Дифференциация отношений в коллективе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализ проблемы дифференциации предполагает анализ межличностных отношений и вытекающих из них положений личностей в коллективе.

В психологии есть специальные методы, позволяющие измерить особенности положения каждого человека в группе и отношение к нему. К таким методам относятся, например, социометрия и референтометрия.

Проведенные измерения позволили выявить, по меньшей мере, шесть возможных позиций:

Лидер – это вожак, организатор группы. Он не только признан большинством  членов группы, популярен среди них, но и способен управлять ими, эмоционально воздействовать на них. Неформальный лидер не всегда совпадает с официальным руководителем, более того, в большом коллективе лидеров может быть несколько. Положительной стороной лидерства является то, что лидеры берут на себя управление определенными сторонами отношений в коллективе и тем самым «разгружают» официального руководителя. Один человек не может обеспечить все разнообразие управленческих решений, подходов к людям с учетом их индивидуально-психологических особенностей. В этом ему помогают лидеры. Но позиция официального руководителя по отношению к лидеру зависит от направленности лидера (положительной или отрицательной), его линии в отношении единства коллектива и достижений основных целей, методов его взаимоотношений с людьми. Выяснить это не всегда легко, т.к. иногда лидерство имеет скрытый характер, когда фактически вожак предпочитает оставаться в тени, выполняя свою дирижерскую функцию с помощью подставных лиц.

Руководитель оказывается в сложном положении, если лидер отрицательный, его личные цели противоречат целям коллектива, действия приводят к дезорганизации группы. В этом случае руководитель может использовать приемы «развенчания» лидера. Но во всех остальных случаях лидерство расценивается как позитивное явление. Лидеры и должны становиться руководителями, а руководители иметь и неформальный авторитет в группе.

«Звезда» – человек очень популярный и любимый в группе, он всем нравится, все хотят с ним дружить. Звезд, как и лидеров, может быть несколько. Эти две позиции могут совпадать в одном человеке, а могут и не совпадать. Звезда – не вожак, не всегда наделена организаторскими способностями. Это просто может быть хороший человек, или, например, красивая женщина в мужском коллективе.

«Популярный» член коллектива имеет несколько хороших товарищей, благоприятные отношения с остальными, может быть «звездой» или лидером одной из микрогрупп.

Первые три социометрические позиции безусловно входят в основной круг общения в коллективе и являются эмоционально благополучными.

«Принятый» член коллектива имеет одного-двух товарищей и нейтральные отношения с остальными. Эта позиция может быть эмоционально благополучной, если она устраивает человека, ему и не нужен широкий круг общения, по крайней мере, в данной группе. Например, если это интроверт. Если же в позиции «принятого» оказывается человек, которому требуется более широкий круг общения, то для него данная позиция неблагополучна.

«Изолированный» член коллектива может быть самоизолированным или его изолирует группа. У него нет товарищей в коллективе, отношения скорее нейтральные. Иногда человека устраивает и этот статус, например. если он рассматривает основной коллектив как группу членства, не более, при этом чаще всего он является членом также и других групп, одна из которых становится для него референтной. Так, например, есть случаи, когда активисты студенческого самоуправления настолько дружны между собой, в активе, что им становится неинтересной та академическая группа, в которой они учатся. Но чаще всего позиция «изолированный» для большинства людей эмоционально неблагополучна, поэтому руководителю надо обратить внимание на нее.  Изолированные в своем основном коллективе люди могут примкнуть к асоциальным группам, где они удовлетворяют свою потребность в общении. Человек может получить от них, даже случайно, помощь и поддержку, не получив их от своей группы.

Для того, чтобы перестроить позиции изолированных членов коллектива, требуется повышенное внимание к ним со стороны руководителя, использование приемов, позволяющих изменить отношение к ним других людей. Это включение «изолированного» в ситуации, где требуется совместное выполнение задачи, создание ситуаций «раскрытия» его личности, неофициальное прикрепление к нему «звезды» и др.

Однако самой неблагоприятной позицией личности в коллективе является следующая.

«Отверженный» член группы внушает неприязнь остальным. Люди не хотят с ним вместе работать. Причины отверженности могут быть разными: несовпадение личных характеристик с групповыми, отсутствие меры в борьбе за свои принципы, конфликтогенные черты характера и др.

В ситуации работы с «отверженным» руководитель должен быть воспитателем, и не только по отношению к нему, но и по отношению к целому коллективу. Его задача – привитие всем определенной терпимости. Не во всех случаях позицию «отверженного» получится изменить, тогда человек уходит в другой коллектив или адаптируется к своей позиции.

Коллектив дифференцируется также на микрогруппы – неформальные объединения, компании. Наличие микрогрупп в коллективе – естественный процесс. Мы обращаем на них внимание потому, что их количество, направленность, наличие или отсутствие взаимосвязей между ними свидетельствуют об уровне развития коллектива и влияют на его сплоченнность. Кроме того, именно микрогруппы выделяют неформальных лидеров и поддерживают их.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.