Возможности — это факторы внешне и среды (макросреды или микросреды), которые открывают для предприятия новые перспективы эффективного развития.
Угрозы— это факторы внешней среды (макросреды или микросреды), которые могут неблагоприятно отразиться на деятельности предприятия.
После составления перечня возможностей и угроз со стороны внешней среды предприятия заполняется соответствующая таблица. В таблице 4.2 представлен примерный перечень возможностей и угроз, заключенных во внешней среде.
Таблица 4.2 - Возможности и угрозы, заключенные во внешней среде организации
Возможности | Угрозы |
Выход на новые рынки | Появление новых конкурентов |
Большая доступность ресурсов | Усиление требований поставщиков |
Возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса | Изменение вкусов и потребностей покупателей |
Ослабление позиций фирм-конкурентов | Появление иностранных конкурентов с товарами более низкой стоимости |
Ослабление ограничивающего законодательства | Неблагоприятная политика государственного регулирования при спадах и колебаниях уровня деловой активности |
Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки | Протекционистская торговая политика иностранных государств |
Появление новых технологий | Рост продаж товаров-заменителей |
Благоприятный сдвиг в курсах валют | Неблагоприятные изменения курсов иностранных валют |
Увеличение доходов у населения | Замедление темпов роста рынка |
3. Установление цепочек связи между сильными и слабыми сторонами предприятия, с одной стороны, и возможностями и угрозами, с другой стороны.
На третьем этапе SWOT-анализа устанавливается характер взаимосвязи между факторами внутренней и внешней среды. Для этого составляется матрица SWOТ(рисунок 4.1).
Возможности 1 2 3 … | Угрозы 1 2 3 … | |
Сильные стороны 1. 2. 3. | ПОЛЕ СИВ | ПОЛЕ СИУ |
Слабые стороны 1. 2. 3. | ПОЛЕ СЛВ | ПОЛЕСЛУ |
Рисунок 4.1 - Матрица SWOT
В ячейках матрицы SWOT образуется четыре поля, в рамках каждого поля исследователь анализирует все возможные парные комбинации, чтобы выделить те из них, которые должны быть учтены при разработке стратегии предприятия:
1. СИВ — сила и возможности. В отношении тех пар, которые выбраны из поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон предприятия для получения наивысшей отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде.
2. СИУ — сила и угрозы. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы предприятия для устранения угрозы.
3. СЛВ — слабость и возможности. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть направлена на преодоление слабых сторон предприятия за счет появившихся возможностей во внешней среде.
4. СЛУ — слабость и угрозы. Для пар, находящихся на поле СЛУ, следует выработать такую стратегию, которая позволила бы как преодолеть слабые стороны предприятия, так и попытаться предотвратить нависшую над ним угрозу.
Разрабатывая стратегию предприятия необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Например, неиспользованная возможность может стать угрозой, если конкурентам удастся удачно ее использовать. И напротив, удачно предотвращенная угроза может открыть перед предприятием дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
Методы SWOT - анализа:
1. Метод матричного позиционирования возможностей, предоставляемых внешней средой предприятия.
Метод SWOT- анализа опирается не только и не столько на выявление возможностей и угроз со стороны внешней среды предприятия, сколько на оценку их с позиции важности и степени влияния на стратегию предприятия.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рисунок 4.2).
Вероятность использования возможности | Влияние | ||
сильное | умеренное | малое | |
Высокая | ПОЛЕ ВС | ПОЛЕ ВУ | ПОЛЕ ВМ |
Средняя | ПОЛЕСС | ПОЛЕ СУ | ПОЛЕ СМ |
Низкая | ПОЛЕ НС | ПОЛЕ НУ | ПОЛЕ НМ |
Рисунок 4.2 - Матрица возможностей
Матрица возможностей представляет собой двухмерную матрицу следующих характеристик:
- по горизонтали учитывается вероятность использования выявленной возможности внешней среды данной фирмы (низкая, средняя, высокая);
- по вертикали учитывается характер влияния возможностей на деятельность фирмы (малое, умеренное, сильное).
В каждое из выделенных в матрице полей вписываются соответствующие возможности внешней среды из предварительно составленного общего перечня возможностей.
Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для предприятия. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для предприятия и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания предприятия. Использовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у предприятия имеется достаточно ресурсов.
2.Метод матричного позиционирования угроз со стороны внешней среды предприятия.
Для оценки угроз, исходящих от внешней среды, используется метод позиционирования каждой конкретной угрозы на матрице угроз (рисунок 4.3).
Матрица угроз представляет собой двухмерную матрицу следующих характеристик:
- по горизонтали учитывается вероятность реализации выявленной угрозы со стороны внешней среды предприятия (низкая, средняя, высокая);
- по вертикали учитываются возможные последствия влияния угроз на деятельность предприятия («легкие ушибы», тяжелое состояние, критическое состояние, разрушение).
Вероятность реализации угрозы | Возможные последствия | |||
разрушение | критическое состояние | тяжелое состояние | «легкие ушибы» | |
Высокая | ПОЛЕ BP | ПОЛЕ ВК | ПОЛЕ ВТ | ПОЛЕ ВЛ |
Средняя | ПОЛЕ CP | ПОЛЕ СК | ПОЛЕ СТ | ПОЛЕ СЛ |
Низкая | ПОЛЕ HP | ПОЛЕ НК | ПОЛЕ НТ | ПОЛЕ НЛ |
Рисунок 4.3 - Матрица угроз
В каждое из выделенных в матрице полей вписываются соответствующие угрозы внешней среды из предварительно составленного общего перечня угроз.
Те угрозы, которые попадают на поля BP, ВК и CP, представляют очень большую опасность для предприятия и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля ВТ, СК и HP, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшиеся на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения менеджмента предприятия. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.
3. Метод составления профиля среды предприятия
Наряду с методами составления матриц возможностей и угроз, при проведении SWOT-анализа удобно пользоваться методом составления профиля среды. С помощью этого метода удается оценить относительную значимость для фирмы отдельных факторов среды. Составление профиля среды выполняется отдельно для внутренней среды, микросреды и макросреды фирмы.
Технология реализации данного метода.
В таблицу профиля среды (рисунок 4.4) выписываются отдельные факторы среды.
Каждому из представленных в таблице профиля среды факторов экспертным образом дается оценка:
- важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;
- влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;
- направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, —1 - негативная.
Факторы среды | Важность для отрасли, А | Влияние на организацию, В | Направленность влияния, С | Степень важности, D=A*В*С |
1. | ||||
2 | ||||
3. | ||||
… |
Рисунок 4.4 - Профиль среды предприятия
Затем все три экспертных оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, которая показывает степень важности фактора для конкретного предприятия. Руководствуясь полученными оценками, менеджмент предприятия делает выводы относительно того, какие из факторов среды имеют более важное значение для их предприятия и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы требуют меньшего внимания.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 375.