Содержание стратегического анализа среды предприятия
Анализ внешней среды предприятия
Стратегический анализ внутренней среды предприятия
Стратегический потенциал предприятия
SWOT -анализ
Содержание стратегического анализа среды предприятия
На первом этапе стратегического менеджмента осуществляется стратегический анализ среды предприятия.
Среда фирмы — совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этой фирмы.
Различают внешнюю и внутреннюю среду фирмы.
Соответственно, стратегический анализ среды включает анализ внешней и внутренней сред предприятия.
Стратегический анализ является этапом предплановых исследований, так как обеспечивает базу для определения целей предприятия и выработки его стратегии, позволяющей предприятию реализовать свою миссию и достичь поставленных целей. В ходе стратегического анализа системно анализируются факторы внешней среды и ресурсного потенциала предприятия для определения его текущего положения, выявления стратегических проблем как результата рассогласования поставленных целей и реальных возможностей для их достижения, определения условий дальнейшего успешного развития предприятия. Таким образом, стратегический анализ обеспечивает необходимую информационную базу, позволяющую наиболее эффективным образом осуществить выбор целей и стратегических альтернатив развития.
Анализ внутренней и внешней сред является основой для принятия любых решений в процессе функционирования предприятия. Он проводится постоянно и в различных формах. В настоящее время разработан широкий инструментарий проведения стратегического анализа, позволяющий получить необходимую информацию на этапе разработки стратегии и оценки степени успешности ее реализации.
Такие этапы стратегического менеджмента, как определение целей и проведение стратегического анализа среды предприятия, находятся в тесной взаимосвязи. Достаточно трудно установить очередность выполнения этих этапов. Одни исследователи в области стратегического менеджмента ставят стратегический анализ среды предприятия перед этапом целеполагания, другие напротив, сначала предлагают определять цели развития, а затем уже проводить стратегический анализ среды. Следует помнить, что проведение комплексного всеобъемлющего анализа среды предприятия требует больших финансовых ресурсов и высоких трудозатрат. При этом в ходе анализа мы получим неограниченное количество сведений, не все из которых одинаково полезны для принятия управленческих решений. Следовательно, перед проведением анализа среды желательно в первом приближении сформулировать цели предприятия и корпоративные стратегии. Это позволит сузить направления анализа и провести его на более экономичной основе. Затем по результатам стратегического анализа уточняются цели предприятия, разрабатываются стратегические альтернативы развития предприятия и осуществляется непосредственно выработка стратегии.
Стратегический анализ среды базируется на следующих общеметодологических принципах:
- научность, т.е. он должен основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития предприятия, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований;
- комплексность, т.е. охват всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннее изучение причинных зависимостей в экономике предприятия;
- системность, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов;
- объективность, точность, достоверность - анализ должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами;
- действенность — активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия;
- оперативность — умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь;
- демократизм — участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, которое обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов;
- эффективность — затраты на проведение анализа должны давать многократный эффект.
Целью стратегического анализа является выявление тех особенностей внутренней и внешней среды предприятия, которые в наибольшей степени влияют на процесс выработки стратегии и ее успешной реализации.
Логическая последовательность выполнения стратегического анализа среды предприятия включает определение перечня факторов, подлежащих оценк, отбор наиболее значимых из них и подробную характеристику выделенных факторов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 323.