Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить типовые стратегические положения фирм-конкурентов, провести ситуационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемой фирмы на данном рынке.
Построение конкурентной карты рынка включает три этапа.
1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке в зависимости от их рыночной доли.
Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение рыночной доли на данном рынке.
Максимальная рыночная доля формирует верхнюю границу группы лидеров данного рынка.
Затем рассчитывается среднеарифметическая рыночная доля всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле:
рср= 1 / n
где n — число фирм, представленных на рынке.
Далее все фирмы делятся на две группы:
- слабые, рыночная доля которых ниже рср;
- сильные, рыночная доля которых выше рср.
Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние рыночные доли в группах.
Средняя рыночная доля по группе слабых фирм:
Pср.сл = сл / nсл
где piсл — рыночная доля i-той слабой фирмы;
nc — число фирм в группе слабых фирм.
Средняя рыночная доля по группе сильных фирм
Рср.сильн = сильн / nсильн
где pi сильн — рыночная доля i-той сильной фирмы;
nсильн - число фирм в группе сильных фирм.
Далее идет разделение всех фирм на 4 группы а зависимости от рыночной доли:
I – группа лидеров рынка;
II — группа фирм с сильной конкурентной позицией;
Ш — группа фирм со слабой конкурентной позицией;
IV — группа аутсайдеров рынка.
На рисунке 5.1 представлены границы данных групп фирм.
I группа | II группа | Ш группа IV группа
pmin pср.сл. pср pср.сильн pmax
Рисунок 5.1 - Границы групп фирм в зависимости от рыночной доли
2. Формирование групп фирм, находящихся на рынке в зависимости от темпов роста рыночной доли.
Темп роста рыночной доли определяется по формуле:
T = p1 / p0
где р1 — рыночная доля фирмы в отчетном периоде, %;
р0 — рыночная доля фирмы в базовом периоде, %/
Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение темпа роста рыночной доли на данном рынке.
Максимальный темп роста рыночной доли формирует верхнюю границу группы лидеров данного рынка.
Затем рассчитывается среднеарифметический темп роста рыночной доли всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле:
Tср = / n
где n — число фирм, представленных на рынке.
Далее все фирмы делятся на две группы:
- слабые, рыночная доля которых ниже рср;
- сильные, рыночная доля которых выше рср.
Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние темпы роста рыночных долей в группах.
Средний темп роста рыночной доли по группе слабых фирм:
Тср.сл = / nсл
где Тiсл—темп роста рыночной доли i-той слабой фирмы, %;
nсл — число фирм в группе слабых фирм.
Средний темп роста рыночной доли по группе сильных фирм:
Тср.сильн = / nсильн
где Тср.сильн — темп роста рыночной доли i-той сильной фирмы;
nсильн - число фирм в группе сильных фирм.
Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависимости от рыночной доли:
I — группа фирм с быстрым улучшением конкурентной позиции;
II — группа фирм с улучшением конкурентной позиции;
III — группа фирм с ухудшением конкурентной позиции;
IV — группа фирм с быстрым ухудшением конкурентной позиции.
На рисунке 5.2 представлены границы данных групп фирм.
I группа | II группа | Ш группа IV группа
Тmin Тср.сл. Тср Тср.сильн Тmax
Рисунок 5.2 - Границы групп фирм в зависимости от темпа роста рыночной доли
3. Представление конкурентной карты рынка в матричной форме.
Построение конкурентной карты рынка осуществляется в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам размещаются фирмы в зависимости от занимаемой ими рыночной доли (таблица 5.5).
Таблица 5.5 - Конкурентная карта рынка
Классификация по темпу роста рыночной доли, Т | Классификация по рыночной доле фирмы, р | |||
I. Лидер | II. Сильная конкурентная позиция | III. Слабая конкурентная позиция | IV. Аутсайдер | |
I. Быстрое улучшение конкурентной позиции П. Улучшение конкурентной позиции III. Ухудшение конкурентной позиции IV. Быстрое ухудшение конкурентной позиции | 1. 5. 9. 1, 5 13. | 2. 6. 2, 3 10. 14. | 3. 7. 11. 6, 7, 8 15. | 4. 4 8. 12. 16. 9, 10 |
Примечание. Цифрами в таблице обозначены порядковые номера фирм отраслевого рынка
В таблице 5.5 показаны 16 типовых стратегических положений фирмы, каждому из которых соответствуют свои значения рыночной доли фирмы и темпы прироста рыночной доли. По степени концентрации фирм рынка в определенных сегментах конкурентной карты рынка можно судить об интенсивности конкуренции на данном рынке, его основных игроках и степени силы их позиции, а также о возможной динамике стратегических позиций фирм.
4. Анализ стратегических групп конкурентов исходит из того, что понятие конкуренции предприятий целой отрасли несколько абстрактно, так как трудно определить границы нахождения возможных конкурентов. В пределах отрасли может быть множество фирм, имеющих различные интересы и стратегические установки. М. Портером предложен промежуточный уровень между предприятием и отраслью — стратегические группы конкурентов. Данный уровень позволяет провести анализ конкуренции с позиции понимания содержания конкуренции и структуры конкурентов.
Стратегическая группа представляет собой объединение фирм с похожими стратегическими характеристиками и конкурирующих на одних и тех же ресурсной и товарной базах.
Стратегические группы определяются на основе установления барьеров, отделяющих одну группу фирм от другой. Такими барьерами могут быть размер предприятий, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, география сбыта товаров, число целевых рыночных сегментов, используемые каналы сбыта, уровень вертикальной интеграции, качество товаров, уровень используемых цен, возможности в области НИОКР, позиции в области издержек, характер сервисного обслуживания и т.д. Считается, что для выделения стратегических групп нужно использовать две или три характеристики в качестве барьеров. В зависимости от специфики отрасли эти характеристики могут существенно отличаться. Кроме того, для одной и той же отрасли в динамике барьеры могут изменяться.
Для определения конкурентных позиций и возможных действий соперничающих фирм применяют процедуры графической стратегической группировки. Карты стратегической группировки конкурентов представляют собой двухмерную матрицу различных пар характеристик (барьеров), например, «цена-качество».
Построение карты стратегической группировки включает следующие этапы:
1. Выявляются конкурентные характеристики, которые выступают в качестве барьеров, отделяющих одну стратегическую группу от другой.
2. Классифицируются предприятия в соответствии с выделенными конкурентными характеристиками.
3. Предприятия с похожими значениями конкурентных характеристик объединяются в стратегические группы.
4. На карте стратегической группировки каждая группа изображается геометрической фигурой, размер которой прямо пропорционален объему продаж данной стратегической группы.
Построение карт стратегической группировки производится с учетом следующих требований:
- переменные, используемые для построения карты должны отражать существенные отличия конкурентов;
- переменные карты стратегической группировки должны носить дискретный характер;
- выделенные для построения карты переменные, характеризующие барьеры отделения одной стратегической группы от другой, не должны коррелировать между собой;
- при выделении более двух барьеров, отделяющих стратегические группы, строится несколько карт стратегической группировки.
Пример карты стратегической группировки конкурентов показан на рисунке 5.3. Здесь приведены фирмы-конкуренты А, Б, В, Г, а площадь кружка отражает объем реализации товара.
В отрасли может быть одна или целое множество стратегических групп. Предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками, в то время как предприятия из расположенных далеко друг от друга групп вряд ли вообще могут конкурировать. Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Различные стратегические группы конкурентов опираются на разные конкурентные преимущества, имеют различную потенциальную прибыльность, испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заменителей.
В |
А |
Г |
Б |
низкое
низкая цена высокая
Рисунок 5.3 - Позиционная карта стратегических групп конкурентов относительно барьеров «цена-качество»
Дата: 2019-03-05, просмотров: 298.