Преследуемый улыбкой сфинкса, я начинаю третью часть своей книги, ибо сфинкс дал понять, что речь идет не менее чем о выживании нашего биологического вида.
Поиски ключа к проблеме нашего выживания заставляют меня вернуться к тому, с чего начиналась эта книга,— к конференции по системному анализу. Около 10 лет назад совместными усилиями капиталистических и социалистических стран был создан Международный институт прикладного системного анализа — МИПСА. Целью этого исследовательского центра, расположенного близ Вены, является изучение вопроса о том, как лучше использовать достижения науки и техники в интересах всего человечества.
В качестве члена совета МИПСА я принимал участие в семинаре по глобальному моделированию в октябре 1978 года и весь первый день лишь слушал выступления. Разноречивость докладов и выступлений породила у меня вопрос: почему динамическая глобальная объяснительная модель не может основываться на чисто биологической эволюционной концепции? И наоборот, не обречены ли на неполноту все глобальные модели, не включающие в число своих главных переменных изменяющегося человека? На второй день семинара я начал набрасывать план книги, в основу которой легло бы выяснение этого вопроса. Я еще слабо представлял себе, куда это меня заведет.
Теперь, несколько лет спустя, я могу оглянуться на две предыдущие части книги, посвященные главным образом поиску основания динамической глобальной модели. Биологическое эволюционное представление о человеке действительно открывает новые возможности для понимания всего нашего поведения. Однако теперь я вижу и еще более общую схему человеческого развития, включающую объяснение с помощью представления об основных функциях. По иронии судьбы эта схема сродни системному подходу, который послужил импульсом для написания этой книги, но пока явно в ней не использовался.
Системный анализ изучает системы, в которых все части влияют друг на друга. Если одна часть по той или иной причине изменяется, это влечет за собой изменения в других частях, порождающие в свою очередь дальнейшие изменения. Ни одна из частей не выбирает активно направления развития системы. Наоборот, все они просто
246
реагируют тем способом, который в них запрограммирован. Из-за своего сходства с компьютером, в котором все части запрограммированы на определенные реакции, такие системы были названы «кибернетическими». Для того чтобы кибернетическая система могла функционировать сколько-нибудь продолжительное время, она должна быть саморегулирующейся. Не обладающая таким качеством система быстро самоуничтожается, как это происходит при цепной реакции в атомной бомбе. Следовательно, все системы, которые нам встречаются, саморегулирующиеся.
Человек является частью двух саморегулирующихся кибернетических систем. Ранее было установлено, что мы являемся продуктом совместного действия биологической и культурной эволюции. Обе эти эволюции есть не что иное, как способы изменения двух кибернетических систем.
Биологическая эволюция представляет собой способ изменения огромной саморегулирующейся кибернетической системы природы, охватывающей всю Землю. Популярный пример взаимозависимости внутри кибернетической системы — это пример с чайкой, которая взмахами своих крыльев влияет не только на все другие живые организмы, но и на погоду и на среду обитания. Биологическая система строится на двух источниках информации: на законах природы и на генетической информации, содержащейся в индивидуальных живых организмах; эта информация определяет роли, которые они играют в системе. Законы природы неизменны, генетическая же информация меняется на протяжении веков, в процессе биологической эволюции.
Культурная эволюция — это способ изменения второй саморегулирующейся кибернетической системы — культурной системы. В наше время человечество охвачено все усложняющейся сетью социальных, экономических и культурных связей. В древние времена на больших расстояниях эти связи были слабыми и осуществлялись медленно. В античную эпоху действия человека, скажем, в Европе мало влияли на происходящее в Китае или Африке, не говоря уже об Американском континенте или Австралии. С развитием научно-технической культуры эти связи неуклонно укреплялись и в настоящее время стали такими прочными, что можно говорить о существовании единой культурной кибернетической системы. Сегодня человек не может «взмахнуть крыльями» без того, чтобы влияние это-
247
го действия не передалось через всю кибернетическую культурную систему, иногда со скоростью, приближающейся к скорости света, всем остальным человеческим существам. Эта система также строится на двух источниках информации: на генетической информации, определяющей поведение человека как биологического вида, и культурной информации, включающей знания и умения, ценности, концептуальные схемы, легенды и мифы, традиционные представления и антагонизмы, накопленные нами на протяжении веков. Генетическая информация очень мало менялась в историческое время, культурная же информация менялась стремительно, следуя законам культурной эволюции.
Как биологическая, так и культурная кибернетические системы являются саморегулирующимися. Они не управляются извне. Каждая часть в обеих системах, обладая свойством пассивной реакции, ведет себя естественным образом. Ни та, ни другая системы не являются планируемыми, и никакая из частей этих систем не планирует действия всей системы.
Человек принадлежит обеим системам, составляя их пассивный элемент. Наше развитие есть следствие саморегулирования этих систем. Благодаря саморегуляции биологической системы наше развитие протекало в тесных рамках общих для нас основных функций. Благодаря саморегуляции культурной системы оно шло в русле законов культурной эволюции и собственных наших поведенческих свойств, присущих нам как биологическому виду.
Направление нашего развития определялось, таким образом, свойствами, запрограммированными в этих кибернетических системах, и случайными обстоятельствами, с которыми эти системы сталкивались. Оно не выбиралось по свободной воле человека и не планировалось коллективно человеческими обществами. Как бы мы ни ценили индивидуальную свободную волю, мы не можем отрицать того факта, что поведенческие изменения человеческого вида шли тем же путем, что и остальная биологическая эволюция. После того как в ходе эволюции мы стали разумными существами, мы были запрограммированы на стремление к повышению нашей жизнеспособности. Когда люди впервые стали выращивать растения и животных, они не ведали, что это является началом эпохи аграрной культуры, которая продлится 10 тыс. лет. Точно так же, когда появился паровой двигатель, никто не предвидел развития научно-технической культуры в последующие 200 лет.
248
Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.