Тема 3. Стратегические проблемы, миссия и цели предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и назначение миссии

Понятие и значение целей

Технология обоснования целей

Понятие и особенности стратегических проблем

Понятие и назначение миссии

 

В условиях конкуренции предприятию не выжить без чет­ких целевых ориентиров деятельности, которые определяют то, к чему оно стремится, чего хочет добиться.

Роль миссии предприятия состоит в том, что она ориенти­рует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают предприятие изнутри, и тех, кто вос­принимает его извне. Определяя то, для чего создано и су­ществует предприятие, миссия придает действиям людей ос­мысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Более того, мис­сия позволяет сориентировать или даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к предприятию людей интересам «внешних» людей.

Существует широкое и узкое понимание миссии.

В широком понимании миссия (в широком понимании имеет свое название — видение) — это философия предпри­ятия, его предназначение, смысл существования.

Философия предприятия связана с определением ценно­стей, убеждений и принципов, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность.

Предназначение определяет идеальную картину того, что пред­приятие собирается делать, какой имидж намерено формиро­вать, в чем будет смысл его деятельности. Философия пред­приятия остается практически неизменной в течение всего времени его существования, редко меняется. Предназначе­ние же может меняться как в зависимости от глубины воз­можных изменений на самом предприятии, так и под воздей­ствием изменений, происходящих во внешней среде функци­онирования.

Примеры видения (здесь приведены примеры формулиро­вок видения реальных предприятий).

1. Видение архитектурной мастерской: «Обеспечить чело­веку гармонию и комфорт, создавая неповторимый облик го­родам».

2. Видение производителя персональных компьютеров: «Осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество».

3. Очень просто сформулированное видение компании Диснея: «Делать людей счастливыми».

В узком понимании под миссией понимается комплекс па­раметров, которые определяют отличие данной фирмы от ана­логичных фирм. В этом смысле миссия придает хозяйствую­щему субъекту оригинальность и неповторимость.

Значение миссии:

- субъектам внешней среды миссия дает общее представле­ние о том, какова философия предприятия, к чему оно стре­мится, какие средства готово использовать в своей деятельно­сти и т.д.;

- она способствует единению внутри предприятия и созданию корпоративного духа, формирова­нию или закреплению определенного имиджа предприятия в представлении субъектов внешней среды;

- миссия помогает выработке стратегии предприятия, устанавливая направленность и допустимые границы его функционирования;

- создает возможность для более действен­ного управления предприятием;

- является базой для установ­ления целей предприятия, так как она обеспечивает непроти­воречивость набора целей;

- миссия расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования, дает общий подход к распределению ресурсов предприятия и со­здает базу для оценки их использования.

Содержание миссии определяется исходя из следующих тре­бований:

1. В основе корпоративной миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей.

2. В миссии должны быть учтены интересы субъектов, оказывающих влияние на деятельность предприятия. К ним относятся собственники предприятия; персонал; поставщики; клиенты; партнеры; органы власти и т.д. Степень отражения в миссии интересов каждого из них зависит от того, в какой сфере бизнеса работает фирма, какие размеры имеет, где рас­положена и т.д. Наиболее устойчивое и значительное влия­ние оказывают собственники, сотрудники и покупатели. По­этому миссия предприятия должна быть сформулирована та­ким образом, чтобы в ней нашло отражение сочетание инте­ресов этих трех групп людей.

3. Корпоративная миссия должна быть выражена в срав­нительно простых определениях и в удобной для восприятия форме. Сложные термины с трудом поддаются разъяснению и плохо усваиваются.

Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

- истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее портфель, ме­сто на рынке и стиль работы;

- существующего стиля поведения собственников и ме­неджеров;

- состояния среды обитания фирмы;

- располагаемых ресурсов;

- отличительных особенностей фирмы.

Миссия предприятия должна включать следующие эле­менты:

1. Целевые ориентиры, указывающие направление дея­тельности предприятия, то, к чему оно должно стре­миться.

2. Сферу деятельности предприятия, показывающую, ка­кие товары оно предлагает потребителям и на каких ти­пах рынков.

3. Моральный кодекс фирмы, определяющий традиции, обычаи, особенности корпоративной культуры. В об­щем смысле отражается желаемый имидж предприятия.

4. Способы осуществления деятельности предприятия: уни­кальность технологии производства, организации биз­нес-процессов, менеджмента, компетентность персона­ла и прочее.

Миссия обычно вырабатывается высшим руководством предприятия.

По объему миссия может быть различной: от одной фразы до многостраничного программного заявления высшего ру­ководства предприятия. Предпочтительным является фор­мулирование двух вариантов миссии — сокращенный и рас­ширенный.

Для того чтобы миссия не осталась только на бумаге, она должна быть доведена до понимания если не всеми, то боль­шинством сотрудников предприятия. Персонал предприятия должен не только понимать, но и разделять положения миссии.

Примеры миссии предприятия:

1. Миссия банка: «Наш банк должен стать надежным меж­дународным банком, предлагающим высококачественные услуги организациям и частным лицам России и Европы».

2. Миссия консультационной фирмы: «Миссией нашей компании является оказание помощи руководителям и сотруд­никам российских предприятий в принятии и реализации ре­шений, направленных на совершенствование систем управле­ния предприятиями и создании условий для их долгосрочного успешного развития».

3. Миссия инжиниринговой компании: «Стать ведущей региональной компанией в сфере разработки и производства наукоемкой продукции в области приборостроения, машино­строения и легкой промышленности. Мы стремимся систем­но продвигать наш товар на различные рынки. Наша цель — дать возможность каждому сотруднику и подразделению реа­лизовать свой потенциал».

 

 

Понятие и значение целей

 

Цель — это желаемое состояние предприятия (либо его отдельных подсистем) или результат его деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени.

Таким образом, цели представляют собой обязатель­ство менеджмента предприятия добиться заданных результа­тов в определенное время. В целях должна быть отражена перспектива развития предприятия, а также учет условий внешней окружающей среды как существующих в настоящее время, так и прогнозируемых на будущее.

Трудно переоценить значимость целей для организации.

Значение целей для организации:

- цели являются исходной точкой планирования деятельности,

- цели лежат в основе построения организационных отношений,

- на целях базируется система мотивирования, используемая на предприятии,

- цели являются точкой отсчета в про­цессе контроля и оценки результатов труда отдельных работ­ников, подразделений и предприятия в целом.

Обычно перед менеджерами предприятия стоит проблема выбора целей из нескольких альтернативных вариантов. При этом учитывают ожидания основных заинтересованных групп, определяющих постановку целей. К их числу относятся:

- собственники предприятия: их ожидания определенно­го уровня дивидендов (уровень доходности паев), рост капитала, надежность инвестиций;

- менеджмент предприятия: высокая заработная плата, возможность участия в прибылях», престиж;

- потребители: качество и уровень цен товара, сервисное обслуживание, легкость и удобство приобретения;

- персонал: заработная плата, стабильная занятость, удо­влетворенность работой;

- кредиторы: финансовая устойчивость предприятия, га­рантии выплаты долга и процентов;

- поставщики: стабильность договорных отношений, га­рантии выполнения заключенных сделок.

Выбор конкретных целей также определяется спецификой объекта управления, будь то коммерческая или некоммерче­ская организация, производственная, торговая, финансовая, консультационная или другая фирма.

Цели предприятия в значительной степени определяются стадией его жизненного цикла.

Области определения целей предприятия. Известный в области менеджмента специалист Питер Друкер выделяет восемь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет свои цели:

1. Положение на рынке. Предприятие определяет пози­цию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.

2. Инновации. Определение новых способов ведения биз­неса: производство новых товаров; внедрение на новые рынки; применение новых технологий; использование новых методов организации производства.

3. Производительность. Предприятие определяет цели на уровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми для достижения этих результатов. Более про­дуктивной является та фирма, которая для производства дан­ного количества продуктов затрачивает меньше экономиче­ских ресурсов.

4. Ресурсы. Предприятие проводит оценку всех видов име­ющихся у него экономических ресурсов материально-произ­водственных запасов, оборудования, наличности. Определя­ется будущая потребность в них.

5. Доходность (прибыльность). Способность предприятия зарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для генери­рования доходов. Цели, связанные с доходностью, обычно указывают ее необходимый количественный уровень.

6. Управленческие аспекты. Выражены в качестве менедж­мента, шкалы персональных достижений менеджеров, рабо­тающих на предприятии.

7. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками, добиться того, чтобы цели эффективно отра­жали способы мотивации людей, занятых на предприятии: определяют в качестве целей более высокую зарплату, более интересное и насыщенное содержание работы, лучшие усло­вия труда и профессионального общения, возможности бы­строго развития работников.

8. Социальная ответственность, понимаемая как обязан­ность бизнеса способствовать благосостоянию общества.

Классификация целей представлена в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Классификация целей

Признак классификации Виды целей Характеристика целей
1.Период времени, требуемый для достижения цели Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные От 3 до 5 лет От 1 до 3 лет До одного года
2.В зависимости от соотношения темпов роста объема продаж п/п и отрасли в целом Цель быстрого роста Цель стабильного роста Цель сокращения     П/п должно развиваться быстрее отрасли Предполагает, что при ее достижении п/п развивается примерно такими же темпами, как и отрасль в целом Ставится п/п тогда, когда по целому ряду причин оно вынуждено развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке
3.В зависимости от ожидаемого результата Экономические   Неэкономические Выражены в показателях хозяйственной деятельности. Бывают количественные (увеличение доли рынка к 2015 году) и качественные (достижение фирмой технологического превосходства в отрасли. Социальные цели (улучшение условий труда)
4.С позиции формулирования целей Траекторные   Точечные Предполагают определение общего направления развития. В них отражаются наиболее общие вопросы. Формулируются с учетом достижения конкретного конечного результата.
5. По отно­шению к планируе­мому пе­риоду Конечные   Промежуточные Цель, которую нельзя достичь за планируемый период, но нужно и  возможно ее достичь в будущем. За планируемый период к ней можно только приблизиться. Цели, последовательное достижение которых обеспечивает достижение конечной цели.
6. В зависи­мости от уровня управления Цели различ­ных иерархи­ческих уровней: нулевого (корпоративные цели), первого, второго и т.д. Цели одного уровня могут быть взаимно нейтральными, коопериро­ваться или конкурировать между собой. Управленческие воздействия, необ­ходимые для достижения коопери­рующихся целей, подкрепляют друг друга так, что одно из них способствует реализации другого.
7.По функциональным областям   Рыночные   Производст­венные   Организацион­ные   Инвестицион­ные     Инновационные   Финансово-экономические Социальные Повышение доли рынка, роли и значимости товара, поиск новых рынков, проникновение в другие сегменты рынка. Разработка новой технологии, строительство нового сооружения, обеспечение определенного объема производства. Внедрение новой организационной структуры управления, новых форм организации производства и труда. Реконструкция или модернизация действующего производства, фор­мирование эффективного портфеля финансовых инструментов Внедрение новых технологий про­изводства, менеджмента, разработка новых товаров, новых услуг. Снижение уровня издержек, повы­шение суммы прибыли, уровня рен­табельности, снижение доли заем­ных средств. Повышение удовлетворенности работой, уровня дохода и социаль­ной защиты, социальная интеграция, развитие личности

 

Оценка качества целей. Когда цели определены, их нужно исследовать на предмет качества. При этом можно воспользо­ваться системой правил «SMART», в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть:

1. Specific - конкретные, т.е. обла­дающими необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен ее достигать.

2. Measurable - поддающиеся оценке (измеримые), т.е. возможность ко­личественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации. Это означа­ет, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, либо же мож­но было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они по­рождают разночтения, затрудняют процесс оценки результа­тов деятельности и вызывают конфликты.

3. Agreed upon - актуальные.

4. Realistic — реалистичные (достижимые). Конеч­но, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников, они не должны быть слишком легкими для до­стижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей. Нереальная цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятель­ности предприятия.

5. Trackable — отслеживаемые (контролируемые), т.е. определенными во времени.

ПРИМЕР

SMART-анализа цели «Увеличение доли рынка до 10% к 2015 году»:

«Конкретная — увеличение доли рынка к определенному году.

Измеримая — достаточно трудно измеримая, поскольку добыть сведения о рынке очень сложно.

Достижимая — общий план достижения цели состоит из вполне реальных мероприятий, однако необходимо взвесить временные возможности предприятия.

Относящаяся к делу — цель совпадает с намеченными дол­госрочными целевыми ориентирами предприятия, соответ­ствует его миссии.

Определенная во времени — план достижения цели рас­считан к началу 2015 года».

Анализ качества целей может включать и другие критерии:

1) цели должны быть гибкими, чтобы они оставляли воз­можность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении;

2) цели должны быть совместимыми. Совместимость пред­полагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели — долгосрочным. Но иерархи­ческая совместимость — не единственное направление установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыль­ности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Всегда важно помнить, что цели роста и цели поддержания стабильности также требуют совместимости;

3) цели должны быть приемлемыми для основных субъек­тов влияния, определяющих деятельность предприятия, и в первую очередь для тех, кому придется их дости­гать. При формулировании целей очень важно учиты­вать то, какие желания и потребности имеют работни­ки. Учитывая интересы собственников, занимающих ведущую роль среди субъектов влияния на предприятие и заинтересованных в получении прибыли, менеджер тем не менее, должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые обеспечивали бы большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе. Так как покупатели (еще один субъект влияния на предприятие) играют в настоящее время ключевую роль для выжива­ния предприятия, менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или уве­личения издержек для повышения качества продукта. При установлении целей также необходимо учитывать интересы общества, такие, например, как развитие сре­ды проживания в местном масштабе и т.д.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 297.