В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.
Не пренебрегайте другими творческими занятиями.
Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.
По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.
Не опускайте руки.
Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.
Не зацикливайтесь.
Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент (особый стиль электронной музыки), или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное – делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.
Относитесь к творчеству как к игре.
Творчество – это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.
Просто начните.
Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным. Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как …» сменится на что-то более конструктивное. Начать – это самое сложное.
Как видите, творчески мыслить может каждый человек, вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное – помните, что начинать что-то новое никогда не поздно: художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.
Проблема экономических способностей в психологии остается мало изученной. А.П. Вяткин в своем исследовании указывает, что в качестве общих экономических способностей чаще всего выступают рациональность, структура мотивов и креативность. Из конкретных особенностей, названных при анализе конкурентоспособности, к категории общих экономических способностей могут быть отнесены рефлексия и адаптивность. Волевые качества и способность получать удовольствие от процесса собственной деятельности относятся к особенностям мотивации. Уверенность в себе, скорее всего, выходит за рамки способностей и должна рассматриваться в структуре самооценки личности. Что касается отношения к собственности, то последующий анализ не подтвердил ее принадлежности к категории способностей. По-видимому, эта особенность должна быть включена в структуру экономической направленности. Таким образом, по результатам анализа выделены пять общих экономических способностей: рациональность, структура мотивов, креативность, рефлексия и адаптивность.
Специальные экономические способности могут быть представлены в связи с экономическими ролями — производитель, предприниматель, продавец, потребитель, плательщик налогов. Среди них наиболее разработанными можно признать управленческие (организаторские) и предпринимательские способности.
Условиями развития всех приведенных специальных способностей являются:
1) Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться сензитивный период развития человека, то есть такой период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости. Сензитивные периоды характерны для детей, но время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Благоприятная среда должна подбираться индивидуально. Технические способности развиваются в техническом творчестве, художественные – в художественном, экономические способности – в экономической деятельности, организаторские – в управленческой и т.д.
3) Введение в деятельность. Этот этап является практической реализацией предыдущего и во многом перекликается с ним. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к. как уже было сказано выше, способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности. Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей. Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность.
· Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания.
· Оптимальный уровень трудности. Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д. Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
· Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы подкрепления успехов и неудач. В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом, в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяет индивиду бросить тот или иной вид деятельности.
· Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность человека. Для формирования и развития способностей человека необходимо научение, а согласно теории социального научения, этот процесс не может происходить без соответствующего подкрепления. Чем сильнее подкрепление, тем быстрее и эффективнее будет идти развитие той или иной способности. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание. Поощрение считается более эффективным методом, т.к. наказания нередко приводят к подавлению нежелательного поведения, вместо его устранения.
Таким образом, развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды. Бытует мнение, что развитие творческих способностей человека имеет какие-то особые, внутренние источники. Сторонники этой идеи подкрепляют свою точку зрения предрасположенностью одних и полной неспособностью других людей к определенным видам деятельности. Однако они забывают и искажают главное – источник развития способностей. Стихийно развитые первоначальные способности принимают за врожденные.
Вопрос о методах исследования и развития способностей и одаренности с одной стороны совершенно прозрачен и ясен, но с другой – некоторые моменты по сей день остаются нерешенными. К таким моментам относятся экспериментальные методы исследования и развития, а также диагностики специальных способностей.
Первым методом по праву является исследование истории развития личности, неразрывно связанное с ее биографией. Но следует помнить, что в рамках этого метода не существует критериев исследования способностей, которые подходили бы абсолютно всем людям. Основными в этом методе являются вопросы:
1) О первых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности;
2) Об условиях, в которых рос и воспитывался исследуемый (особое внимание уделяется неблагоприятным условиям, препятствующим возникновению той или иной способности);
3) О процессе обучения и овладения деятельностью;
4) Об успехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица на трудности;
5) О первых проявлениях творческого начала в деятельности, направленной на развитие способностей;
Этот метод является общепризнанным и применяется длительное время. На данный момент это практически единственный метод, не подвергающийся сомнению.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 236.