Внешняя среда предприятия — совокупность социально-эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования.
Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды небезграничны, на них претендуют многие организации, находящиеся в этой же среде. Следовательно, всегда существует возможность того, что предприятие не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды, что приведет к ослаблению его потенциала.
Внешняя среда предприятия характеризуется высокой степенью сложности и динамизма. Для внешней среды характерно огромное количество переменных, создающих неопределенность в стратегическом плане. Динамизм внешней среды определяется частотой и глубиной происходящих в ней изменений. Характер динамизма и сложности внешней среды оказывает влияние на выбор методов исследования. При усилении динамизма и сложности внешней среды уменьшается роль формализованных методов изучения среды в пользу неформальных экспертных методов.
В процессе стратегического анализа внешняя среда изучается, главным образом, для того, чтобы определить предоставляемые ею возможности и исходящие от нее угрозы для деятельности предприятия.
Анализ внешней среды предприятия подразделяется на:
1. Анализ макросреды, т.е. анализ дальней окружающей среды или среды косвенного воздействия.
Макроокружение предприятия создает общие условия его нахождения во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятой организации. В то же время степень влияния состояния макроокружения на различные предприятия неодинакова, что связано с отличиями как в сферах деятельности, так и с их внутренним потенциалом.
Компоненты анализа факторов макросреды предприятия:
- анализ природных факторов включает анализ уровня развитости, использования потенциала природных ресурсов, источников топливно-энергетических ресурсов и сырья, экологических показателей, их нормативов и уровня их соблюдения; развитости системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья;
- анализ демографических факторов включает изучение структуры, численности, плотности и воспроизводственных характеристик населения, рождаемости, смертности, устойчивости семейных союзов, религии, этнической однородности;
- анализ экономических факторов состоит из анализа финансового положения рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательной способности, анализа показателей финансово-кредитной системы, экономической конъюнктуры и инфляции, развитости системы налогообложения, ее адекватности к потребительской корзине населения; анализа цен и тенденций потребления населения, эластичности спроса;
- анализ политико-правовых факторов включает анализ развитости правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность; анализ наличия внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений; роли общественных образований в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений;
- анализ научно-технических факторов включает анализ состояния и развития научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики, развитости инновационных процессов субъектов маркетинговой системы, степени внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве, показателей экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий;
- анализ социально-культурных факторов охватывает анализ развитости рыночного менталитета населения, организационной и потребительской культуры, устойчивости обычаев и обрядов, динамики культуры поведения.
При анализе отдельных компонентов макросреды следует учитывать, что все компоненты макросреды взаимосвязаны и сильно влияют друг на друга. Изменения, происходящие в одной из компонент, обязательно приводят к тем или иным изменениям в других компонентах макроокружения. Поэтому изучать компоненты макросреды следует не по отдельности, а системно и комплексно с отслеживанием не только изменений в данном компоненте, но и с определением степени и характера влияния этих изменений на другие компоненты макросреды.
Важно также отметить, что степень влияния отдельных компонент макросреды на различные предприятия неодинакова. В частности, она зависит от размера предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.д. Предприятию необходимо выделить внешние факторы, которые оказывают значительное влияние именно на его деятельность. Также следует составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия или же которые могут открыть дополнительные возможности для него.
Предприятие должно осуществлять постоянный мониторинг факторов макросреды. Для этого создается специальная система отслеживания макросреды. К задачам данной системы относится как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для предприятия внешних факторов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
- анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
- участие в профессиональных конференциях;
- анализ опыта деятельности организации;
- изучение мнения сотрудников организации;
- проведение собраний и обсуждений внутри организаций.
Анализ факторов макросреды не ограничивается изучением текущего состояния среды и ретроспективным анализом. Важно выявить тенденции, характерные для изменения состояния отдельных наиболее важных компонент макроокружения, и составить прогноз их будущего развития. Это поможет вскрыть основные угрозы, которые могут ожидать предприятие, а также возможности, открывающиеся перед ним в будущем.
2. Анализ микросреды, т.е. анализ ближней окружающей среды или среды прямого воздействия.
Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз его дальнейшему существованию.
Компоненты анализа микросреды предприятия:
- анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих предприятие материальными ресурсами, от которых зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество производимого им товара. При изучении поставщиков необходимо отслеживать такие характеристики, как стоимость и гарантия качества поставляемого товара, временной график поставки, обязательность выполнения условий поставки. Анализируются не только реальные поставщики, но и потенциальные с целью изучения возможностей различных поставщиков, отбора наиболее надежного и экономичного поставщика с позиции капитальных и текущих затрат предприятия;
- анализ потребителей включает анализ юридических и физических лиц, приобретающих товары предприятия для целей конечного производственного использования или потребления в личных домохозяйствах. Анализ потребителей состоит в постоянном изучении поведения потребителя, его потребностей, причин отклонений в его отношении к продукту предприятия с целью своевременной разработки корректирующих мероприятий деятельности предприятия, направленных на сохранение эффективных коммуникаций с потребителями. Анализ потребителей позволяет определить, какое сочетание свойств выпускаемого товара больше всего устраивает покупателя, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько высока степень приверженности потребителей к товару именно данного предприятия, существуют ли возможности для расширения круга потенциальных потребителей, каковы рыночные перспективы данного товара;
- анализ конкурентов направлен на изучение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соперничающих с данным предприятием за потребителя и за ресурсы, получаемые из внешней среды для обеспечения своего существования. Этот анализ занимает важное место в стратегическом менеджменте. Конкуренты своими действиями на рынке, при выборе поставщиков, посредников, потребительских аудиторий могут оказывать воздействие на результаты деятельности предприятий-соперников, их конкурентную позицию и преимущества. Основной задачей анализа конкурентов является выявление их сильных и слабых сторон в сопоставлении с деятельностью нашего предприятия. Знание сильных и слабых сторон конкурентов позволяет предприятию оценить и постоянно укреплять свой стратегический потенциал, корректировать цели деятельности, действующую и перспективную стратегию предпринимательства;
- анализ посредников направлен на изучение влияния на предприятие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые помогают ему в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентуры, а также в обеспечении финансовыми, трудовыми и информационными услугами. В ходе анализа изучают логистических, маркетинговых, финансовых посредников, а также посредников в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами.
К логистическим посредникам относятся торговые посредники, фирмы, оказывающие услуги в системе складирования, транспортировки, товаро- и потокодвижения.
Маркетинговые услуги оказывают фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства и консультационные фирмы по маркетингу. Они помогают предприятию точнее нацеливать и продвигать товары на рынок.
Финансовые посредники анализируются с точки зрения эффективности оказываемых ими банковских, кредитных, страховых и других финансовых услуг;
- анализ контактных аудиторий. Контактная аудитория — это любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей. Контактные аудитории могут как способствовать, так и противодействовать деятельности предприятия.
Любое предприятие действует в окружении контактных аудиторий семи типов:
1. Финансовые круги. Оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом. Основные контактные аудитории финансовой сферы — банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы фондовой биржи, акционеры. Предприятие может добиться благорасположения этих аудиторий, представляя доказательства своей финансовой устойчивости.
2. Контактные аудитории средств информации. Это организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии. В первую очередь, это газеты, журналы, радиостанции и телецентры. Предприятие заинтересовано в том, чтобы средства информации больше и благожелательнее освещали его деятельность.
3. Контактные аудитории органов государственной власти и управления. Руководство обязано учитывать все, что происходит в государственной сфере. Предприятие должно откликаться на проблемы безопасности товаров, правдивости рекламы, права потребителей. Следует подумать о взаимодействии с производителями аналогичных товаров, чтобы совместно добиваться нужных законов.
4. Гражданские группы действий. Маркетинговые решения предприятия могут вызвать вопросы со стороны общественных организаций потребителей, групп защитников окружающей среды, представителей национальных меньшинств. Отдел организации общественного мнения предприятия должен содействовать поддержанию постоянного контакта предприятия со всеми потребительскими группами.
5. Местные контактные аудитории. Это окрестные жители и местные организации.
6. Широкая публика. Широкая публика не выступает по отношению к предприятию в виде организованной силы, но образ предприятия в глазах публики сказывается на его коммерческой деятельности.
7. Внутренние контактные аудитории. Это рабочие и служащие предприятия, управляющие, члены совета директоров, его добровольные помощники. Позитивное отношение рабочих и служащих к собственной фирме передается и другим контактным аудиториям.
В завершение анализа внешней среды предприятия представим характеристику различных типов внешней среды:
А) Изменяющаяся среда. Для нее характерны быстрые перемены: инновации, экономические перемены (изменение уровня инфляции, величины процентных ставок), изменения законодательства, новшества в политике конкурентов и т.д. Такая нестабильная среда создает большие трудности для управления;
Б) Враждебное окружение. Обеспечивается жесткой конкуренцией, борьбой за потребителей и рынки сбыта. Примером может служить автомобильная промышленность США, стран Западной Европы и Японии;
В) Разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу. Типичным примером глобального бизнеса является фирма Мс& Donalds, работающая во многих странах (а, следовательно, связанная с обслуживанием многочисленных клиентов, говорящих на различных языках), с разнообразными культурами и гастрономическими вкусами потребителей. Это разнообразное окружение влияет на деятельность фирмы, на ее политику воздействия на потребителей.
Г) Технически сложная среда. Требуется обеспечение сложной информацией и высококвалифицированным обслуживающим персоналом. В такой среде развивается, например, электроника, вычислительная техника, телекоммуникации. Стратегическое управление предприятиями в технически сложной среде должно быть ориентировано на инновации, так как изделия в этом случае быстро устаревают.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.