Это стремительное развитие может показаться беспрецедентным скачком к окончательному господству человека над природой, к жизни, полной изобилия. Однако распространение достижений научно-технической куль-
236
туры уже вызывает серьезные опасения. Утверждают, что наша культура движется в принципиально неверном направлении и придет к замедлению человеческого развития.
Стоит отметить, что наиболее суровая критика научно-технической культуры исходит от антропологов и этнографов. Они наблюдают, как малые культуры во всем мире теряют свою индивидуальность, традиции и разнообразие и становятся частью безжизненной, бесцветной и усредненной массовой культуры. По их мнению, нами завладела иррациональная вера в прогресс. Единая мировая экономика, в которой господствует жестокая конкуренция, превращает нас в винтики своей громадной машины; таким образом, нас затягивает водоворот все более безжалостного культурного империализма.
Повсеместное проникновение стирающего различия культурного империализма можно увидеть на примере всеобщего поклонения продуктивности и эффективности, связанного с концепцией роста, когда от рабочих и капитала ждут постоянного увеличения производительности. Растет мощность машин, внедряется автоматика, происходит слияние компаний, производство становится многонациональным, государства и блоки государств конкурируют из-за рынков, мировая экономика представляет собой почти самоуправляющуюся гигантскую глобальную организацию, производящую из природных ресурсов все больше предметов потребления для большего числа людей. Это гигантский конвейер для всех нас — рабочих и работодателей, производителей и потребителей, капиталистов и социалистов, учителей и учащихся, политиков и избирателей, для всех, превратившихся в подобие бесконечно марширующих муравьев.
Стоит задуматься над тем, что до XV века народы в рамках своих локальных культур вели сравнительно изолированный и независимый образ жизни и что до нынешнего века культурное наследие передавалось от поколения к поколению, в основном устным путем, и мы увидим, насколько абсолютен и разителен контраст с современностью, когда регулирующие наше поведение ценности и нормы, кажется, неотвратимо скользят в сторону массового единообразия. Таким образом, с одной стороны, с помощью накопленного излишка мы обретаем большую свободу маневра и новые поведенческие альтернативы, с другой же стороны, возрастающее однообразие толкает нас ко все более стереотипному поведению, и это про-
237
тиворечие может в конце концов разрушить основы нашего существования. Мы стали жертвами собственного ложного представления о человеке и сейчас, по существу, безоружны перед возможным массовым кризисом самосознания. Еще труднее понять самих себя, когда вокруг стираются отличительные черты народов, обществ и индивидов, уступая место однородной безликой массовой культуре, что особенно пагубно для народов, недавно освободившихся от колониализма.
Эти народы, около двадцати поколений которых находилось под гнетом колониализма, испытали его длительное и пагубное отрицательное влияние на эволюционное развитие. Освободившиеся государства прежде всего сочли своим общим великим делом решительную и напряженную борьбу за национальное самоопределение. Теперь же происходит беспощадное столкновение ценностей в силу того, что научно-техническая культура с ее нивелирующим усредняющим влиянием проникает в страны Азии, Африки и Латинской Америки, по-видимому, быстрее, чем эти страны обретают национальное самосознание. Рост и излишек становятся первоочередными целями в вакууме голода и неразвитости, оставшемся в наследство от колониализма, национальные же интересы и цели отступают на задний план.
Научно-техническая культура подобна лавине, несущей человеческому роду дезорганизацию и смятение. Мы чувствуем себя в полном замешательстве и все время задаемся вопросом о том, что же произойдет с нами дальше. Религиозные учения часто предвещали конец света, но никогда прежде мысль о надвигающейся гибели не владела так прочно и настойчиво нашими умами, как это происходит сейчас.
Противоречия нарастают
Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада. И если перед нами иногда и открываются грандиозные возможности, то это происходит именно сейчас. Уровень нашей информированности сейчас выше, чем когда-либо, и продолжает расти. Покоряя космос, мы осваиваем новые заманчивые пути. Если наше научно-техническое племя может спокойно планировать размещение в космосе автоматических производственных линий на солнечной энергии, значит, мы по крайней мере не страдаем от недостатка знаний. В чем же тогда проблема?
238
Мы боимся, не зная причины нашего страха. Может быть, мы боимся того, что в конечном счете не полностью контролируем технику и науку, используемые нами для упрочения жизни. В конце концов наука и техника не развиваются сами по себе, они просто орудия в руках людей. Так достаточно ли мы мудры и квалифицированны, чтобы пользоваться этими орудиями? Возможно, сильнейший страх мы испытываем перед угрозой, которую представляем сами для себя. В этом нет ничего удивительного. В конце концов мы не знаем в точности, чего мы хотим. Мы должны нести ответственность за эволюционный процесс, но в действительности мы еще далеко не достигли необходимой для этого степени зрелости. Мы настолько разобщены и замкнуты в отдельные народы и государства, что не можем сообща почувствовать подобающую ответственность.
Итак, гибель человека таится в нем самом. Мы не можем утверждать, что наука и техника являются причиной нашего непонимания своего места в природе. Виноваты только мы сами, и, пока мы не поймем пашу роль лидеров эволюции и границы нашего поведения, диктуемые этой ролью, человеку будет грозить скорое вымирание. Это вымирание можно рассматривать как естественное явление, вызванное чрезмерной специализацией вида в ходе биологической эволюции.
Вывод о том, что чрезмерная специализация ведет к вымиранию вида, стал сейчас почти что общим местом, и, хотя менее специализированные группы тоже могут оказаться в катастрофическом положении, все же именно сверхспециализированные виды особенно подвергаются риску. Чрезмерная специализация в природе означает привязанность к одной узкой экологической нише с обычно одним-единственным источником энергии и с определенным типом окружающей среды. Когда исчезает этот источник энергии или изменяется среда, вид вымирает. С этой точки зрения человеческий вид предельно универсален. Мы используем гораздо более широкий набор источников энергии и живем в более разнообразных условиях, чем любой другой вид. Тем не менее наши энергетические ресурсы уже не столь велики по сравнению с темпами их эксплуатации. И даже если нашей экологической нишей является весь мир, она становится узкой при нашей способности загрязнять и опустошать ее. Кроме того, в силу присущей нам особой интеллектуальной специализации мы изобрели средства массового уничто-
239
жения, которые яляются по меньшей мере столь же большой угрозой существованию, как и любой из прежних видов специализации. Наше нынешнее движение к самоистреблению, таким образом, представляет собой вполне естественное явление, соответствующее законам биологической эволюции.
Естественное, но не неизбежное. Разница между специализацией других существ и специализацией людей в том, что другие существа не имеют представления о своей эволюции. Люди — это первые существа, осознавшие свою эволюцию, и, если наш вид вымрет, с нами исчезнет надежда на дальнейшее развитие разума. Это сравнение между осознающим свое развитие человеком и бессознательными другими существами грубо и упрощенно, поскольку оно приписывает нам понимание и осознание нашего эволюционного развития, чего на самом деле нет. Сравнение сделано главным образом для того, чтобы показать, как могло бы обстоять дело и как оно должно обстоять, если мы хотим свернуть с разрушительного курса нашего поведения.
В действительности научно-техническая культура катится вперед без ясного представления людей о том, что они-то и есть причина и авангард великого процесса изменения. Поскольку мы не осознаем и не понимаем, что живем в соответствии с законами эволюции, мы постоянно оказываемся в конфликтах друг с другом и приближаем час нашей гибели своей ненасытностью. Не только третья мировая война или ядерное оружие угрожают нашему существованию. Семена разрушения произрастают в нас самих. Не поняв законов эволюции, мы не смогли и диагностировать, что смертельной опухолью природы является сам постоянно вожделеющий человек.
Поэтому человек научно-технической культуры будет жить в мире все более глубоких противоречий и конфликтов, пока он не поймет, что в их недрах лежат его собственные необузданные стремления.
Современные противоречия можно легко поделить на пять категорий:
— между различными классами общества,
— между соседними государствами,
— между научно-техническими государствами,
— между развитыми и развивающимися странами,
— между человечеством и природой.
Не описывая и не анализируя каждый из этих конфликтов в отдельности, я рассмотрю общее их обострение.
240
В ходе дальнейшего развития научно-технической культуры все они, по-видимому, сохраняются, а самые распространенные из них, очевидно, усиливаются. С эволюционной точки зрения человеческое поведение имеет, вероятно, две тенденции развития. Во-первых, эволюция, по всей видимости, неизбежно перенесет центр тяжести с классовых конфликтов и пограничных споров на глобальные столкновения, связанные с отношениями между человеком и природой. Во-вторых, представляется очевидным, что человек в интересах упрочения жизни должен научиться регулировать широко распространенные конфликты, общие для всего человечества. Эти две поведенческие тенденции связаны между собой. Но хотя обучение контролю за возрастающими конфликтами и является для человека единственной дорогой надежды, насилие и вооружение все еще играют важнейшую роль в направленном на обеспечение безопасности поведения всех государств. С эволюционной точки зрения война между Ираком и Ираном или разногласия по вопросу о размещении ракет в Европе — просто недопустимая потеря времени перед лицом реальной общей проблемы приспособления основных функций человека к природе. В этой связи я не могу не подчеркнуть ответственности, лежащей на Соединенных Штатах и Советском Союзе. Эти две сверхдержавы уже в течение десятилетий соревнуются в гонке ядерных вооружений. Пусть дело и не дошло до третьей мировой войны, но такие играющие решающую роль в сегодняшнем научно-техническом развитии державы, как США и СССР, могли бы осознавать более глубоко совместную ответственность; ведь если бы понимание эволюции этими странами стало примером и заняло свое место в общей информации человечества, угроза третьей мировой войны вскоре рассеялась бы. Стал бы ясен истинный долг этих стран — устранение конфликта между человеком и природой.
Проблема нашего выживания будет обостряться, так как основное направление развития культурной эволюции в корне неверно: все большее число людей использует все большее количество природных ресурсов в условиях все возрастающей сложности социальной системы. Молодежь мира уже почувствовала приближение катастрофы. Соответственно 70-е годы были десятилетием глобального пробуждения человеческой солидарности: никогда прежде общие проблемы человечества не занимали такого места в исследованиях, в литературе, на конференциях, как в
241
этот период. Наверное, наибольшее внимание привлекли к себе предостережения Римского клуба. Уже в 1972 году в докладе, озаглавленном «Пределы роста», содержалась модель мирового развития, предупреждавшая, что направление, в котором мы движемся, ведет к гибели. С тех пор мы дискутировали и писали относительно демографического взрыва и возможности связанной с ним катастрофы, о падении промышленного производства, нулевом росте, загрязнении природных ресурсов, таких, как вода, почва, растительность и воздух, истощении нево-зобновимых природных богатств, таких, как нефть, уголь и руды. Характерным для всех этих дискуссий было, однако, отсутствие ясного, заслуживающего доверия общего взгляда на действительные закономерности в структуре глобальных изменений. Разные эксперты, естественно, выдвигали различные гипотезы и совершенно по-разному оценивали тенденции глобального развития; соответственно, общий взгляд на будущее человечества остается все еще смутным.
Показательно, что отсутствие общего представления породило страх и неуверенность, находящие выход в «движениях одного лозунга»: движении за мир, считающем прекращение войн жизненно важной заботой человечества; антиядерном движении, выступающем против использования ядерной энергии и ядерного оружия; движении тех, кто видит наибольшую угрозу в технике вообще; экологических движениях, считающих увеличивающуюся эксплуатацию природы прямой дорогой к упадку, вырождению и в конечном счете гибели человека; движении, выступающем в поддержку международной экономической помощи, сторонники которого полагают, что решающим фактором для будущего человечества является возможно более быстрое устранение разрыва между развитыми и развивающимися странами.
Все эти «движения одного лозунга» привлекают наше внимание к той или иной угрожающей тенденции в человеческом поведении. Все они апеллируют к испытываемым нами чувствам беспокойства и неуверенности. Однако поведение людей в целом и его направленность не могут быть изменены с помощью таких движений, так как в силу нашей врожденной склонности к соперничеству они представляются далекими от реальности. Пробуждение глобального сознания в 70-е годы не побудило государства предпринять действия, необходимые для разрешения взаимных проблем, и по мере обострения этих проблем
242
нации все больше замыкались в себе и полагались на силу оружия. Продолжаемая научно-техническими державами гонка вооружений не может не вызывать отчаяние перед лицом ее иррациональности в существующих условиях. А отчаяние питает собой насилие и терроризм, так как это — естественная взрывная реакция в поведении молодых людей в той обстановке, когда мир кажется им безнадежным и когда лидеры великих держав на словах и на деле продолжают соревноваться в вооружении и стремлении к власти.
Итак, человечество стоит перед последним испытанием своего разума. Вопрос в том, станут ли нам наконец ясны основы нашего существования и нашей жизни?
И в безнадежности эволюция дарит нам надежду: генетически в нас запрограммирована способность научаться, постигать, понимать. Поскольку до сих пор это удавалось нам на протяжении нашей поведенческой истории, не осознаем ли мы и на этот раз совместную видовую и эволюционную ответственность и не научимся ли ограничивать наши основные функции с тем, чтобы приспособить их к великому процессу, происходящему в природе?
Я закончу свое описание стадий культурного развития человечества, повторив мысль о том, что научно-техническая культура сохранится и продолжится как мировая культура, если человек как индивид и как вид научится самопознанию. Выше я ссылался на Моно и суммировал идею, лежащую в основе моей книги, следующим образом: наш логический аппарат не подведет нас, коль скоро наша центральная нервная система рассчитана на истинное, естественное восприятие мира. По мере того как логический аппарат предсказывает последствия нашего поведения, наша центральная нервная система реагирует и требует защитных действий. Мы соответственно стремимся обеспечить безопасность и видоизменяем наше поведение.
Говорил я уже и о том, как мы должны меняться, приспосабливая наши основные функции к великому природному процессу. В этом суть моей книги и ключ к ее пониманию. Это же станет и ключом к контролю за конфликтами.
Эти идеи могут показаться чрезмерно упрощенными. Может возникнуть вопрос: действительно ли это все, что необходимо сделать?
Ответ таков: да, это все. Однако приспобление наших основных функций на практике потребует от человека научно-технической культуры значительных усилий. Он
243
должен полностью переориентировать все свое поведение, поскольку сейчас каждая из его основных функций приобрела неестественный антибиологический характер. Поэтому разрушительным стало не только все человеческое поведение в целом, но и каждая из его функций в отдельности. Только основываясь на естественно-биологическом представлении о человеке, возможно привести наши основные функции в состояние гармонии с природой.
Достигнутые сегодня темпы увеличения численности населения неестественны и недопустимы. Если сохранится существующий уровень воспроизводства, при котором население удваивается каждые 40 лет, приблизительно к 2100 году на Земле будет 36 миллиардов человек, что будет означать и биологическую, и культурную катастрофу.
Энергетическая база для нынешнего производства продуктов питания ненадежна и невечна. Из общего количества энергии, используемого в настоящее время в мировой экономике, три четверти получается за счет не-вознобновимых природных ресурсов, которые будут исчерпаны в течение жизни нескольких поколений. Мы еще не разрешили проблему неограниченных источников энергии.
Средства обеспечения безопасности от конфликтов внутри человеческого вида и между человеком и природой явно недостаточны. Поскольку ядерное оружие становится доступным все большему числу стран и изменения в среде обитания, вызываемые ростом производства во всем мире, не контролируются, становится ясно, что человек беспомощен в своих попытках защититься от самого себя.
Возможно ли, чтобы из этого разрушительного поведения родилось новое биологическое представление о человеке? Мы предполагаем, что десять тысяч лет назад отступление ледника и скудость охотничьих ресурсов заставили человека перейти к производящему хозяйству. Если осознание деструктивности нашего курса сможет привести нас к правильному пониманию человека, мы обретем новую основу поведения и возьмем на себя ответственность за судьбу нашего вида и за нашу эволюцию.
В третьей части книги я изложу свои размышления относительно путей преобразования, по которым мы пойдем.
Ill
Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.