ТЕМА 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмоции и чувства: их виды и значение.

Эмоциональные состояния, их регуляция.

Социальные  чувства, воспитание чувств.

Воля и её воспитание. Волевое поведение в социуме

Эмоции и чувства: их виды и значение

Чувства – это отражение в сознании человека его отношения к окружающей действительности, к значимым для него объектам, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении какой-либо потребности человека. Потребности и чувства тесно связаны друг с другом: потребность в пище связана с чувством голода, потребность в безопасности с чувством защищенности, потребность в любви – с чувством любви. Человек переживает то, чего он хочет.

Эмоции – это конкретные переживания чувств: радость, восхищение, восторг, тревога, страх, уныние.

Какими они бывают? По валентности эмоции могут быть положительными (при удовлетворении потребности) и отрицательными (при неудовлетворении), они могут быть также неопределенными или амбивалентными (противоречивыми).

По происхождению есть чувства, общие для человека и животных: чувство голода, страха, радости, печали и др.,  – иногда их называют биологическими, и есть чисто человеческие (нравственные, эстетические, познавательные), их называют высшими, социальными чувствами. Общность некоторых чувств у человека и животных подчеркивает то, что человек – часть природы, продукт ее эволюции. Но даже эти простые чувства человек переживает иначе, чем животное. Так, чувство голода он удовлетворяет более эстетично, чем самое обученное домашнее животное. Человек в состоянии регулировать свои чувства и, переживая страх или печаль, может помочь сам себе и братьям меньшим. Его эмоции и чувства практически всегда окрашены сознанием.

По качеству влияния на работу нашего организма, нервной системы эмоции могут быть стеническими и астеническими. Стенические эмоции повышают нашу работоспособность, активизируют человека, повышают уровень жизнедеятельности организма. Таковыми являются большинство положительных эмоций, энтузиазм. Но иногда это и злость, и страх. Астенические эмоции угнетают жизнедеятельность организма, снижают активность человека. В состоянии грусти, печали человек затихает, часто теряет работоспособность. Однозначного соответствия положительных эмоций со стеническими, а отрицательных – с астеническими нет. Так, и злость, и страх, и радость могут повысить результат деятельности, а могут сорвать деятельность.

Положительные эмоции человека связаны не только с удовлетворением его потребностей, но и с деятельностью. Еще Аристотель рассматривал удовольствие как следствие деятельности. Вспомним, что одной из базовых потребностей человека является потребность в активности.

Какое же значение имеют эмоции и чувства в нашей жизни?

Во-первых, они являются сигналом для человека и окружающих о том, что ему нравится или не нравится, о его отношении к тем или иным объектам, - в этом проявляется сигнальная функция эмоций. Так, если мы видим, что человек в данный момент сильно расстроен, перевозбужден – это сигнал о том, что к нему не следует сейчас подходить для решения деловых вопросов, но можно подойти для оказания ему помощи, поддержки.

Во-вторых, эмоции выполняют еще компенсаторную или регулятивную функцию – прямо определяют, изменяют поведение человека. Например, когда человек радуется, он не усидит на месте, когда он печален, - наоборот – активность его снижена. Если мы часто видим человека за книгой, – значит, он не лишен познавательных чувств и чаще других будет ходить в библиотеку.

Чувства человека имеют определенную продолжительность, глубину, скорость возникновения и в зависимости от этого выделяют разные виды эмоциональных состояний.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.