Воля и ее воспитание. Волевое поведение в социуме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воля – это особая форма активности человека, осуществляемая с заранее поставленной целью, с предварительным выбором средств, ведущих к достижению цели и с применением сознательного усилия.

Эмоции и воля в какой-то степени противостоят друг другу. Если чувства возбуждают человека, то усилием воли он может их тормозить, управлять ими. Если астенические чувства угнетают человека, то усилия воли могут вернуть ему работоспособность. Таким образом, эмоции и воля вместе регулируют поведение человека. Воля характеризует, в первую очередь, человека, это осуществление человеком власти над самим собой. Часто волевая деятельность связана с принятием решений, от которых зависит судьба человека, например, сознательный выбор профессии. Иногда, принимая волевое решение, человек борется с самим собой. Например, чувства борются с разумом. Так бывает в тех случаях, когда цель и средства оправдываются мышлением, но вызывают отрицательные чувства, или наоборот, представление цели вызывает приятные чувства, но не оправдывается мышлением. Например, мышление оправдывает кропотливую запись, внимательное слушание лекций, а чувство утомления заставляет отказаться от деятельности. В этой ситуации все зависит от воли человека. Или: работе руководителя хорошо оплачивается, но очень ответственная, что вызывает стресс.

Борьба мотивов человека заканчивается принятием решения. Принять решение, – значит, остановиться на одной цели, на определенном пути, ведущей к достижению цели. Например, один выпускник школы принял решение продолжить обучение в вузе, другой – начать работать, а третий – никак не может определиться в своем положении. Принятие решений связано с особенностями личности. Если человек принимает решения быстро, уверенно – значит, он решительный. Если долго колеблется, решения принимает неуверенно – перед нами нерешительный человек. Решительность сопровождается разрядкой эмоциональной напряженности, чувством удовлетворения. Нерешительность – чувством напряженности, тягостным состоянием неопределенности.

В то же время скорость принятия решения зависит не только от черт характера, но и от силы потребности, от ситуации, от чувств, которые переживает человек. Иногда и решительная личность к принятию решений подходит обдуманно и осторожно, взвешивая и проверяя все за и против.

Нерешительные люди могут компенсировать недостаточную скорость принятия решения предварительным планированием. Планирование – это сложная умственная деятельность, которая состоит в продумывании деятельности и ее результата наперед, отыскивании средств и способов достижения цели еще до окончательного принятия решения, учете всех возможных трудностей и препятствий, предварительной оценке результата.

Принятое решение может не сразу перейти в действие. Иногда для этого требуется волевое усилие, необходимость заставить себя встать, начать работу и т.п. Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, которое находит свою разрядку в волевом действии. Волевое усилие выражается даже внешне, напрягается мышечный аппарат…, но главное в волевом усилии то, что это нервно-психическое напряжение. Волевое усилие связано с преодолением препятствий на пути к достижению цели. Препятствия эти могут быть внешними и внутренними.

К внутренним препятствиям относится состояние самого человека: лень, покой, неподвижность, сонное состояние. Внутренним препятствием может быть также ненастроенность психических процессов на работу: отсутствие внимания, неработоспособность памяти, мышления. Собственные непроизвольные действия также могут быть препятствиями к достижению цели. Например, плохие привычки. Привычка перебивать собеседника, много говорить, слушать только себя и т.п. явно мешают быть успешным в общении с людьми.

Внешние препятствия, которые приходится преодолевать волевым путем, находятся в окружающей среде: это и природные катаклизмы, и производственные аварии, и конфликты между людьми, и многое другое. Чтобы преодолеть внутренние и внешние препятствия, человек должен мобилизовать свои внутренние силы. Волевая деятельность человека изменяет окружающий мир, но и сам человек развивается в процессе этой деятельности.

Воспитание воли – это упражнение в волевых усилиях. Всякая активная деятельность не бывает без препятствий, без проблем, а значит, требует волевого усилия. Воля хорошо развивается у тех, кто много работает. Также надо помнить, что воспитание воли – это воспитание личности в целом, а не отдельной ее стороны. Волевой человек – это человек деятельный, организованный, решительный. Воспитание воли в студенческом возрасте связано с самовоспитанием, которое включает в себя самопознание, самооценку, сознательную постановку целей самовоспитания, подбор стимулов, которые будут поддерживать человека в этом процессе, самоконтроль и снова самооценку результатов саморазвития. Самовоспитание воли, как считает Орлов Ю.М., не всегда напряженный процесс, человек может воспитывать в себе волю с удовольствием, с радостью. Например, когда он использует систему «наград», поощряя себя за каждое действие, выполненное в соответствии со своим планом самовоспитания.

ТЕМА 5. ОБЩЕНИЕ

1. Общение: его аспекты, виды и структура

2. Речевое общение.

З. Невербальное общение

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.