Построение конкурентной карты рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить типовые стратегические положения фирм-конкурентов, провести си­туационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемой фирмы на данном рынке.

Построение конкурентной карты рынка включает три этапа.

1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке в зависимости от их рыночной доли.

Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение рыночной доли на данном рынке.

Максимальная рыночная доля формирует верхнюю грани­цу группы лидеров данного рынка.

Затем рассчитывается среднеарифметическая рыночная доля всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле:

рср= 1 / n

где n — число фирм, представленных на рынке.

 

Далее все фирмы делятся на две группы:

- слабые, рыночная доля которых ниже рср;

- сильные, рыночная доля которых выше рср.

Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние ры­ночные доли в группах.

Средняя рыночная доля по группе слабых фирм:

 

Pср.сл = сл / nсл

где    piсл — рыночная доля i-той слабой фирмы;

nc — число фирм в группе слабых фирм.

 

Средняя рыночная доля по группе сильных фирм

 

Рср.сильн = сильн / nсильн

где pi сильн — рыночная доля i-той сильной фирмы;

nсильн - число фирм в группе сильных фирм.

 

Далее идет разделение всех фирм на 4 группы а зависимо­сти от рыночной доли:

I – группа лидеров рынка;

II — группа фирм с сильной конкурентной позицией;

Ш — группа фирм со слабой конкурентной позицией;

IV — группа аутсайдеров рынка.

На рисунке 5.1 представлены границы данных групп фирм.

 

I группа | II группа   | Ш группа IV группа 

pmin                 pср.сл.               pср                    pср.сильн       pmax

Рисунок 5.1 - Границы групп фирм в зависимости от рыночной доли

 

2. Формирование групп фирм, находящихся на рынке в зависимости от темпов роста рыночной доли.

Темп роста рыночной доли определяется по формуле:

 

T = p1 / p0

где    р1 — рыночная доля фирмы в отчетном периоде, %;

р0 — рыночная доля фирмы в базовом периоде, %/

 

Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение темпа роста рыночной доли на данном рынке.

Максимальный темп роста рыночной доли формирует верх­нюю границу группы лидеров данного рынка.

Затем рассчитывается среднеарифметический темп роста рыночной доли всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле:

 

Tср =  / n

где n — число фирм, представленных на рынке.

 

Далее все фирмы делятся на две группы:

- слабые, рыночная доля которых ниже рср;

- сильные, рыночная доля которых выше рср.

Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние тем­пы роста рыночных долей в группах.

Средний темп роста рыночной доли по группе слабых фирм:

 

Тср.сл =  / nсл

где Тiсл—темп роста рыночной доли i-той слабой фирмы, %;

  nсл — число фирм в группе слабых фирм.

 

Средний темп роста рыночной доли по группе сильных фирм:

 

Тср.сильн =  / nсильн

где Тср.сильн — темп роста рыночной доли i-той сильной фирмы;

      nсильн - число фирм в группе сильных фирм.

 

Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависимо­сти от рыночной доли:

I — группа фирм с быстрым улучшением конкурентной по­зиции;

II — группа фирм с улучшением конкурентной позиции;

III — группа фирм с ухудшением конкурентной позиции;

IV — группа фирм с быстрым ухудшением конкурентной позиции.

На рисунке 5.2 представлены границы данных групп фирм.

 

I группа | II группа   | Ш группа IV группа 

  Тmin                    Тср.сл.               Тср                    Тср.сильн       Тmax

 

Рисунок 5.2 - Границы групп фирм в зависимости от темпа роста рыночной доли

 

3. Представление конкурентной карты рынка в матричной форме.

Построение конкурентной карты рынка осуществляется в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам размещаются фирмы в зависимости от занимаемой ими рыночной доли (таблица 5.5).

Таблица 5.5 - Конкурентная карта рынка

Классификация

по темпу роста рыночной доли, Т

Классификация по рыночной доле фирмы, р

I. Ли­дер II. Сильная кон­курент­ная пози­ция III. Слабая конкурент­ная пози­ция IV. Аут­сайдер
I. Быстрое улучшение конкурентной позиции П. Улучшение конкурентной позиции III. Ухудшение конкурентной позиции IV. Быстрое ухудшение конкурентной позиции 1.   5.     9. 1, 5   13. 2.   6. 2, 3   10.     14. 3.   7.     11. 6, 7, 8   15. 4. 4     8.     12.     16. 9, 10

 

Примечание. Цифрами в таблице обозначены порядковые номера фирм отраслевого рынка

В таблице 5.5 показаны 16 типовых стратегических поло­жений фирмы, каждому из которых соответствуют свои зна­чения рыночной доли фирмы и темпы прироста рыночной доли. По степени концентрации фирм рынка в определенных сегментах конкурентной карты рынка можно судить об интен­сивности конкуренции на данном рынке, его основных игро­ках и степени силы их позиции, а также о возможной динами­ке стратегических позиций фирм.

4. Анализ стратегических групп конкурентов исходит из того, что понятие конкуренции предприятий целой отрасли несколь­ко абстрактно, так как трудно определить границы нахожде­ния возможных конкурентов. В пределах отрасли может быть множество фирм, имеющих различные интересы и стратеги­ческие установки. М. Портером предложен промежуточный уровень между предприятием и отраслью — стратегические группы конкурентов. Данный уровень позволяет провести анализ конкуренции с позиции понимания содержания кон­куренции и структуры конкурентов.

Стратегическая группа представляет собой объединение фирм с похожими стратегическими характеристиками и кон­курирующих на одних и тех же ресурсной и товарной базах.

Стратегические группы определяются на основе установле­ния барьеров, отделяющих одну группу фирм от другой. Та­кими барьерами могут быть размер предприятий, дифферен­циация товаров, специализированная рабочая сила, уникаль­ные технологии, география сбыта товаров, число целевых рыночных сегментов, используемые каналы сбыта, уровень вертикальной интеграции, качество товаров, уровень исполь­зуемых цен, возможности в области НИОКР, позиции в об­ласти издержек, характер сервисного обслуживания и т.д. Считается, что для выделения стратегических групп нужно использовать две или три характеристики в качестве барье­ров. В зависимости от специфики отрасли эти характе­ристики могут существенно отличаться. Кроме того, для од­ной и той же отрасли в динамике барьеры могут изменяться.

Для определения конкурентных позиций и возможных дей­ствий соперничающих фирм применяют процедуры графиче­ской стратегической группировки. Карты стратегической груп­пировки конкурентов представляют собой двухмерную матри­цу различных пар характеристик (барьеров), например, «цена-качество».

Построение карты стратегической группировки включает следующие этапы:

1. Выявляются конкурентные характеристики, которые выступают в качестве барьеров, отделяющих одну стратеги­ческую группу от другой.

2. Классифицируются предприятия в соответствии с вы­деленными конкурентными характеристиками.

3. Предприятия с похожими значениями конкурентных характеристик объединяются в стратегические группы.

4. На карте стратегической группировки каждая группа изображается геометрической фигурой, размер которой пря­мо пропорционален объему продаж данной стратегической группы.

Построение карт стратегической группировки производит­ся с учетом следующих требований:

- переменные, используемые для построения карты долж­ны отражать существенные отличия конкурентов;

- переменные карты стратегической группировки долж­ны носить дискретный характер;

- выделенные для построения карты переменные, ха­рактеризующие барьеры отделения одной стратегиче­ской группы от другой, не должны коррелировать между собой;

- при выделении более двух барьеров, отделяющих стра­тегические группы, строится несколько карт стратеги­ческой группировки.

Пример карты стратегической группировки конкурентов показан на рисунке 5.3. Здесь приведены фирмы-конкуренты А, Б, В, Г, а площадь кружка отражает объем реализации товара.

В отрасли может быть одна или целое множество стратеги­ческих групп. Предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками, в то время как предпри­ятия из расположенных далеко друг от друга групп вряд ли вообще могут конкурировать. Чем ближе расположены раз­личные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Различные стратегические группы конкурен­тов опираются на разные конкурентные преимущества, име­ют различную потенциальную прибыльность, испытывают раз­личную степень угрозы со стороны товаров-заменителей.

 

 

В
высокое

 

 

А
качество

Г
Б

 

 


низкое

             

          низкая            цена        высокая

 

Рисунок 5.3 - Позиционная карта стратегических групп конкурентов относительно барьеров «цена-качество»

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 294.