Влияние отрасли на формирование стратегии развития предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Стратегия предприятия во многом определяется отрасле­вой спецификой сферы его деятельности. Но не только спе­цифика отрасли влияет на характер стратегий, вырабатывае­мых отраслевыми предприятиями. Определяющую роль в стра­тегическом менеджменте имеет жизненный цикл развития отрасли. Модель жизненного цикла отрасли предопределяет деление отраслей на развивающиеся, зрелые и переживаю­щие спад. Предприятия этих отраслей будут иметь похожие стратегии, несмотря на выпуск совершенно разных товаров.

Известной консалтинговой фирмой Arthur D. Little была предложена модель жизненного цикла отрасли, включающего следующие стадии: рождение, рост, зрелость и старость.

Рождение. Отрасль, находящаяся на этой стадии, как пра­вило, является возникшей недавно как осознание существо­вания некоторой неудовлетворенной потребности группы по­требителей или является путем развития рынков товаров, ос­нованных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных по­требностей потребителя. Основными характеристиками такой отрасли являются изменения в технологии, энергичный по­иск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке. Объем продаж быстро растет, прибыли, как правило, нет, а, скорее, наоборот, только ин­вестиции. Поэтому поток денежной наличности здесь пока еще отрицательный. Идет поглощение денежной наличности для развития отрасли.

Рост. На этой стадии продукция отрасли начинает пользо­ваться спросом у все большего числа покупателей, и конку­ренты начинают бороться за получение все больших долей «уве­личивающегося доходного пирога». На стадии роста отрасли распределение рыночных долей и технологии производства продукции становятся более известными, вхождение в отрасль новых «игроков» оказывается более трудным делом. Объем продаж быстро увеличивается, появляется прибыль, объемы которой также нарастают, хотя поток денежной наличности все еще может быть отрицательным.

Зрелость. На данной стадии происходит полное насыщение рынка. Все или большинство потенциальных покупателей приобретают продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется стабильностью технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться. Объем продаж достигает предельно высокого уровня, после чего наступает замедление роста и затем полная остановка, прибыли достига­ют предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться, в то время как движение на­личности становится или остается позитивным.

Старость. На данной стадии покупатели постепенно теряют интерес к продукции либо потому, что новые и более качественные ее заменители начинают вытеснять старую продук­цию, либо потому, что меняются потребительские предпоч­тения или вкусы покупателей. Главными характеристиками этой стадии являются падение спроса, уменьшение числа кон­курентов и, во многих аналогичных производствах, сужение ассортимента товаров. Объем продаж резко падает, прибыли снижаются, движение наличности падает медленно; все пара­метры сходятся к нулю.

В таблице 1.1. отражены особенности стратегий предпри­ятий, работающих в отраслях, находящихся на различных ста­диях жизненного цикла отрасли.

 

Таблица 1.1 - Отраслевые стратегии

Стадия жизненного цикла отрасли Характеристика отраслевых стратегий
Рождение - агрессивное проникновение; - быстрое формирование первичного спроса; - сокращение длительности данной фазы жизненного цикла; - стратегия разработки и предложения на рынок новых видов товаров или услуг (стратегия инноваций); - стратегия «снятия сливок» (установление на новинку вначале высоких цен, а потом их снижение по мере насыщения рынка) – это позволяет быстро окупить затраты на НИОКР и развитие рынка; - стратегия низких цен для завоевания рынка и быстрого отрыва от конкурентов
Рост   - наступательная стратегия (захват наиболее емкой потребительской ниши, чтобы таким образом использовать эффект масштабов и успешно противодействовать конкурентам); - оборонительная стратегия (для защиты своей доля рынка и защиты от конкурентов-имитаторов с помощью патентов, ноу-хау, монопольного положения, ценовой и неценовой конкуренции и т.д.); - стратегия формирования фирменной торто­вой марки (бренда); - стратегия расширения глобального спроса (для лидеров отраслевого рынка), которая направлена на поиск новых потребителей товара, расширение сферы применения или частоты использования товара; - стратегия неотступного следования за ли­дером (для фирм-имитаторов) и осознанно­го раздела рынка; -стратегия прямой атаки на лидера (чаще всего эта стратегия небольших венчурных фирм); - увеличение рыночной доли в условиях расширяемого спроса; - интеграционный рост; - захват основной части рынка
Зрелость - обеспечение прочных долгосрочных отношений с поставщиками и потребителями, базирующихся на взаимном доверии и обоюдной выгоде; - развитие сбытовой сети (например, диверсификация деятельности); - поиск новых сегментов рынка, освоение новых географических регионов; - низкие издержки (например, за счет эконо­мии на масштабе производства и усиления финансового контроля); - расширение рынка для получения более высокой прибыли; - совершенствование деятельности (значи­тельные изменения в управлении, улучше­ние качества выпускаемой продукции); - связанная и несвязанная диверсификация; - усилия на продление жизненного цикла
Старость - поиск рыночных ниш или сегментов сохра­нившегося устойчивого спроса; - «сбор урожая»; - выход на международные рынки; - внедрение технологических и организаци­онных инноваций, чтобы поднять эффек­тивность производства; - специализация на остаточном рынке или в наиболее «здоровой» нише; - сужение номенклатуры производимой про­дукции, чтобы максимально использовать эффект масштабов; - выход из данной отрасли (распродажа части или всех активов)

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 307.