Общение: его аспекты, виды и структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из базовых потребностей человека является потребность в общении. Люди могут быть более или менее общительные, но даже у малообщительных есть потребность в общении. На основе ее реализации формируется коммуникативные способности, коммуникативная культура личности, человек усваивает социальный опыт, который передается ему через общение, становится опытнее, мудрее.

Общение это многоплановый процесс, который порождается потребностью в общении, выражается в установлении и развитии контактов между людьми.

Общение можно рассматривать в трех аспектах: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный аспект общения заключается в том, что в процессе общения идет обмен информацией между людьми. Например, обмен информацией между преподавателем и студентами совершается и на лекциях, занятиях и экзаменах, где студенты получают новые знания, а преподаватель — информацию о том, как они усвоены, и в индивидуальных беседах, при встрече, при обмене приветствиями они получают информацию об отношении друг к другу, о состоянии каждого, об уровне воспитанности. Этой информацией можно обмениваться не только при помощи слов.

В структуре коммуникации каждый из участников общения выступает либо как источник информации, либо как приемник информации, между которыми устанавливается связь. Источником и приемником информации может быть как один человек, так и группа людей, и связь между ними почти всегда является взаимосвязью. Например, когда руководитель вы­ступает перед группой или отдает распоряжения сотрудникам, говорить может он один, но по поведению людей, по репликам, по выражению их лиц, по другим признакам (подумайте – каким еще?), которые мы узнаем позже, он "считывает" информацию об их настроении, отношении к заданиям.

Интерактивный аспект общения заключается в том, что процесс контактов между людьми идет в  действия­х, во взаимодействиях.

Взаимодействия людей – это тоже общение: совместная практика, совместные игры, танцы, спортивные занятия, драки и обмен рукопожатиями, поцелуями, – это интерактивный аспект общения. Отношения между людьми могут устанавливаться и устанавливаются не только с помощью слов, но и с помощью действий. В работе одним из таких действий, которое можно совершать без слов или почти без слов является помощь и взаимопомощь.

Даже просто восприятие одного человека другим, восприятие внешнего вида, голоса, запаха и т.п. помогает или мешает установить контакт между людьми, но это уже третий аспект общения – перцептивный. Не случайно в описания личности эффективного руководителя часто включается и внешний стереотип: подтянутый, спортивный, с «благородными» чертами лица и "банкирской" сединой. Стереотипы образуются естественным образом в представлениях людей, но иногда мешают нам правильно воспринимать друг друга. "Толстяки – все добряки", "Большой лоб – признак ума” и т.п. представлениям соответствуют далеко не все объекты этих высказываний. В восприятии и понимании другого человека немаловажными являются и эффект первого впечатления, эффект новизны, галло-эффект – эффект общего впечатления.

Поговорка: "по одежке встречают, по уму провожают" иллюстрирует эффект первого впечатления. Первое впечатление бывает сильным. Иногда оно бывает обманчивым. Неряшливо одетый человек вызывает у нас негативизм, но после некоторого общения с ним он может заинтересовать нас как личность, а впоследствии мы можем узнать, что неряшливость вовсе не характерна для него. Даже если и характерна, то причиной может быть как раз погруженность человека в работу, в творчество, в те виды активности, которые и привлекают нас в содержании его личности. В то же время внешне презентабельная личность, удовлетворяя наши эстетические потребности, не всегда удовлетворяет потребность в глубоком, содержательном общении. Как учитывать эффект первого впечатления в работе с людьми? Если мы идем на первую встречу с работодателем или другим человеком, то, помня про эффект первого впечатления, мы постараемся его произвести: подготовимся к общению, постараемся соблюсти дресс-код, в процессе общения будем естественны с определенной долей сдержанности. А если работодателем являетесь вы, то помня о том, что люди, приходящие на собеседование, будут стараться произвести на вас первое впечатление, в том числе, и приукрашивая себя, нужно быть внимательным ко всем источникам информации, особенно, к документам, к источникам объективной и субъективной информации.

Когда человек слышит то, что уже знает, то зачастую просто не обращает внимание на это. О людях, с которыми столько лет мы проработали вместе, или дружили еще детьми, нам кажется, мы знаем всё. Эффект новизны проявляется в том, что более новая, свежая, неожиданная информация о хорошо знакомом человеке оказывает на нас подчас гораздо более сильное влияние, чем все предшествующее знание о нем. И если это негативная информация, мы можем отвернуться от человека, а будет ли это справедливо? Этот эффект используется в политике, в предвыборных кампаниях, в рекламе. Как реагировать на него?

Галло-эффект (эффект ореола) заключается в том, что общее впечатление о человеке скрывает от нас конкретные его черты. Он приводит к тому, что на фоне общего хорошего впечатления о человеке, часто первого,  мы не замечаем его недостатки и ”закрываем глава" на них, а на фоне общего негативного отношения к личности не замечаем ее положительных черт. Итак, общее впечатление о человеке скрывает от нас детали, подробности, конкретную информацию. Например, «любовь глаза застит». Как реагировать на этот эффект?

Если применять умело эффект ореола, он может принести большую пользу. Создавая хорошую репутацию людям, с которыми мы работаем, через некоторое время обнаруживаем, что нас действительно окружают хорошие люди, которые прекрасно ладят и великолепно относятся к нам. Если изначально плохо относиться к сослуживцам, действительно сложно будет увидеть в них хорошее. Проницательное восприятие людьми друг друга, внимательное отношение, исправление ошибок восприятия способствует установлению и развитию контактов мездру ними, развитие симпатии и взаимного притяжения.

Эффект бумеранга заключается в том, что слишком активное общение, напор, давление (в том числе и внешними эффектами) приводят к обратному результату. Вспомните басню «Демьянова уха» И.А. Крылова. Чем дольше нас убеждают в том, что это надо сделать, тем больше мы не хотим этого делать. И даже можем навсегда отказаться от общения с напористым человеком или, например, от посещения магазинов, где продавец преследует нас своими советами и помощью, как только мы вошли в него.  Людям свойственно подсознательно оказывать сопротивление сильному давлению извне. Дайте людям подумать, опирайтесь на их собственное мнение, естественное для человека желание поступить по-своему. Иногда надо подождать, пока человек сам попросит совет.

Психология выделяет ряд универсальных психологических механизмов, объясняющих, как происходит процесс оценки другого человека на основе воспринятых внешних, и не только внешних особенностей (социальная перцепция). Эти механизмы можно разделить на три группы.

1. Механизмы познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция).

Идентификация – это осознанное или неосознанное уподобление себя другому, его характеристикам, ставя себя на место этого партнера по общению. Человек начинает так же себя вести, заимствовать типичные выражения, похоже одеваться, старается пить те же напитки и даже из чашки именно того человека, с которым он себя идентифицирует. Идентификация может выглядеть и иначе, но в любом случае – это механизм познания другого человека и изменения самого себя.

Эмпатия – это эмоциональное вчувствование в другого человека, сопереживание ему, сочувствие, соучастие, а не просто понимание и осмысление проблем другого. Способность пережить одновременно с ним те же чувства, будь это боль или радость, является основой для содействия, помощи друг другу.

Благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствуют их герои. Мы плачем, глядя на горе стариков или на больных детей, беззащитных животных, мы радуемся, когда кто-то выживает, не смотря ни на что… Эмпатические способности могут развиваться, для этого нужен опыт сопереживания людям, всей природе. Эмпатия рассматривается как профессионально важное качество для педагога, психолога, для профессий, в которых люди работают с людьми, включены в природу.

Аттракция – привлекательность, притяжение, появление положительных чувств к другому человеку. Палитра этих чувств разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви. Причины возникновения аттракции тоже разнообразны и изучаются до сих пор: это и общность взглядов, духовных ценностей, и единство противоположностей, и внешняя привлекательность, и жалость, и запахи, и физический контакт, фон, на котором познакомились люди, и многое другое.

2. Познание самого себя – рефлексия. Одной из составляющих рефлексии является представление о том, как нас воспринимают другие люди, партнеры по общению. Чтобы правильно понять человека, нужно знать его отношение к нам. С учетом рефлексии, у нас формируются образы «Я»: «Я», каким я являюсь в действительности; «Я», каким я вижу самого себя; «Я», каким меня видит партнер по общению.

3. Механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению – каузальная атрибуция (приписывание причин).

В наших партнерах по общению особенно нас интересуют мотивы их поведения – почему человек ведет себя так, а не иначе? Не зная истинных причин поведения других (по причине дефицита информации или нехватки времени) мы начинаем приписывать им самые разнообразные мотивы, причины.

Бывает, что приписанные причины негативны, обидны и могут разрушить отношения. «За деньги можно всё», «это девушка легкого поведения», «он по натуре тряпка» и т.п. Может быть и положительное приписывание. Так, вернувшаяся с работы мать, обнаружив полностью убранную квартиру, радуется, что дочка наконец-то захотела помогать ей. Хотя на самом деле в отсутствие матери в квартире была веселая вечеринка, и скрывая её следы, дочь убрала всю квартиру. Такое приписывание причин поведения другому человеку и есть каузальная атрибуция, которая, как мы поняли, может быть отрицательной и положительной.

Атрибуция может быть внутренней и внешней. Причины поведения человека мы ищем либо в его чертах, склонностях (внутренняя) либо в элементах ситуации, в которой он оказался (внешняя). Успех студента на экзамене мы можем приписать либо его умственным способностям, старательности, либо тому, что экзамен был легким или он воспользовался шпаргалкой. Совершенное преступление можно приписать агрессивной личности преступника, либо обстоятельствам его жизни, которые довели его до такого состояния, что он совершил преступление.

Объясняя свое поведение, люди чаще приписывают успехи своим достоинствам, а неудачи – обстоятельствам.

Иногда человек оказывается прав в своей каузальной атрибуции. Но часто ошибки атрибуции приводят к предубеждениям, к обидам, непониманию. К приписыванию причин поведения других людей надо относиться осознанно. Анализировать поведение, понимать многофакторность воздействий, обсуждать с партнером по общению, с группой причины поведения, если это необходимо. Больше делиться мнениями, спорить, обсуждать и, в конце концов, приходить к консенсусу.

Общение многогранно и по своим видам. По количеству участников общения оно может быть межличностным /между двумя людьми/, групповым, социальным /массовым/. В первом случае во взаимопонимании основное значение имеют индивидуально- психологические особенности двух людей: их темпераменты, характеры, образ мысли, духовные ценности… Во втором случае добавляется влияние на общение групповых феноменов: лидерства, социометрических позиций, наличие микрогрупп и др. В третьем случае механизмы поведения в толпе могут оказать более сильное влияние на взаимопонимание, чем духовные ценности личностей. По содержанию общение может быть деловым и интимно-личным, по использованию средств – прямым /при непосредственном восприятии участниками общения друг друга/ или опосредованным /по телефону, через письма.../. По использованию речи оно может быть вербальным или невербальным. Вербальное, речевое общение безусловно является одним из основным видов человеческого общения.

Речевое общение.

 

В основе речевого общения лежит использование такого средства, которое люди специально создали для общения друг с другом –  языка словесных знаков. Слово, как знак, сигнал искусственного происхождения, является орудием как внешней жизнедеятельности общения, так и внутренней, умственной деятельности.

Основные характеристики слова, с точки зрения психологии общения, взаимопонимания людей, – это его значение и смысл. Значение – это объективное содержание слова, продукт общественно-исторического опыта людей. Значения слов можно найти в словарях, справочниках. Смысл слова является личностным –  это субъективное содержание слова, которое сам человек вкладывает в него. Например, значение слова "мама" - женщина, имеющая или имевшая детей, но если у разных людей спросить, что означает для них это слово, вряд ли мы получим такое сухое определение. Что же объединяет людей, позволяет им лучше понять друг друга – значения слов или их смыслы? А что чаще является источником барьеров, конфликтов между людьми? Смыслы или значения слов?

Термин «смысловой барьер» подскажет вам ответ на этот вопрос. Часто именно смысловые барьеры, разный смысл, который мы вкладываем в одно и то же понятие, является причиной непонимания и конфликтов отцов и детей, мужей и жен, сотрудников, руководителей и работников. Как снимать смысловые барьеры? Большое значение в этом имеет сотрудничество, переговоры, открытое честное обсуждение не только мнений, но и тех понятий, которыми мы пользуемся. Надо договариваться, приходить к консенсусу – общему решению, которое устраивает все стороны общения. Это может занять время, но важнее мир в семье, в трудовом коллективе, в стране.

Язык и речь – общение посредством языка словесных знаков – выполняют в жизни человека определенные функции. Во-первых, в них аккумулируется общественно-исторический опыт людей, с их помощью опыт передается следующему поколению людей и усваивается ими. Во-вторых, с помощью языка люди общаются, передают друг другу информацию, воспринимают ее, удовлетворяют свою потребность в общении. В-третьих, язык и речь – это и средство мышления человека. Мысли человека имеют внутреннеречевую форму, а каждое слово уже обобщает. Так, слово ”учащийся” обобщает всех людей, которые получают образование, а слово ”студент” –  всех молодых людей, получающих высшее образование.

Различные вида речи человек использует в общении с самим собой и другими людьми.

 

 

Какие из этих видов речи наиболее простые, раньше появились как в развитии человечества, так и в онтогенезе ребенка?

Конечно, это аффективная и диалогическая речь. Аффективная речь включает в себя слова и выражения, сильно заряженные эмоционально. Это восклицания, выкрики, а также брань, нецензурные выражения. Именно потому, что она очень эмоциональна, аффективная речь быстрее всего усваивается в детском возрасте, и от нее трудно избавиться, а такая необходимость может появиться. Даже в измененных состояниях и при болезненных нарушениях в работе мозга, когда нарушена речь, меньше всего затронута аффективная речь. Эмоциональная речь свойственна практически каждому человеку, но если она начинает преобладать в речевом общении, это свидетельствует о том, что человек пользуется более простыми формами поведения и мы должны понять это и правильно реагировать.

Диалогическая речь тоже является простым видом речи, и ребенок раньше всего овладевает ею, поскольку она ситуативна, относительно коротка. Не нужно полностью строить фразы, предложения,  диалог не требует развернутых грамматических форм. Но все же для наиболее эффективного использования некоторых разновидностей диалогической речи требуется специальное обучение. Например, деловая беседа, разговор по телефону, интервью подчиняются определенным требованиям, и при их выполнении человек достигает своих целей в общении.

Более сложным видом устной речи является монологическая речь –длительное связное высказывание одного человека. Разновидностями монологической речи являются устный ответ студента с места или у доски, выступление, сообщение, доклад ученого, лекция преподавателя, рассказ собеседника. Поскольку поддерживающей речи другого собеседника какое-то время нет, человек полностью строит фразы, говорит развернуто, выразительно, так, чтобы было понятно всем, кто его слушает. К монологической речи предъявляется много требований, она должна быть грамотной, красивой, не монотонной, в определенной степени и иногда сопровождаться выразительными движениями и др. Поэтому эта речь требует специального обучения. Иногда для того, чтобы научиться выступать, не хватает среднего и даже высшего образования. Человек становится преподавателем – и тогда учится воем секретам монологической речи. Монологической речи нужно учиться и будущему руководителю. Не случайно ораторское мастерство называют искусством.

Позднее всех в истории развития человечества и каждого отдельного человека  появляется письменная речь –  она самая сложная из всех видов речи. Она максимально развернута, содержательна, даже громоздка по сравнению с устной речью, ведь когда мы пишем письмо, а писатель пишет книгу, мы даже не видим потенциального читателя, а только представляем его. Письменной речью мы овладеваем, начиная со школьного возраста, но совершенствование ее идет и во взрослом возрасте.

При выполнении письменной контрольной работы, сдаче письменного экзамена по гуманитарной дисциплине студенту нужно максимально продемонстрировать свои знания, а значит, писать подробные, развернутые ответы, но только на заданные ему вопросы, не подменяя их другими. Если студент плохо использовал возможности письменной речи, то у преподавателя при чтении его работы обязательно возникнут вопросы. Образцы письменной речи следует искать не в смс-сообщениях, а в книгах: художественной литературе, научных изданиях.

Внутренняя речь связывает речь и мышление человека воедино, внутренняя речь – это мысли, но не вслух, а про себя. Она не всегда осознанна, сокращена, беззвучна, вторична — появляется на основе внешней речи в индивидуальном развитии ребенка.

Внутренняя речь связана с внешней речью. Она как бы готовит наши высказывания, иногда мы даже специально думаем о том, как правильно их построить. Некоторые люди испытывают трудности при переходе от внутренней речи ко внешней. Усвоив какой-либо материал, студент иногда затрудняется выразить его в слове, в правильных оборотах речи. Чтобы избавиться от этого, нужна тренировка в монологической речи, тренировка по преодолению барьеров в общении. Нужно больше говорить, озвучивать свои мысли.

Таким образом, речевое общение – это и дар, который дан человеку природой и обществом, и искусство, которому надо учиться.

 

Невербальное общение.

 

Речевая, вербальная коммуникация людей дополняется невербальной, неречевой. Разве мы не можем понять и узнать что-то о человеке, от человека без слов? Конечно, можем. И об этом мы говорили, рассматривая вопросы об интерактивном и перцептивном аспектах общения. Психологи выделяют несколько систем невербальных средств общения. Вот основные из них.

Оптокинетическая система знаков включает в себя мимику /выразительные движения лица/, пантомимику /выразительные движения тела/, включая жесты /выразительные движения рук/. Наибольшими возможностями выражать чувства и мысли человека на его лице обладают глаза,  движения глаз. Взгляд может быть жестким, колючим, добрым, теплым. Фиксированный взгляд с заметной задержкой на глазах собеседника выражает силу «Я». Человек может «прятать глаза», если не хочет откровенности, отвести глаза в сторону, если ему надо сосредоточиться или когда он хочет закончить разговор. Понимать взгляд человека лучше в сочетании с движениями тела. Если взгляд направлен в ту же сторону, куда и ноги, и повороты туловища, то, скорее всего, человек хочет закончить общение. Также наиболее информативными мимическими движениями считаются улыбка и другие движения губ, По выражению лица человека внимательный наблюдатель определит его состояние, эмоции, переживаемые им, а значит, может и предсказать то, что этот человек думает, скажет. Например, люди различают нюансы улыбки друг друга: ”горькая улыбка”, ”искусственная улыбка”, ”искренняя улыбка”, ухмылка и т.п.. Движения губ надо оценивать, соотнося с движениями глаз. Если губы улыбаются, а глаза «холодные», неподвижные, то вряд ли человек к нам расположен.

Жесты и все выразительные движения человека отражают индивидуально-типологические особенности человека, например, по ним можно определить темперамент. Мы знаем, что самые подвижные из нас – холерики, а самые медленные – флегматики, чаще других улыбаются сангвиники, а плачут и переживают меланхолики. В то же время жесты являются социально-отработанными движениями, несущими определенное значение. Их социальность подтверждается тем, что один и тот же жест по-разному понимается разными культурами, так же, как и одно и то же чувство выражается разными движениями. Не у всех народов рукопожатие является знаком приветствия и дружбы, а поцелуй - знаком любви, есть народы, у которых таким знаком является плевок в сторону человека. Поэтому если нам предстоит общаться с представителями разных культур, нужно в какой-то степени изучить и способы их выразительных движений, чтобы не попасть впросак.

Д. Левис выделяет 4 типа жестов в зависимости от их предназначения:

1. Жесты-символы. Например, это американский символ ОК, означающий – всё хорошо, всё в порядке. Однако этот жест во Франции означает ноль, а в Японии – деньги. В то же время для обозначения одного и того же понятия в разных культурах используют разные жесты-символы. Так, чтобы показать самоубийственность того или иного действия, американцы приставляют пару пальцев к голове, как бы показывая тем самым пистолет, папуасы проводят рукой по горлу, а японцы делают энергичное движение рукой, зажатой в кулак.

2. Жесты-иллюстраторы для пояснения, усиления, подчеркивания сказанного. Типичный пример – использование указательного жеста.

3. Жесты-регуляторы. Говоря о них, мы вспоминаем специальные флажки сигнальщика или жезл регулировщика движения. Но такими жестами являются и рукопожатие, и отмашка, и предупредительные жесты рукой.

4. Жесты-адапторы, сопровождающие обычно эмоции и чувства: теребление руками, прикрывание рта рукой, сжимание кистей рук в кулаки и др.

Оптостатическая система знаков охватывает внешний облик человека: физиогномическая маска –  характерное для человека выражение лица, в также одежда, манера держаться, поза могут что-то говорить нам о человеке. Например, есть закрытые и открытые позы. Сгорбленная фигура, перекрещенные конечности говорят нам о замкнутости человека, о нежелании или боязни входить в контакт. Наоборот, свободная поза, открытые руки, свидетельствуют о том, что человек открыт для общения. По одежде человека мы можем определить его вкус, стиль, социальную группу, к которой он принадлежат, некоторые черты характера.

К неречевым средствам общения относится также предметно-действенная система – обмен предметами, вещами, действиями. Часть из этих средств общения пришла к нам из древности, когда еще речь людей была не развита. Но, безусловно, цивилизация оказала на него свое влияние: дарение цветов, правильно подобранных к случаю, подарков, несущих в себе черты либо дарителя, либо одариваемого, обмен деньгами и товаров в сфере обслуживания и т.п.

Наконец, важной системой средств невербального общения является экстралингвистическая система: интонации, паузы, смысловые ударения, тембр и темп говорения. Иногда их значение столь велико, что, например, интонация может полностью изменить смысл произносимого слова. Попробуйте слово "любовь" произнести вначале с восторгом, потом с недоумением, с удивлением, наконец, с презрением и с ненавистью, и вы почувствуете, что интонация может изменить смысл слова на противоположный. Прекрасное содержание выступления потеряет свой смысл, если речь будет слишком быстрой, слишком медленной или монотонной.

В реальном общении все его системы: и речевые, и невербальные,— взаимодействуют и действуют одновременно. Поэтому, чтобы понять проблемы своего общения с людьми, ошибки, просчеты, нужно внимательно проанализировать все: от содержания и характеристик своей речи до манеры держаться и костюма. В то же время подумайте о том, чтобы не создавать проблемы искусственно, не искать их там, где их нет, повышать свою самооценку, если она занижена, видеть в своем общении больше достоинств, чем недостатков.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 388.