Слово «стратегия» очень древнее и заимствовано из военной науки, происходит оно от греческого strategia, искусство или наука быть полководцем, т.е. достигать победы. Основная проблема полководческого мастерства состоит а умении находить правильные пути к достижению победы. Эта проблема созвучна с современными проблемами управления бизнесом в условиях сложной и высоко динамичной окружающей среды.
Из множества разнообразных подходов к определению стратегии выделяют два противоположных взгляда на понимание стратегии:
1) стратегия как план долгосрочных действий по достижению конкретных долгосрочных целей. Первое понимание стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде предприятия предсказуемы, детерминированы и поддаются практически полному контролю и управлению. Процесс определения стратегии состоит в следующем. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по интервалам (месяцам, кварталам, годам и т.д.), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели.
Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором четко зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке.
Подход широко использовался в условиях плановой экономики. Однако допущение относительно неизменности внешней среды приводило и тогда к серьезным погрешностям. Что же касается сегодняшнего дня, то подобное допущение не соответствует современным реалиям развития бизнес-среды. Исходя из этого первое понимание стратегии можно считать слабо применимым в современных условиях развития рыночной экономики;
2) стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Второе понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации. Стратегия определяет направление в сторону конечного состояния предприятия, оставляя при этом свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации во внешней среде. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование, в рамках которого организация должна прийти к достижению стоящих перед ней целей.
Примерами стратегий второго типа являются: увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены; начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта; проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом; осуществить переход на групповую форму организации труда
Таким образом, стратегия определяет основные пути достижения целей так, что организация получает единое направление действий. Стратегия определяет границы возможных действий предприятия и принимаемых управленческих решений.
Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Разработать стратегию предприятия — значит определить общие направления развития предприятия для достижения долговременных корпоративных целей. Стратегия вырабатывается на длительный период времени и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Именно стратегия определяет направление деятельности предприятия. Это может быть рост, стабилизация, сокращение; выбор конкретных рынков и товаров для направления финансовых и трудовых ресурсов, ориентация на определенный тип конкурентных преимуществ и т.п.
Разработка стратегии предприятия состоит не только в выработке запланированных действий в рамках обозначенных направлений движения к достижению целей предприятия, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства, возникающие как во внешней, так и во внутренней средах предприятия. Таким образом, стратегия рассматривается как симбиоз запланированных действий (проактивная стратегия) и адаптивной реакции на возникшую ситуацию (реактивном стратегия):
Стратегия предприятия = проактивная стратегия + реактивная стратегия.
Выделяют четыре определяющих элемента стратегии предприятия (рисунок 2.1).
Размещение ресурсов
Адаптация к внешней среде
Внутренняя координация
Создание устойчивого
конкурентного преимущества
Рисунок 2.1 - Определяющие элементы стратегии предприятия
1.Решения о размещении ресурсов — это процесс распределения ограниченных организационных ресурсов (таких как фонды, технологический и управленческий опыт), а также выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования.
2.Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые должны обеспечить эффективное приспособление стратегии предприятия к окружающим условиям с учетом как возможностей, так и опасностей. Залог успеха связан с разработкой такой стратегии менеджмента, при которой действия и внутренняя структура предприятия оптимально соответствуют внешним условиям.
3.Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности предприятия с целью обеспечения эффективности внутренних операций.
4.Создание устойчивого конкурентного преимущества определяется способностью предприятия предложить товар или услугу, превосходящие по воспринимаемой потребителями ценности товар или услугу конкурентов.
Критерии эффективной стратегии:
- ментальная правильность стратегии, к которой относится не только простое понимание, но и определенное постижение того, что все связанное со стратегией и стратегическим управлением есть некоторый органичный синтез менеджмент-науки, менеджмент-искусства и феноменов успешной бизнес-практики. Причем составляющая менеджмент-искусства (т.е. управления, основанного на интуиции, креативности и т.д.) во всех случаях является существенно значимой, а в некоторых ситуациях — доминирующей;
- ситуационностъ, определяемая тем, что эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности конкретной ситуации в ключевые факторы будущего, т.е. стратегического успеха данного конкретного предприятия;
- уникальность стратегии. Стратегическая уникальность означает целевой поиск возможностей будущего успеха там, где его еще не увидели конкуренты;
- будущая неопределенность как стратегическая возможность. В будущих изменениях внешней среды могут быть не только угрозы, но и дополнительные возможности достижения будущего успеха. Стратегия предприятия должна строиться таким образом, чтобы превращать изменения внешней среды в уникальные стратегические конкурентные преимущества:
- гибкая адекватность, проявляющаяся в том, что собственные стратегические изменения предприятия должны быть адекватны изменениям внешней среды.
Следует помнить, что отмеченные критерии эффективной стратегии не являются альтернативными, они взаимно дополняют друг друга и усиливают действие друг друга.
Разработанная стратегия еще не гарантирует успешного развития предприятия, необходим комплекс действенных мер по стратегии, претворению ее в жизнь.
Типы стратегий предприятия
В зависимости от уровня принятия стратегических решений выделяют три основных типа стратегий предприятия: корпоративные стратегии, конкурентные стратегии и функциональные стратегии (рисунок 2.2).
Предприятие Стратегические единицы бизнеса Функциональные зоны предприятия |
Корпоративные стратегии Конкурентные стратегии Функциональные стратегии |
Уровень планирования стратегии Типы стратегий
Рисунок 2.2 – Типы стратегий предприятия в зависимости от уровня принятия стратегических решений
Иерархия построения стратегий базируется на том, что для достижения успеха все стратегии предприятия должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии.
Корпоративная стратегия — это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, формирование корпоративного портфеля. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом.
Корпоративная стратегия включает два вида стратегий:
1) базовые стратегии развития предприятия включают:
- стратегию роста. Предусматривает рост продаж, доли рынка, прибыли, размера предприятия. В настоящее время практикой стратегического анализа выработано большое разнообразие стратегий роста, которые объединяются в три направления: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост;
- стратегию стабильности - предполагает сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержке. Используется, как правило, доминирующими на рынке предприятиями;
- стратегию сокращения - предусматривает установление уровня экономических целей предприятия ниже достигнутых в прошлом, сворачивание бизнеса, его переориентацию;
- комбинированную стратегию - предусматривает сочетание перечисленных выше стратегий, когда по одним направлениям планируется рост, по другим стабильное положение, третьим — сокращение. Также комбинированная стратегия может включать сочетание разных стратегий во времени, когда одна стратегия последовательно сменяет другую.
2) портфельные стратегии включают:
- распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;
- решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;
- изменение структуры корпорации;
- решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры;
- единую стратегическую ориентацию подразделений.
На уровне портфельной стратегии принимается решение о финансировании продуктов или стратегических единиц бизнеса.
На уровне стратегических единиц бизнеса разрабатывается конкурентная стратегия (деловая стратегия или ее еще называют бизнес-стратегия) — это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса. Данная стратегия показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, какие методы конкурентной борьбы будет использовать, на какие типы конкурентных преимуществ будет опираться. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с конкурентной.
Функциональные стратегии — это стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и конкурентной стратегий. Состав функциональных стратегий предприятия показан на рисунке 2.3.
Функциональные стратегии предприятия |
Рисунок 2.3 - Состав функциональных стратегий предприятия
Разработка функциональной стратегии ориентирована на оптимальное использование экономических ресурсов предприятия в рамках данной функциональной зоны предприятия, а также на поиск эффективного поведения рассматриваемого функционального подразделения в рамках корпоративной и конкурентной стратегий предприятия.
Примерами функциональных стратегий могут служить:
- маркетинговая стратегия: увеличение объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом, выход на новые рынки, освоение нового канала сбыта продукции;
- стратегии научных исследований и опытно-конструкторских разработок: технологическое лидерство в отрасли, следование за технологическим лидером отрасли, освоение новой технологии;
- производственная стратегии: создание нового производства, реконструкция существующего производства, рассмотрение возможности использования материалов-заменителей, роботизация производства;
- стратегия управления персоналом: организовать участие ключевых менеджеров высшего звена в прибылях предприятия, переход на японскую систему управления персоналом, повышение демократичности управления;
- финансовая стратегия: обеспечение ускорения денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности, построение оптимальной структуры капитала и имущества предприятия.
Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функциональных стратегий.
Иногда дополнительно выделяют еще один уровень стратегических решений — уровень операционных стратегий. Операционная стратегия относится к еще более конкретной деятельности определенного функционального направления. Операционную стратегию разрабатывают и воплощают в жизнь ключевые организационные звенья (заводы, региональные подразделения, отделы и службы внутри функциональных зон предприятия), которые решают ежедневные оперативные задачи, имеющие стратегическое значение (реклама, управление запасами, набор персонала, организация транспортного хозяйства). В то же время в теории стратегического менеджмента считается, что деление стратегий до операционного уровня является излишней детализацией, которая может оправдывать себя в рамках крупных корпораций.
Процесс формирования стратегий представляет собой взаимоувязанную систему стратегий различных уровней стратегической иерархии. При этом очень важно обеспечить согласование стратегий не только по вертикали (т.е. по уровням иерархии стратегий), но и по горизонтали управления на функциональном уровне. Системный подход к разработке стратегии предприятия обеспечивает действие всех частей стратегии предприятия как единого целого.
Процесс разработки стратегии предприятия чаще всего идет по направлению «сверху вниз». Он инициируется высшим менеджментом, который ориентирует стратегические единицы бизнеса и функциональные подразделения на формирование собственных стратегий как средства реализации корпоративной стратегии. Однако эффективность процесса разработки стратегии повышается при вовлечении менеджерского состава среднего и низшего звена в формирование стратегии более высокого уровня. Определяется это уровнем демократизации процесса разработки стратегии и сложившейся на предприятии организационной культурой.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.