Индивидуальные различия в организаторских способностях личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1. Проявляет организаторские способности во многих видах деятельности.               2. Проявляет организаторские способности в каком-то одном сравнительно узком виде деятельности (например, не в художественной самодеятельности, а только в танцах).               3. Способность хорошо организовывать и сверстников, и младших.               4. Способен хорошо организовать преимущественно сверстников.               5. Способен хорошо организовать преимущественно младших.               6. Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от пола организуемых: · одинаково хорошо организует и мальчиков, и девочек; · преимущественно мальчиков; · преимущественно девочек.               7. Уровень выраженности организаторских способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими организаторами или непосредственно исполнителями: · одинаково хорошо руководит и организаторами, и исполнителями; · организаторами лучше, чем исполнителями (сверстниками, одноклассниками и др.); · исполнителями лучше, чем другими организаторами.               8. Ведущие, преобладающие формы воздействия на организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйте каждую); · словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикой доказательств); · практически-активная форма воздействия (склонен воздействовать показом, действием); · эмоциональная форма воздействия («заражает» других своими чувствами, эмоциями).               9. Проявляет себя в организаторской деятельности: · настойчиво, напористо, энергично, активно; · склонен организовать других порывами; · в организаторской деятельности быстр, переключаем, (действует «и скоро, и споро»); · организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные воздействия, резкое неодобрение, неудачи; · в организаторской деятельности проявляет себя как чувствительный, но ломкий прибор.                 Общий балл (Σ)                 Средний балл (М); М =Σ/n, где n – количество качеств              

Обработка и интерпретация результатов теста:

По каждому из исследуемых качеств определяется общий (Σ) и усредненный показатель (М) в баллах. На основе этих данных необходимо сделать обобщение либо в форме таблицы, либо «личностного профиля». О степени выраженности того или иного качества можно судить по содержательной характеристике приведенной выше пятибалльной системы.

Психологическую характеристику организаторских способностей необходимо дать на основе обобщения данных таблицы (психологической избирательности, практически-психологическому уму, психологическому такту и др.) Обобщение завершается указанием на наиболее значимые для данной личности индивидуальные особенности  организаторских способностей, а также тенденции их развития.

На основе указанного выше материала делается резюме  об изучаемой личности с точки зрения ее организаторских возможностей: не способен в данный момент к самостоятельной организаторской деятельности, проявляет слабые или средние организаторские способности, проявляет хорошие способности, очень способный организатор.

Надежда Давыдова выделила  основные составляющие организаторских способностей и навыков,  над которыми  стоит поработать будущему руководителю:

1. Твердость характера, авторитетность. Подчиненные должны понимать, что отданные распоряжения следует выполнять. Помните, авторитет руководителя складывается не только из внешних атрибутов уверенности в себе. Руководитель понимает все тонкости работы, которую поручает, знает, сколько времени уйдет на ее выполнение, как сделать ее наилучшим образом. Люди сами будут идти за советом и помощью к руководителю, глубоко разбирающемуся в вопросе. Подавайте пример другим своей компетентностью, высокой работоспособностью, чтобы не было поводов для лени у других.

2. Умение улаживать конфликты – очень важная составляющая организаторских способностей. В любом коллективе возникают трения. Чтобы разногласия не препятствовали эффективности труда, умейте вовремя "гасить" разгорающиеся ссоры. Если убедительные беседы не помогают, возможно необходимо будет рассредоточить людей по разным объектам.

3. Справедливость – важная способность организатора. Вы не должны быть лицеприятным. Все сотрудники должны быть равными в своих правах, не создавайте "любимчиков", подхалимов, а также "козлов отпущения". Люди должны получать справедливую награду, поощрение либо наказание, порицание в равной степени.

4. Строгость. Люди должны осознавать, что за некачественный труд обязательно понесут определенное наказание. Это необходимое проявление организаторских способностей.

5. Умение поощрять. Признание личных заслуг сотрудника, публичное или личное поощрение человека за приложенные усилия, хорошие результаты вносит дополнительную мотивацию, заставляет коллектив в целом стараться выполнить работу наилучшим образом. Это полезно для конечного результата и для самого коллектива: работа приносит людям радость, моральное удовлетворение. При такой организации труда затрачиваемых усилий намного меньше, повышается эффективность. Умение поощрять возможно лишь при внимательном отношении к каждому человеку. Развивайте эту организаторскую способность.

6. Точное представление, что, каким образом, в какой последовательности, в какие сроки должно быть сделано. Не имея четко разработанного плана, очень трудно руководить коллективом. Необходимо предвидеть все возможные препятствия и проблемы, разработать пути их решения, чтобы не терять времени в случае их возникновения.

7. Ежедневное планирование. Ежедневно должен быть определен объем работ в целом и для каждого человека отдельно.

8. Делегирование полномочий — самое разумное проявление организаторских способностей. Каким бы талантливым ни был руководитель, успеть все сам он просто физически не сможет. Умейте определять, кто в вашем коллективе может справиться с порученными обязанностями, и делегируйте их ему. Однако они не должны стать обузой, иначе работа будет выполняться "спустя рукава". За дополнительную работу обязательно должно быть поощрение.

9. Спокойное отношение к критике. Дайте людям возможность вносить свои предложения по лучшей организации труда, вас станут еще больше уважать, доверяя вашим организаторским способностям.

10. Умение отметать лишнее – хорошая способность организатора. Не давайте садиться себе на голову, превращать работу в балаган. Цените свое время и дайте понять всем, что отнимать его понапрасну не позволите никому.

Следует много потрудиться, чтобы выработать у себя все практические навыки хорошего руководителя. Но имея представление, каковы основные составляющие организаторских способностей, намного легче их развивать.

Технические способности –  взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества: способности к пониманию техники, к обращению с техникой, к изготовлению технических изделий, к техническому изобретательству.

Считают также, что это те способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные. Показано, что наряду с некоторой общей способностью, которая может рассматриваться как общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание. Под пространственными представлениями имеют в виду способность оперировать зрительными образами, например, при восприятии геометрических фигур. Техническое понимание – это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные.

Развитие технических способностей представляет собой очень сложный процесс, который протекает обычно довольно медленно. Его успех напрямую зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и целого ряда других факторов. Следует отметить, что развитые технические способности необходимы всем учащимся, в том числе и тем, которые не собираются связывать свою профессиональную деятельность с техникой и технологиями, поскольку наличие данных способностей позволяет решать задачи, возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни.

Для развития технических способностей нужны специальные методы, подходы, способы. В рамках теории Шадрикова В.Д. свое обстоятельное исследование провела Мелкобродова Н. В., которая указывает в своих работах, что технические способности в деятельности инженера-строителя проявляются в умении оценивать техническое состояние строительных объектов, оборудования; способности осуществлять ремонт оборудования и осваивать новое оборудование; конструировать детали и узлы; умении осуществлять обслуживание технологического оборудования и машин; владении правилами и технологией монтажа, наладки, испытания конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов. Поэтому развитие технических способностей будущих инженеров-строителей в процессе обучения в вузе имеет большое значение.

Она отмечает, что важную роль в развитии технических способностей играют два фактора: внешние и внутренние условия. В качестве внутренних условий выступают психические свойства (уровень их сформированности). К внешним условиям относят педагогическое воздействие, осуществляемое в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. Эффективность развития профессионально важных качеств каждого студента будет зависеть от внутренних условий (уровня сформированности психических свойств), через которые преломляются внешние (педагогические) воздействия. Соответственно внешние воздействия выступают детерминантами развития психических свойств в профессионально важные качества. Таким образом, как отмечает В.Д. Шадриков, прослеживается диалектика взаимосвязи внешних воздействий и внутренних условий в процессе освоения профессиональной деятельности.

В русле концепции развития операционных механизмов в оперативные

В.Д. Шадриков подчёркивает наибольшую эффективность способа развития профессионально важных качеств посредством специальных упражнений, при выполнении отдельных операций предстоящей деятельности. Именно в этих условиях, по мнению учёного, и создаются наиболее благоприятные основы для формирования черт оперативности у профессионально важных качеств  С этой целью Мелкобродовой Н.В.  были проведены следующие мероприятия.

В учебной деятельности целенаправленное развитие компонентов технических способностей проходило в ходе изучения графических дисциплин (начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики) по средством организации профессионально ориентированного обучения, применения активных методов (метода проектов, инженерных игр). Так, например, зная, что пространственное воображение развивается непосредственно в процессе чтения и выполнения чертежей, студентам были предложены упражнения, в которых требовалось мысленно перевести объёмные (трёхмерные) изображения в плоскостные (двухмерные) и обратно. Упражнения носили постепенно усложняющийся характер и были связаны с реальными объектами профессиональной деятельности. Поскольку техническое мышление проявляется в способности решать технические задачи, ею были применены инженерные игры. В инженерных играх были поставлены проблемные ситуации, требующие анализа и принятия решения в работе инженера-строителя. При этом предполагалось решение профессиональных задач графическими способами.

Воспитательная деятельность по развитию технических способностей осуществлялась в процессе изучения спецкурса «ПВК инженера-строителя». Главной особенностью данного курса была установка на приобретение студентами способов осуществления самовоспитания необходимых качеств. Так, для развития технических способностей была составлена следующая программа самовоспитания технических способностей.

Программа самовоспитания студентами технических способностей

Компоненты технических способностей Пути и средства самовоспитания технических способностей
Склонность к технике и техническому творчеству Чтение технической литературы, осуществление ремонта, совершенствования приборов, машин, конструкций и т.п.
Техническое мышление Анализировать технический процесс, технические объекты, принципы их устройства и работы, мысленно строить версии о возможных причинах неполадок
Пространственное воображение Упражняться в умении мысленно переводить плоскостные изображения (двухмерные) в объёмные и обратно
Техническая наблюдательность Упражняться в умении сопоставления и сравнения, установлении связей и отношений между техническими объектами.
Зрительная и моторная память Упражняться в запоминании, сохранении и воспроизведении технических образов
Глазомер Упражняться в оценке и сравнении величин зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них
Ручная умелость Выполнение моделей, макетов технических объектов

 

 

Практическая деятельность по развитию технических способностей осуществлялась в процессе прохождения студентами учебно-производственной

практики, предполагала работу с геодезическими приборами, выполнение чертежей (планов здания, составление обмерочных чертежей фасадов, эскизов с

натуры). Условия учебно-производственной практики максимально приближены к производственным, что даёт возможность студентам развивать технические способности в решении реальных производственных задач.

Соответственно, осуществляется интеграция учебной, воспитательной и

практической деятельности, ориентированная на развитие технических способностей будущих инженеров-строителей. При этом каждый вид деятельности преследует определённую цель. Учебная деятельность направлена на рост, становление и интеграцию технических способностей, воспитательная деятельность - на их дальнейшее самовоспитание, в свою очередь, в практической деятельности работа направлена на развитие способности самостоятельно применять данное профессионально важное качество в условиях реального производства

Таким образом, исследование вопроса развития технических способностей осуществлялось Мелкобродовой Н.В. в несколько этапов. На первом этапе была проведена конкретизация данного качества –  выделены его основные компоненты: техническое мышление, пространственное воображение, техническая наблюдательность, зрительная и моторная память, глазомер, ручная умелость. На втором этапе, предполагающем уже анализ компонентов технических способностей, были выделены их психические свойства, характеризующиеся функциональными и операционными механизмами. Когда отдельные стороны изучаемого качества были вычленены и изучены, на основе комплекса мероприятий осуществлялось развитие операционных механизмов психических свойств и приобретение ими черт оперативности, в соответствии с требованиями профессии. В результате мы получаем технические способности определённого уровня развития, но уже как профессионально важное качество инженера-строителя, развивающееся в процессе дальнейшего обучения в вузе.

Художественные способности – это способности к художественному творчеству в определенной сфере искусства, характеризующие степень освоения этой деятельности как в мировоззренческом плане (способность продуцировать идею произведения искусства как "свой мир", который вызовет отклик у зрителя, слушателя, читателя), так и в техническом (умение выбрать адекватные идее средства художественной выразительности и навыки, делающие эти средства эффективными).

Евгений Щербань дает рекомендации –  как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался. Его рекомендации не только для развития художественных способностей, а для развития творческих способностей – и в художественном, и в научном творчестве.

Утренние страницы.

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.

А что, если бы?

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова.

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса.

Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов.

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона.

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

· Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире, например, в животном или растительном. В масштабах от своей комнаты до страны.

· Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.

· Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности (как в сказке).

· Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии.

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 307.