Социальные чувства, воспитание чувств. Регуляция эмоциональных состояний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Высшие чувства характеризуют человека как личность и связаны с его социальными, духовными потребностями.

Интеллектуальные чувства человека связаны с умственной деятельностью, они возникают при постановке и решении задач, в процессе поиска и открытий, в процессе познания. Это любопытство и любознательность, удивление, радость открытия, сомнения, чувство нового. Интеллектуальные чувства не только сопровождают мышление, но и стимулируют, усиливают его.

Нравственные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением ими принятой в данном обществе морали, с отношениями между людьми.

Первичными эмоциональными проявлениями по отношению к другим людям являются чувства симпатии или антипатии, на основе которых возникают сложные чувства: любви и ненависти, ревности, дружбы, чувство долга.

Чувства стыда, совести возникают у человека, если он считает, что нарушил какие-то общепринятые правила, нормы. Чувство стыда возникает как состояние особой внутренней неловкости, беспокойства из-за своих действий. Чувство совести возникает как осознание своей ответственности за поступок, переживается человеком как глубокий внутренний конфликт между своим реальным и идеальным ”Я”, беспокоит человека до тех пор, пока он не исправит последствия своего поступка. Чувство совести проявляется не только как угрызения совести, но и как одобрения совести. Тогда человек говорит: ”Моя совесть спокойна, я сделал все правильно”. Совесть – это внутренний оценочный голос, который как бы говорит человеку, что хорошо, а что плохо.

К высшим чувствам относят и эстетические чувства человека, которые он переживает в связи с восприятием прекрасного, красивого, в связи с представлениями и мыслями об этом. Развивать эстетические чувства нам помогает искусство: музыка, живопись, поэзия, а проявляются они не только при восприятии произведений искусства, но и в каждый момент жизни. Если прекрасное у человека вызывает положительные чувства, то безобразное – отрицательные. Какие чувства вызывает у вас восприятие отремонтированной аудитории с новым оборудованием и старого кабинета с разрисованными партами и порванным линолеумом? Эстетические чувства человека тесно связаны с нравственными: добрые поступки людей мы называем красивыми, безнравственные – некрасивыми.

Воспитание чувств ставит своей целью развитие положительных чувств человека, формирование его высших чувств.

От астенических эмоций человек может избавиться путем тренировки. Так, чувство неуверенности и страх при первых публичных выступлениях затихают после повторных многократных выступлений. Конечно, важно не только повторение источника чувств, но и желание человека освободиться от отрицательных переживаний. В то же время, с помощью тренировки можно избавиться от простых отрицательных чувств, а сложные, глубокие чувства могут и усилиться при повторных воздействиях на нас объектов.

Иногда избавиться от отрицательных чувств помогает переключение на источник положительных чувств, иногда – на активную деятельность.

Человек может использовать разные приемы тренировки чувственной сферы, но научиться управлять своими чувствами не временно, а постоянно поможет воспитание чувств, основанное на волевом развитии, на самовоспитании. Усилием воли можно изменить внешнее выражение чувств, вызвать нужные мысли, создать представления. Самоубеждение, самоприказ, самоувещевание, самоанализ – приемы сознательного волевого регулирования своих состояний, фактически – приемы самовоспитания. Воспитание чувств – это воспитание самообладания, терпимости, сдержанности. Поэтому оно идет и как воспитание воли, и как воспитание характера.

Высшие чувства развиваются в соответствующей деятельности: эстетические – в художественной, познавательные – в учебной, научной деятельности, нравственные – в гуманитарной. В то же время все они могут развиваться в одной и той же деятельности. В труде каменщика есть и познание мастерства, и красота, совершенство кладки, и положительные чувства от результатов труда, и трудолюбие.

Итак, способы регуляции эмоционального состояния – это аутотренинг, переключение внимания на объекты, вызывающие положительные эмоции, релаксация (расслабление) разными способами: водные, дыхательные и прочие процедуры; выработка установок, тренировка чувств и другие.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.