Под стратегическим потенциалом предприятия понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии предприятия.
Анализ стратегического потенциала предприятия должен охватывать практически все сферы его деятельности: менеджмент предприятия, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, производство, маркетинг, финансы, кадры.
Структура стратегического потенциала предприятия:
1.Первым компонентом, формирующим стратегический потенциал предприятия, являются его стратегические ресурсы. Стратегический потенциал включает только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегии предприятия. Стратегический потенциал предприятия формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия и преодоление его конкурентных слабостей. К их числу относят технические, технологические, информационные, кадровые, организационные, управленческие, финансовые ресурсы.
2. Второй компонент, формирующий стратегический потенциал предприятия, — имеющиеся у предприятия возможности (способности) для разработки и реализации стратегии. К ним относятся гибкость производства, обновление продукции, гибкость управления, конкурентоспособность фирмы, доля рынка, инвестиционные возможности. При анализе возможностей предприятия следует избегать субъективных оценок, не соответствующих реальности. Например, у предприятия может сложиться впечатление, что его потребители высоко оценивают уровень качества товара и хорошо осведомлены о товаре и сопутствующих услугах. На самом же деле целевая группа потребителей недостаточно информирована о качественных аспектах товара и не отличает его от конкурирующих товаров, представленных на рынке. В связи с этим к проведению стратегического анализа часто привлекают специалистов со стороны (консультантов), которые призваны обеспечить более объективную оценку предприятия и его товара.
В ходе стратегического анализа необходимо помнить, что стратегический потенциал предприятия существенно зависит от условий внешней среды и подвержен постоянным изменениям.
5. SWOT-анализ
SWO Т-анализ является широко признанным комплексным методом совместного изучения внутренней и внешней среды предприятия. Центр тяжести в данном анализе перемешается от понимания среды к пониманию того, как данное или прогнозируемое состояние среды может влиять на предприятие.
Сокращение SWOT образовано от начальных английских букв:
S— strength (сила);
W— weakness (слабость);
О — opportunities (возможности);
Т— threats (угрозы).
Метод SWOT -анализа включает следующие этапы:
1. Выявление сильных и слабых сторон организации.
Сила — это те факторы внутренней среды, в которых фирма преуспела, или какая-то эксклюзивная ценность, предоставляющая ей дополнительные преимущества перед конкурентами.
Слабость — это факторы внутренней среды, которые ставят предприятие в неблагоприятные условия, или отсутствие каких-то важных элементов в его функционировании по сравнению с другими фирмами.
После составления перечня сильных и слабых сторон организации заполняется соответствующая таблица. В таблице 4.1 представлен примерный перечень сильных и слабых сторон организации.
Таблица 4.1 - Сильные и слабые стороны организации
Сильные стороны | Слабые стороны |
Четко сформулированная стратегия | Отсутствие четкой выраженной стратегии |
Совершенство управления | Недостаток навыков и таланта управления у руководства фирмы |
Опыт в разработке новых товаров | Узкая номенклатура выпускаемой продукции |
Высокое искусство конкурентной борьбы | Отсутствие анализа информации о потребителях |
Хорошая репутация в общественной среде | Недостаточный имидж на рынке |
Высокое искусство НИОКР | Слабые позиции в НИОКР |
Наличие финансовых ресурсов | Недостаток финансовых ресурсов |
Низкие издержки | Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами |
Надежная сеть распределения | Слабая политика продвижения товара |
Собственная уникальная технология | Устарелые технология и оборудование |
Хорошо организованная реклама | Слабые навыки в области маркетинговой деятельности |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 251.