Поскольку изменениям в основных функциях всегда предшествуют изменения в информации, очевидно, что такие изменения должны были произойти сначала в Англии, а затем, в XIX веке, во всем евро-американском мире. В этом информационном развитии одним из факторов был обмен информацией между индивидами. Вначале он совершался преимущественно в устной форме, пока письменность не обеспечила нас коллективной памятью, которая затем в виде печатных книг распространилась среди огромного числа людей. Развитие нашей информации почти всегда основывалось на обучении, а оно стало гораздо более систематичным благодаря письменности и книгопечатанию. Научные исследования стали играть все большую роль в сборе информации в виде системы законов, основывающихся на точных измерениях и экспериментах в процессе изучения Земли, человека и его поведения.
До формирования научно-технической культуры информационное развитие сдерживалось узостью границ в передаче информации. Хотя обучение в университетах началось еще до книгопечатания, условия для развития информации имелись главным образом в узком кругу церкви, двора и поместья, другими словами, в тех местах, куда поступал скудный излишек, производимый аграрной культурой. Информационная система эпохи феодализма была столь же негибкой и ограниченной, как и его методы производства, и использовала лишь самую малую часть человеческого потенциала.
Зарождение и распространение научно-технической культуры следует рассматривать как мощную мобилизацию и ускорение информационного развития человечества, и нам следует задаться вопросом: почему оно произошло
226
в Англии, а, скажем, не во Франции эпохи Вольтера и Руссо?
Об Англии неизбежно думаешь как о родине первых в мире капиталистов и создателей прибавочной стоимости, о стране, где излишек стал впервые накапливаться у ремесленников, торговцев и моряков, участвовавших в его производстве и сохранении, и я уверен, что мобилизация информации и ее превращение в поведенческие изменения могут быть в значительной степени объяснены исключительно благоприятными условиями эволюционного развития. Люди создавали новые поведенческие альтернативы и экспериментировали с ними, так как это давало возможности получить выгоды на местном рынке труда и товаров. Превращение наблюдений и опыта в изменения в поведении было здесь более легкой и более доходной задачей, чем где-либо еще.
Представляется, что мы в нашей научно-технической культуре склонны преувеличивать значение, которое имеет для происходящих с нами эволюционных перемен эзотерическое научное знание. С давних пор мы стремились к знаниям, науке, истине и поклонялись им во имя истины как таковой. Процесс фрагментации, разделения знания и наук усилился в результате нашего нежелания признать, что критерием надежности знания является его способность быть испытанным на практике, а критерий его ценности состоит в его практической пользе. Только после того, как будет понято значение практической проверки и оценки знаний, его способность превращаться в поведение станет фактором, который объединит науку с происходящим в наши дни процессом развития информации. Однако, даже объединившись для достижения практических целей, информационное развитие и наука ни в коей мере не обретут монополии на управление нашим поведением.
На примере Англии XVIII века можно видеть это разнообразное информационное обеспечение эволюционных изменений. «Начала» Исаака Ньютона были опубликованы в 1687 году, индустриализм же как их практическое воплощение начался позднее. Изобретатели прядильной машины и мюль-машины были практичными людьми, стремившимися к барышам и не слишком обремененными образованием. Однако создание паровых машин и применение тепловой энергии — этот первый революционный сдвиг в сторону научно-технической культуры — явились уже результатом систематического применения методов и достижений науки.
227 8*
Происходившие в XIX и XX веках взрывоподобные перемены в основах информационного развития соответствуют изменениям в поведении человека в области добывания пищи, воспроизводства и самозащиты. Поскольку умение извлекать пользу из информации является, по-видимому, одной из характерных черт эволюционного прогресса, понятно, почему при научно-технической культуре постоянно совершенствуется образование.
Во времена, когда Гёте пошел в школу, наверное, лишь 5 процентов населения мира умело читать и писать, что составляло в общей сложности около 40 млн. человек. Сейчас, возможно, около половины населения Земли, примерно 2 млрд. человек, учились в школе и владеют приобретенными там навыками. Опять-таки можно задуматься, как давно произошли эти изменения. В целом человечество научилось читать только в XX столетии. А раз мы только что осилили азбуку, стоит ли удивляться, как мы еще не доросли до таких сложных вещей, как умение воспринимать самих себя в качестве части единого целого — человечества. Тем не менее систематическое обучение и образование распространяются все шире. Сегодня в мире столько же студентов университетов, сколько было грамотных людей во времена Гёте. Сегодня почти 6 процентов общей стоимости мировой продукции тратится на образование, а в наиболее развитых промышленных странах 4 человека из 100 заняты наукой.
Изменения в области информации никоим образом не ограничиваются образованием и научными исследованиями. Через средства массовых коммуникаций — газета, радио, телевидение — весь мир может получать одну и ту же информацию почти одновременно. Применяя электронные информационные системы, мы приблизились к такому этапу, когда вся публикуемая в мире информация сможет быть выражена в сжатой числовой форме и станет, как предполагается, общим достоянием, доступным каждому. Таким образом, осуществится прекрасная эволюционная мечта Тейяра де , Шардена — образуется «ноосфера» обволакивающая мир и объединяющая человечество. Любая информационная система, однако, принадлежит только тем, кто в ней разбирается, следовательно, в настоящее время нам еще далеко до этого этапа, ибо сейчас, как никогда прежде, становится понятным, что ускоряющаяся эволюция явно покровительствует пионерам и ущемляет отставших. На промышленно развитую, меньшую часть мира сейчас приходится 95 про-
228
центов мировых затрат на науку и технику, тогда как страны, лишь идущие по пути индустриализации, довольствуются оставшимися пятью. Общая структура информационного развития сейчас такова, что разрыв между странами расширяется, и, пока сохраняется такое положение, невозможно уменьшить разногласия и конфликты.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 251.