков, Г.Е. Цай, П.А. Лаврентьев, С.А. Копосова. – Издательство «ParaGraf» ООО «Ювиталь. – Тверь, 2014. – 140 с.
5. Учебно-методическое пособие. – Задания в тестовой форме и ситуационные задачи по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 2-3 курса педиатрического факультета/ Тверская государственная медицинская академия; Сост.: С.И. Волков, Г.Е. Цай, П.А. Лаврентьев, С.А. Копосова. – Издательство «ParaGraf» ООО «Ювиталь. – Тверь, 2014. – 152 с.
в). Электронные ресурсы:
1. Электронная база данных и информационная система поддержки принятия клинических решений «ClinicalКey» (www.clinicalkey.com);
2. Стандарты медицинской помощи: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/stranitsa-983;
3. Университетская библиотека on-line (www.biblioclub.ru);
4. Информационно-поисковая база Medline (http:// www.ncbi.nlm.nin.gov/pubmed);
5. «МЕДАРТ» сводный каталог периодики и аналитики по медицине (http://www.medart.komlog.ru);
6. Электронный библиотечный абонемент Центральной научной медицинской библиотеки Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова // http://www.emll.ru/newlib/;
Дата: 2019-03-05, просмотров: 181.